Рекомендации для родителей детей 4-5 лет. Воспитание любви к чтению
Приобщение к чтению художественной литературы детей 4-5 лет
Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель ГБОУ СОШ №1464 г. Москва (дошкольное отделение)
Цель: Помочь родителям правильно приобщать ребёнка к чтению художественной литературы.
Задачи: Показать родителям пользу совместного чтения художественной литературы.
Рассказать родителям о том, как умеет ребёнок в возрасте 4-5 лет "читать".
Посоветовать родителям авторов, чьи произведения лучше прочитать с детьми этого возраста.
Сподвигнуть родителей, у кого дома нет детской библиотеки, организовать её.
Назначение:Данный материал может быть использован на родительских собраниях в ДОУ, может быть выставлен в виде памяток в группе ДОУ, либо просто в виде информации для родителей в ДОУ.
Предназначение:Предназначен для родителей детей 4-5 лет, для воспитателей ДОУ.
Уважаемые родители, просим вас серьёзно пойти к вопросам совместного с детьми чтения художественной литературы.
Ничто не преображает человека, как умение по-настоящему читать книги!
Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития, широкими познавательными интересами, грамотной образной речью, развитой эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами.
Задача взрослого сделать из ребёнка активного читателя. Родители могут купить ребёнку книгу своего детства, любимую вами и с неё начать серьёзное приобщение ребёнка к литературе.
В возрасте 4-5 лет ребёнок сам многое может. Ему хочется быть взрослым или быть похожим на взрослого во всём, в том числе и в литературном творчестве. Ребёнок может взять книгу, открыв её, воспроизводить запомнившееся произведение, делая вид, что он читает. Сколько гордости испытывает в это время ребёнок. Также, вспомнив запомнившуюся строчку из стихотворения, ребёнок может выдавать её за свою. Дети точно пересказывают народные сказки. Хотелось бы, чтобы родители не упустили эти моменты, так как, ребёнка нужно направлять и ненавязчиво руководить им, ведь знания никогда не были лишними.
Не следует забывать о ведущей роли ребёнка, как сочинителя, нельзя сковывать его порывы. У ребёнка свой ход мыслей, своя аргументация, а взрослый только советчик.
На пятом году жизни ребёнок может многое понять, хорошо говорит и способен активно общаться со сверстниками и взрослыми. В жизнь ребёнка вошёл новый вопрос "зачем?" Он ничего не принимает на веру, ему нужны доказательства. А где их найти? Конечно в беседе со взрослыми и в содержании читаемых книг.
В идеальном варианте, у каждого ребёнка должна быть дома библиотека, которую родители тщательно собирают для своего ребёнка. В наше время библиотека чаще всего электронная, но и от традиционной библиотеки многие не отказываются.
Ребёнок на пятом году жизни может сам долго рассматривать книгу, пересказывать произведения, глядя на иллюстрации. Задача взрослых- следить за тем, что "читает" их ребёнок самостоятельно, что ему больше всего нравится, к каким книгам малыша влечёт постоянно. Родители должны организовывать доступ к книгам для ребёнка, научить его бережно обращаться с книгой. Нужно начинать приучать ребёнка, чтобы он правильно клал книгу, брал книгу только чистыми руками, правильно перелистывал странички. Нужно приучать малыша, что каждая книга может иметь своё место в библиотеке, чтобы следующий раз можно было бы без труда её найти. Можно начинать постепенно знакомить ребёнка с понятиями: "автор" , "писатель", "поэт", "художник".
Время, которое вы проводите с ребёнком за книгой может быть 20-30 минут, но если ваш ребёнок может сосредоточиться на этом занятии дольше, не надо лишать его этого удовольствия. Читайте ему дольше, сколько потребуется. Прежде, чем начать читать, не забывайте спросить у ребёнка совета, что он желает услышать. От этого зависит интерес ребёнка к чтению.
Можно отвести ребёнка в детскую библиотеку для того, чтобы познакомить его с книгами в библиотеке и дать представление малышу о том, зачем люди сюда ходят. На полках найти и показать ребёнку уже знакомые для него книги и некоторые незнакомые, на которые вы хотели бы обратить его внимание. В дальнейшем ваши походы в библиотеку будут постоянными, а пока это ознакомительный этап. Задача родителей сделать так, чтобы ребёнку было уютно в библиотеке, чтобы ему хотелось туда идти.
Совместное чтение художественной литературы должно увлекать ребёнка. Произведения для чтения должны быть разнообразные: это и юмористическая литература, и книжки-игрушки, проза, поэзия, драматургия. Жанры тоже должны быть разнообразные: рассказы, сказки, стихи, повести, потешки, загадки. Выбрав литературные произведения различных направлений, мы воспитываем у ребёнка разнообразное представление о мире, о жизни.
Произведения, рекомендуемые для чтения с детьми 4-5 летнего возраста:
1. Рассказы для детей: М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского.
2. Сказки К. Чуковского, А. Пушкина, П. Ершова, А. Погорельского, Д. Мамина-Сибиряка, В. Бианки, Н. Абрамцевой, П. Бажова, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена.
3. Стихи: С. Маршак, А. Барто, А. Пушкин, К. Чуковский.
Больше читайте ребёнку, говорите с ним о прочитанном, учите его делать добро, спешить на помощь, всматриваться в мир и восхищаться им.
Удачного вам путешествия по страницам интереснейших произведений!
Рекомендуем посмотреть:
Экскурсия в библиотеку с дошкольниками
Чтение художественной литературы в средней группе
Неделя детской книги в младшей группе
Как читать сказки детям
Похожие статьи:
Родительское собрание «Развитие читательского интереса у дошкольников». Конспект
Пословицы и поговорки о книгах