Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План местности. Окружающий мир, 4 класс

Занимательный материал к уроку окружающего мира в 4 классе. Тема: План местности
Сведения для учителя.
Что такое план местности
План - это чертёж местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе. Масштабом называется отношение длины линии на плане к длине соответствующей линии на земном шаре. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшено картографическое изображение по сравнению с реальными размерами предмета. С помощью масштаба чертят не только план отдельных предметов, но и небольшие участки местности, то есть план местности. Для того чтобы начертить план местности, измеряют расстояния между предметами и уменьшают их. Предметы, которые находятся на местности, обозначают специальными условными знаками. На плане местности обязательно справа или слева наносят стрелку, которая указывает направление на север и юг. Если на плане таких изображений нет, то север всегда находится вверху, а юг - внизу, восток - справа, запад - слева.
Планами местности пользуются люди разных профессий: строители, агрономы, военные. Геологи, например, с помощью планов отыскивают залежи полезных ископаемых, агрономы правильно размещают посевы различных культурных растений.
Как составить план местности?
В первую очередь нужно выбрать точку, откуда весь участок, который вы хотите нанести на план, будет хорошо виден. Затем выберите масштаб и сориентируйте планшет с помощью компаса на север; в верхнем углу плана нарисуйте стрелку, направленную вверх, и подпишите рядом букву «С» - направление на север.
На плане обозначьте точку, с которой производится съёмка, и нанесите на него основные ориентиры местности, например мост через реку или большое дерево. Далее с помощью компаса измеряйте азимут каждой точки, которую вы хотите нанести на план, и, пользуясь транспортиром, отмечайте на плане соответствующий угол. При этом каждый раз проводите в данном направлении вспомогательную сплошную линию, на которой откладывайте длину отрезка от «полюса» съёмки до искомой точки. Далее с помощью условных знаков укажите все объекты - реку, озеро, лес, луг, болото, сад, пашню, овраг и т. п. В заключение подпишите необходимые названия, заголовок плана и укажите выбранный масштаб.
Топографический диктант
(Учитель читает текст, учащиеся должны посчитать названия местных предметов, которые могут быть заменены рисунками топографических знаков. Их 32.)
Утро застало нас в лесу на поляне. Выскочив из палаток, все ребята помчались умываться к озеру, заросшему высоким камышом. Нарвать его нам не удалось - берега были заболочены, а на кочках сидели страшные лягушки.
После завтрака по просеке мы вышли к грунтовой дороге и вскоре по ней подошли к хутору. Отсюда мы пошли по опушке леса в полукилометре от торфоразработок, но вскоре свернули на восток и по едва заметной тропинке вышли, наконец, к ручью, где устроили привал на обед. Костёр развели в овражке, а сами устроились на лугу.
После обеда наш путь проходил так: по пешеходному мостику мы перебрались на другой берег и по просёлочной дороге пошли на с.-в. Справа тянулись поля, а слева - кустарники и редкий лес.
Через час мы вышли к шоссе. Вскоре стали попадаться отдельные строения, а впереди показались высокая кирпичная башня, купол церкви, труба завода.
Чтобы срезать угол, мы пошли вдоль электролинии (НЭП), но тут упёрлись в забор, за которым был сад. Пришлось его обходить по грязи, прыгая через глубокие ямы.
Наконец мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже начало смеркаться, когда мы подошли к станции.
Кроссворд «Напиши словами»

Кроссворд по теме «План местности»
По вертикали:
1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени? (Восток.)
2. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (Горизонт.)
3. С помощью чего мелкие объекты на карте можно увеличить или уменьшить? (Масштаб.)
5. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас.)
6. Какую сторону горизонта можно определить с помощью тени в полдень? (Север.)

По горизонтали:
4. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени? (Запад.)
7. Как называется умение находить север, юг, запад и восток? (Ориентирование.)
Тест по теме «План местности»
1. Как называются условные знаки плана местности?
A) Масштаб;
Б) чертёж;
B) рисунок;
Г) топографические знаки.
2. Прочитай:


3. Подчеркни, какие действия необходимы для составления плана спортивной площадки:
представить вид площадки сверху, измерить длину и ширину, указать направление ветра, определить стороны горизонта, измерить температуру воздуха.
4. Что обязательно указывают на плане?
A) Масштаб;
Б) направление ветра;
B) стороны горизонта;
Г) названия растений.
5. Найди ошибки:

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Как человек познаёт окружающий мир. Тест

Как считают время в истории, 4 класс. Окружающий мир. Тест

Как ориентироваться на местности, 4 класс. Окружающий мир

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Развитие тактильных ощущений у детей 5-7 лет | Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Пушкин
Опубликовано: 534 дня назад (1 декабря 2022)
Просмотров: 2558
+1
Голосов: 1
Ольга Борисовна Шамсудинова # 13 декабря 2022 в 14:18 +1
Тема план местности, как правило детям не всегда интересен. Данный материал придаст уроку интерес и дети с удовольствием освоят новый материал.