Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная общеразвивающая программа "Донские ремёсла"

Дополнительная общеразвивающая программа "Донские ремёсла"
Предназначена для детей от 6 до 17 лет
срок реализации: 3 года.
Информационная карта
Наименование программы: «Донские ремёсла». Разработана на основе Авторской программы «Волшебный краснотал», действовавшей с 6 сентября (Протокол №1 от 6.09.) 2004г. И Авторской программы «Шелковое чудо», действовавшей с сентября 2007г.
Рецензент: Рябченко Алексей Михайлович, Ростовский институт повышения квалификации педагогических работников, 2007г.
Организация – исполнитель: МБУ ДО Шолоховский Центр внешкольной работы
Адрес организации – исполнителя: 347022, ул. Пушкина, 32, п. Шолоховский, Белокалитвинский р – н, Ростовская обл., тел 8(86383) 5-40-08.
Ф.И.О., должность автора: Надежда Владимировна Бородина, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
География реализации программы: п. Шолоховский
Целевые группы (количество, возраст, социальный статус): для детей от 6 до 17 лет, обучающиеся средних школ, школы – интерната.
Цель программы: состоит в том, чтобы помочь детям через обучение прикладному искусству, путём создания условий и предпосылок духовно – нравственной мотивации, прийти к познанию национальной культуры Донского края, развить творческий потенциал личности.
Направленность: художественная,
Срок реализации: 3 года.
Вид программы: экспериментальная (авторская программа в период апробации).
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения программы: общекультурный, профессионально – ориентированный, разноуровневый.
Способ освоения содержания образования: креативный.
по виду деятельности – декоративно - прикладная, профессионально - ориентированная; интегрированная.
по уровню усвоения – общекультурного (базового) уровня - разноуровневая;
по форме реализации – групповая и индивидуальная.
Краткое содержание программы: программа способствует формированию компетентности в сфере самостоятельной познавательной и декоративно – прикладной деятельности, представления о народном мастере, как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, раскрывает истоки возникновения и развития народного творчества и его роль в жизни общества.
Программа отражает содержание учебной и воспитательной работы, приводятся планы распределения учебного материала по годам обучения и разделам, система прогнозируемых результатов, методическое обеспечение программы.

Содержание:
Введение
Пояснительная записка
Учебный план
Учебно – тематический план на первый год обучения
Содержание программы
Учебно – тематический план на второй год обучения
Содержание программы
Учебно – тематический план на третий год обучения
Содержание программы
Методические рекомендации
Список литературы
Методическое обеспечение

ВВЕДЕНИЕ.
Поразительное создание природы – ребенок. Как в нем подчас умещается радость и печаль, добро и зло, простота и величие, стремление к стройности и беспорядок… Странная схожесть с двумя чашами весов, где на одну чашу кладет свое приданное сама природа, а на другую – общество взрослых людей. И кто знает наверняка, сколько наших с вами чаяний, тревог и надежд нужно возложить на одну из этих чаш, чтобы ребенок достойно развивался.
Стремление человека творить проявляется с детства, и величайшее искусство педагога заключается в том, чтобы внушить ребенку, что он способен к творчеству. Преимущество творческой деятельности заключается в том, что она оказывает положительное влияние на воспитание и развитие ребенка.
«Творчество само по себе является целительной силой» - писал К.Д Ушинский. Почему?
Прежде всего, потому, что творческий процесс ребенка связан с радостью. А радость повышает уверенность в своих силах, дает возможность найти свое место в детском социуме и формирует позитивное отношение к жизни. Это те качества, в которых всё больше и больше нуждаются наши дети. Получая положительные эмоции в процессе творческой деятельности, каждый отдельный ребенок сможет решить проблемы своего личного гармоничного существования, а человечество – глобальные проблемы будущего выживания на земле.
Основной чертой творческой деятельности является создание нового, способного выйти за рамки установленных образцов и правил. И тот, кто будет больше вкладывать в развитие творческих способностей детей, достигнет наивысшего уровня развития общества. Если не развиваются дети, то не развивается общество. Если не развивается общество, не развивается культура. Народ духовно не растет и умирает.
Так и народ, нация, не знающие своей культуры и истории, обречены на вымирание и, в конечном счёте, на исчезновение с Земли. Без знаний о прошлом своей малой Родины невозможно движение в будущее. А культура и народный быт обладают глубочайшей преемственностью.
Изучение донских ремёсел - способ познания национальной культуры казаков. В историческом прошлом своего народа мы черпаем духовные силы, чтобы совершенствовать настоящее и идти в будущее. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их, и оно погибнет».
В последние годы возрос интерес к старине и старинным ремёслам. У людей стало больше свободного времени, появилось желание своими руками делать вещи «для дома, для семьи».
Сохранить донские ремесла, восстановить звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, призвана программа «Донские ремёсла» детского творческого объединения «Волшебный краснотал».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию у детей мотивации к познанию и творчеству; укрепление здоровья; профессиональное самоопределение и организация творческого труда, социализации воспитанников, укреплению семейных отношений, формированию общей культуры и организации содержательного досуга.
Достижение нового качества обучения и воспитания должно быть сопряжено с максимальным обеспечением условий для развития духовности обучающихся, приобщением их к ценностям отечественной и мировой культуры, предпрофессиональным и жизненным самоопределением, гражданским и нравственным самоосуществлением
Почему возникла необходимость в данной программе? Я работаю в системе дополнительного образования более двадцати лет по программе с региональным компонентом «Волшебный краснотал». Проводя исследовательскую работу с детьми по теме «Донские ремесла» я поняла, что их изучение может привлечь воспитанников.
Я пришла к выводу, что следует продолжить индивидуально-личностное обучение и воспитание по программе «Донские ремёсла», которая позволяет сегодня удовлетворять запросы конкретных детей, использовать потенциал их свободного времени. Содержание этой работы отвечает социальному заказу и диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и творческого развития.
Программа «Донские ремёсла» разработана на основе Авторской программы «Волшебный краснотал», действовавшей с 6 сентября (Протокол №1 от 6.09.) 2004г. и Авторской программы «Шелковое чудо», действовавшей с сентября 2007г.
«Донские ремёсла» – это программа, в которой прослеживается связь обучения и воспитания с жизнью, содействует осуществлению дополнительного образования, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их творческих способностей.
Программа «Донские ремёсла» расширит кругозор, познакомит учащихся с хозяйственной жизнью Донской земли, родного города и поселка, с народным и декоративно-прикладным искусством края, воспитает любовь к малой родине, истории Дона, гордость за свой народ, настоящих мастеров прошлого и настоящего, патриотизм и трудолюбие.
Программа разработана в соответствии с Региональными рекомендациями
к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 01.03.2016 № 115)

Программа осуществляет свою деятельность в соответствии с
Конвенцией о правах ребёнка,
Конституцией РФ,
законодательством Российской Федерации,
ФЗ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”,
Приказ Министерства просвещения РФ от9.011.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ.
Нормативно-правовой аспект
программа разработана в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);
- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Ростобрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
- Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);
- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок);
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

При написании программы соблюдались принципы:
Принцип культуросообразности, предполагающий, что процесс воспитания и образования личности должен основываться на общечеловеческих ценностях и культуры родного края;
Принцип индивидуального подхода, предполагающий учет особенностей, интересов и потребностей каждого ребенка, предоставление возможности дифференцированного развития личности;
Принцип компетентностного подхода в образовательной и воспитательной деятельности:
- признание индивидуальности, самобытности ребёнка, как активного носителя субъектного опыта, обогащаемого и преобразуемого в процессе воспитания, формирования ключевых компетенций
Принцип креативности, способствующей развитию творческого потенциала детей, сотворчеству детей и родителей, педагога, накопление опыта творческой деятельности.
Приоритетные принципы:
Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора предоставляет ребенку и педагогу возможность выбора индивидуального маршрута на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата для удовлетворения своих интересов, потребностей, реализации собственного жизненного предназначения, осуществления своих целей, развития способностей, творческой самореализации.
Развитие индивидуальности предполагает создание социокультурной среды для максимально свободной реализации заданных природой качеств; организацию индивидуальной помощи детям в реализации первичных базовых потребностей; активное участие педагога в духовном строительстве воспитанников.
Единство и целостность образования предполагает, что обучение не замыкается на отдельных знаниях, умениях и навыках, а выходит на формирование компетентной личности.
Доверие и поддержка. Прежде всего, - это отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия.
 Творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса. Прежде всего, дополнительное образование способствует творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности, формирует потребность в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост.
Сохранение здоровья обучающихся представляется вполне справедливым предположение о том, что на здоровье детей оказывает влияние не только избранная образовательным учреждением стратегия образования, но и реализуемые здоровьесберегающие технологии.

Программа «Донские ремёсла»
по виду деятельности – художественной направлености (декоративно – прикладная), профессионально - ориентированная; интегрированная.
по уровню усвоения – разноуровневая;
по форме реализации – групповая и индивидуальная, рассчитана на детей школьного возраста от 7 до 17 лет.
Принципиальное отличие программы «Донские ремесла» состоит в том, что
Моя деятельность педагога будет направлена на повышение Интереса к изучению ремесла и
качественные изменения в росте мастерства в группах, на создание условий, способствующих:
• формированию целостного представления о единстве Природы и Человека.
• получению и применению обучающимися информации о разнообразных способах и средствах отражения мира;
• стимулированию появления у обучающихся желания овладеть секретами мастерства.
и определяю способы, методы и технологии для достижения результата с опорой на увеличение доли занятий с использованием ИКТ при изучении той или иной темы с целью оптимизации учебной деятельности; развитие:
Навыков информационной и медийной грамотности — получение, анализ, управление, интегрирование, оценку и создание различных форм аудиовизуальной информации.
Навыков межличностных отношений и совместной деятельности — умение управлять и работать в команде.
В начале учебного года при планировании я ставлю перед обучающимися проблемы, предлагаю банк проектов, раскрываю требования к проектам, технологию их выполнения, и критерии оценивания.
• Знакомлю с сайтами по народному декоративно-прикладному творчеству, обучаю Работе со ссылками.
• Подсказываю, как составить сообщения, подобрать иллюстрации по итогам творческого поиска,
• Прошу выполнить эскиз в качестве домашнего задания.
А также совместно с детьми осуществляю:
• Поиск репродукций подлинных народных изделий, работ мастеров,
• Веду работу с текстами, подбор стихов.
• Оформляю слайды.
• отбираю лучшие работы учеников для пополнения экспозиции.
Больше учебных часов отвожу на Выездные, интегрированные занятия, экскурсии
• Встречи с удивительными людьми,
• мастер-классы по созданию видеороликов в программе Windows Movie Maker, Movie Видео конвертер,
• создание и демонстрация презентаций Microsoft PowerPoint, беседы c демонстрацией презентаций по профилактике табакокурения, токсикомании и наркомании среди обучающихся,
• участие в акциях по предупреждению правонарушений и преступлений,
• занятия по профориентации МИР ПРОФЕССИЙ
• включаю темы, направленные на формирование межличностных отношений. Формирование семейных ценностей, межличностных отношений среди обучающихся подростков является одной из основных задач Программы
В программе подробно описываются не только приемы плетения, инструменты и приспособления, которые легко осваиваются детьми, но и приемы работы с природным материалом, ткань, ленты, кожа, шерсть.
Природный материал, ткань, кожа, ленты в умелых руках преображается в прекрасные, великолепные вещи: светильники, вазы, корзинки, оригинальные сувениры и другие не дорогие и доступные в исполнении практичные изделия. Учащиеся, работая с природным материалом, осознают свою непрерывную связь с природой, учатся бережно относиться к природным богатствам родной земли и создавать красоту для себя и друзей, не нанося вреда экологическому состоянию природы.
Приобщение детей и подростков к обучению древним ремеслам помогает ребёнку и его родителям решить важные проблемы. Детям очень полезно тренировать пальцы рук, которые становятся крепкими и ловкими, а ребёнок - умелым и уверенным. Кроме того, решается проблема свободного времени, родители всегда могут проконтролировать ребенка, да и заняться полезным делом вместе с ним. Хочется верить, что народное искусство, которым овладеет ребенок, принесет ему радость творчества и, вместе с тем, вернет ощущение сопричастности с природой, научит жить в гармонии с ней и по ее законам и, возможно, станет делом всей его жизни.
Задача педагога – воспитать из ребёнка творца, развивая у него образное и пространственное мышление, фантазию, тем самым, содействуя формированию личности.
Программа «Донские ремёсла» выгодно отличается от программ - предшественниц по нескольким параметрам. Во–первых, программа даёт возможность работать с детьми как младшего, так и старшего школьного возраста. Во - вторых, дети не только работают с разнообразным природным материалом (лозой, камышом, соломкой), учатся вышивать летами, изготавливать панно из кожи, непряденой шерсти, изготавливать обереги, но и постигают основы декорирования. Кроме того, через освоение старинного ремесла, ребята приходят к пониманию того, что они живут на благодатной земле, богатой культурными, историческими традициями и событиями.
Целью программы является формирование склонностей, творческих возможностей и дарований обучающихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Методические цели:
- Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной и декоративно – прикладной деятельности.
- Формировать представление о народном мастере, как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.
- Раскрывать истоки возникновения и развития народного творчества и его роль в жизни общества.
Основная задача курса – зафиксировать богатое ремесленное наследие русского народа, чтобы каждый желающий мог стать его обладателем, имел возможность научиться работать с разнообразным материалом и создавать произведения искусства или простые вещи для дома.

Дидактические задачи:
Приобщать детей к народным традициям.
Воспитывать уважительное отношение к истокам культуры Дона и традициям разных народов нашей планеты.
Изучать историю возникновения и развития ремесла.
Способствовать овладению технологическими навыками и приемами обработки и изготовления изделий из различных материалов.
Формировать определенные профессиональные знания.
Знакомить с мастерами декоративно – прикладного искусства и традиционными ремёслами донского края.
Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность.
Прививать любовь к труду.
Воспитывать аккуратность, коммуникабельность, бережное отношение к природе, окружающему миру.
Программа «Донские ремёсла», благодаря развитию вариативности программно – методического обеспечения, позволяет педагогу и обучающимся заниматься творчеством и фантазировать, профессионально достигать намеченную цель.

Особенностью программы является:
возвращение к истокам национальной культуры;
овладение традиционными приемами старинного ремесла;
приобщение родителей к творческому процессу (см.: «Работа с родителями обучающихся»);
формирование потребности в самостоятельной исследовательской деятельности.

При написании программы соблюдались принципы:
культуросообразности, историзма;
принцип гуманизации;
креативности, способствующей развитию творческого потенциала детей, сотворчеству детей и родителей, педагога, накопление опыта творческой деятельности;
принцип эстетизации.
Программа личностно – ориентированная; способствует эмоциональному, психическому, нравственному оздоровлению и укреплению здоровья в целом.

Программа «Донские ремёсла» рассчитана на 3 года обучения.
В объединение принимаются все желающие в возрасте от 7 до 17 лет. Количество обучающихся в группах не должно превышать 8 – 12 человек. Это связанно с тем, что во время работы применяются опасные инструменты.

Организационно-педагогические основы обучения
Основой для написания этой части являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
В работе учтены следующие особенности организации учебно - воспитательного процесса:
обучающиеся приходят на занятия по расписанию, в удобное для них время;
обучение организуется на добровольных началах;
контингент обучающихся - разновозрастной, поэтому акцент делается на создание творческой, доверительной атмосферы;
обучающимся предоставляется возможность сочетать различные виды деятельности и формы занятий, допускается переход из одной группы в другую;
используется метод комплексного взаимообучения, когда более опытные ученики объединяются с менее опытными для выполнении индивидуальных творческих работ, из которых потом составляется общая коллективная композиция.

Программа первого года обучения - 144 часа в год - (базовый уровень) «Пчела мала и та работает»
рассчитана на младших школьников от 6 до 10 лет, и ее цель - выявить предрасположенность обучающихся к тому или иному виду прикладного творчества.

После определения путём мониторинга в действиях обучающихся базового, программного или творческого уровня усвоения учебного материала педагог может перевести творческую группу детей на обучение по программе второго года. В течение года обучающиеся осваивают всевозможные виды художественно – творческой деятельности (изобразительной, конструктивной, декоративной). Они приобретают навыки в работе с такими материалами, как: бумага, картон, краски, гипс, клей, природный материал. Получают так же первоначальные навыки плетения из тесьмы, ниток, бумаги, травы, лозы.
Программа второго года обучения «Воля и труд дивные всходы дают» рассчитана на 216 часов в год, предусматривает изучение истории развития ремесел в России, на Дону, освоение простейших видов и способов обработки разного материала, изготовление сувенирных изделий и их оформление. Обучающиеся получают знания о биологических и декоративных свойствах различного природного материала, лозы, ткани, кожи, шерсти, лент, изучают правила техники безопасности, правила обработки сырья, обучаются приёмам работы со специальными инструментами, постигают основы исследовательской и проектной деятельности.
Творческая группа обучающихся после промежуточной диагностики ЗУН может быть переведена на обучение по программе третьего года.
Программа третьего года обучения «Почти мастер» рассчитана на 216 часов в год. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу по изготовлению конкурсных изделий для выставок. Воспитанники демонстрируют свои навыки на мастер-классах, учатся создавать видеоролик в программе Windows Movie Maker, Movie Видео конвертер, создают презентации в Microsoft PowerPoint своих тврческих проектов, участвуют в акциях и занятиях по профориентации.
Работа над творческим проектом позволяет обучающимся воплотить свои замыслы и фантазии, показать мастерство и умение в декорировании и изготовлении композиций из различных материалов с применением плетёных изделий. Посредством ремесла идет широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.
Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей. Изучение донских ремёсел - способ познания национальной культуры казаков.

Программа второго и третьего годов обучения
предполагает индивидуальную работу с особо одаренными детьми и изготовление изделий повышенной сложности.
Программный блок «У истоков мастерства» предполагает изучение истории и развития ремёсел, обычаев и традиций донского края, исследовательскую деятельность детей.

В результате изучения ремёсел Дона обучающийся, независимо от изучаемого раздела, будет
• знать/понимать основные понятия; историю возникновения декоративно-прикладного промысла; назначение и технические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них;
• уметь рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и техническую документацию, полученные исторические сведения о ремесле; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия; планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических и исторических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления изделий из различных материалов; создание изделий с использованием ручных инструментов, и приспособлений; контроля качества выполненных работ; обеспечения безопасности труда.
Содержание программы
«Пчела мала, и та работает».
первый год обучения (возраст 6-10 лет)
ознакомительный уровень
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. . Презентация. Введение в программу «Донские ремёсла». Правила работы в кабинете, организация рабочего места.
ДОНСКИЕ РЕМЁСЛА. Основные сведения о станичных ремеслах Дона. Технология обработки сырья и материалов. Декорирование.
Инструменты; правила техники безопасности. Загадки об инструментах.
Краски, клеи, их состав, свойства, применение. Понятия: Грунтовка, закрашивание. Роспись изделий красками (гуашь, акварель). Сборка панно с помощью клея.
Бумага. Свойства бумаги. Аппликация из рваной бумаги. Выкладывание фона, рисунка. Складывание, склеивание, оформление. Изготовление бумажных цветов. Изготовление лекала, шаблона из картона. Вырезание элементов цветка, стебельков, листьев. Скручивание в «ролы», наклеивание на основу. Кручение трубочек из бумаги. Ажурное плетение из бумажных трубочек. Декорирование плетёных изделий из трубочек.
Ткань, кожа. Свойства ниток, тканей. Изделия из ниток для вязания. Вырезание основы. Подбор ниток. Обматывание картонной основы Подбор декора. Плетение косичек из ниток. Куклы из ниток с плетёными ручками и ножками. Виды тканей. Способы обработки тканей с учётом их свойств.
Природный материал. Сбор природного материала. Поделки с использованием природного материала. Гнездышко из соломы с цыпленком. Улитки на коряге.
Вышивка. Материалы, инструменты, оборудование: назначение, приёмы работы, техника безопасности. Обучение приёмам работы ножницами, иглами.
Вышивальные швы, виды вышивки: ручная, машинная. Изучение терминов: шов, строчка, стежок. Вышивальные швы. Шов «вперед иголку», назад иголку», стежок, узелок, стебельчатый, тамбурный, петельный, козлик. Выполнение простых швов цветными нитками
УКРАСЬ И ЗАЩИТИ СВОЙ ДОМ. Обереги. Куклы - скрутки. Сувениры. Скручивание основы, изготовление одежды. Плетение на кольце, плетение нитками. Лепка из соленого теста. Раскрашивание Оформление оберега, сувенира. Игольницы с элементами вышивки из баночки, на катушке, на основе из картона, с наполнением из синтепона.
У ИСТОКОВ МАСТЕРСТВА. Основные сведения о народных промыслах, станичных ремеслах Дона, воспитание детей в казачьих семьях, традиции и обряды донских казаков. Разучивание народных подвижных игр (детские игры казаков). Писатели, композиторы, художники дона – о Донской природе. Презентации. Игровая программа в музее «Бабушкин сундучок»
МИР ВОКРУГ МЕНЯ. Экскурсия с целью сбора природного материала (трава, лисья, цветы полевые). Экскурсия в этнографический или исторический музей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ЗАНЯТИЯ (вариативная часть).
Покрова на Дону
Коляда ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
«Мужчины моего рода». День Защитников Отечества. Игровая программа.
«Подружки - веселушки». Праздничное мероприятие к 8 марта.
День смеха. Игровая программа.
Этот День Победы. Открытка ветерану.
Мини – выставка «Моя первая работа».
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. «Праздник красоты» - результаты учебного года

Практические работы из бумаги, картона. Вариативная часть.
Осенние листья из бумаги (складывание).
Аппликация из рваной бумаги «Натюрморт».
Открытка с гвоздиками из цветной бумаги.
Рождественская ёлочка из бумажных трубочек.
Плетеное «сердечко» из бумажных трубочек.
Практические работы
• из ниток
Сердечко из ниток для вязания. Дерево из ниток. Кукла из ниток.
Практическая коллективная работа «Дружба начинается с улыбки» плетение косички из ниток
• ткани, кожи
«Рождественский Ангел». «Пасхальный зайчик» Панно из кожи «Берёзка»
• природного материала
Коллаж «осенний лист». Сердечко из веточек. Веночек из прутьев ивы. Цветы из кукурузных листьев.
Обереги. Кукла - скрутка «Спиридон. Оберег из лыка «Веничек»
«Перчик и чесночок». Интегрированное занятие с гр. 2-3 года.

Содержание 1 год «Талант трудом добывают».
возраст 10-12 базовый уровень
Вводное занятие. Презентация. Введение в программу «Донские ремёсла». Правила работы в кабинете, организация рабочего места. Диагностика входящая.
ДОНСКИЕ РЕМЁСЛА. Основные сведения о станичных ремеслах Дона. Технология обработки сырья и материалов. Декорирование.
Инструменты; правила техники безопасности. Загадки об инструментах.
Краски, клеи, их состав, свойства, применение. Понятия: Грунтовка, закрашивание. Роспись изделий красками (гуашь, акварель). Сборка панно с помощью клея.
Бумага. Свойства бумаги. Скручивание в «ролы», наклеивание на основу. Кручение трубочек из бумаги. Ажурное плетение из бумажных трубочек. Декорирование плетёных изделий из трубочек. Ткань, кожа. Свойства ниток, тканей. Изделия из кожи, ткани.
Природный материал.
Технология обработки сырья и материалов. Декорирование. Инструменты: оборудование, инструменты, их назначение, приёмы работы; правила техники безопасности. Обучение приёмам работы ножницами, ножами, бокорезами, шилом. Интерактивный кроссворд «Деревянных дел мастера»
Технология плетения. Коллективная практическая коллективная работа «Подсолнух». Скручивание трубочек для практической работы «Подсолнух. Скручивание трубочек. Плетение лепестков, листиков, окрашивание гуашью или акрилом. Сборка подсолнуха
Ажурное плетение: Рождественская ёлочка из бумажных трубочек или соломки. Кручение трубочек. Ажурное плетение ёлочки. Декорирование бусинами и зеленью.
Коллективная практическая работа панно «Плетень» изготовление кувшина из солёного теста. Кручение бумажных трубочек. Роспись изделий красками (гуашь, акварель, акрил). Изготовление лепестков и листьев из органзы для подсолнухов. Плетение плетня. Сборка панно
Укрась и защити свой дом. Изготовление оберегов к календарным праздникам. Веничек из лыка с ложкой
Декоративное дерево «Яблочный Спас» или «Медовый Спас» «Ореховый Спас» изготовление ствола дерева из теннисного шарика, стаканчика от йогурта, гипса, деревянной палочки. Заготовка массы для папье - маше, изготовление листиков из органзы, яблочек из прессованного папье – маше. наклеивание листиков из органзы и яблочек или подсолнухов, декорирование ствола
Коза - СВЯТОЧНАЯ КУКЛА – ОБЕРЕГ из лыка: Подбираем красивый лоскут для платья Приготовим разные обрядовые предметы для Козы. Скручиваем заготовки для морды-тела, для рожек, рук, ушей, бороды. Заготовку для рогов обматываем (или заплетаем) цветными (по выбору) нитками или лентами Наряжаем куклу
Перчик и чесночок. Интегрированное занятие с гр. 2-3 года Украшаем кухню. Косичка из ниток или травы. Плетение косички из трех осевых. Лепка из соленого теста: перчик. Раскрашивание перчика. Чесночок из Синтепона, Крупы, полиэтилена. Промежуточная диагностика (карточки тех.лото Плетение косички). Оформление сувенира (клей) Перчик и чесночок
Оберег «Мельница». Изготовление оберега из природного материала Мельница. Составление эскиза, подбор материала. Изготовление мелких деталей сувенира из соленого теста. Кручение трубочек. Плетение ветряка. Наклеивание мешковины на объемную форму. Изготовление мешка, мельника. Сборка и оформление сувенира растительным материалом, деталями из соленого теста.
Домовенок в корзинке. Изготовление мелких деталей сувенира из соленого теста. Плетение корзиночки на основе. Склеивание домовенка из мешковины. Сборка и оформление сувенира растительным материалом, деталями из соленого теста.
Магнит Кулич из природного материала (пробки)
Куклы из талаша (кукурузных листьев): изготовление крестовины – основы из деревянных палочек, обматывание синтепоном, изготовление юбки, изготовление блузы, изготовление дополнительных элементов (рушник, дрова, косичка, и т.д. по выбору), сборка композиции
Кукла Доля к женскому дню плетение косы. Изготовление деталей куклы на шаблоне из картона
Панно из искусственной кожи коллективная работа.
Мини – выставка «Моя первая работа».
Комбинированное занятие Демонстрация слайдов презентации «Мастерство добрых рук».
Вышивка. Вышивка. Материалы, инструменты, оборудование: назначение, приёмы работы, техника безопасности. Обучение приёмам работы ножницами, иглами.

Содержание программы 2 год обучения, 12-14 лет программный уровень «Воля и труд дивные всходы дают».
Вводное занятие Презентация «Волшебница Осень!». Введение в программу «Донские ремёсла». Правила работы в кабинете, организация рабочего места. Диагностика входящая.
ДОНСКИЕ РЕМЕСЛА Народно-декоративное искусство, сбор сведений о различных видах ДПИ, донские ремёсла Технология обработки сырья и материалов. Декорирование
Знакомство с сайтами по народному декоративно-прикладному творчеству, Работа со ссылками. Сбор информации и оформление видео-ролика «Копилка идей».
Создание презентации Мир профессий к занятию «Встречи с удивительными людьми»: подбор информации по теме
Конструирование слайдов, сохранение файла.
Создание презентации и демонстрация презентаций Microsoft PowerPoint, «Инструменты».
Самостоятельная работа с дидактическим лото: определение вида сырья по внешнему виду.
Дидактическая игра «Кто, что, из чего и чем?». Входящая диагностика.
Инструменты: оборудование, инструменты, их назначение, приёмы работы; правила техники безопасности. Инструктаж по т.б
Лаки и краски, их состав и свойства. Техника безопасности при работе с легковоспламеняющимися жидкостями. Окрашивание из баллончика, с помощью тампона, кисти.
Материалы природные - кожа. Заготовка и обработка сырья, методы обработки, хранение
Температурная обработка сырья Техника безопасности.
Декоративная бутыль – фляжка. Выкраивание деталей из кожи, плетение отделочных косичек из кожаных полосок, декорирование.
Панно из искусственной кожи (вариативная часть). Коллективная работа Изготовление лекала из картона. Вырезание элементов, стебельков, листьев. Склеивание цветов. Проклеивание прожилок на листиках. Формование вазочки. Составление композиции, выбор оптимального варианта по фотографии. наклеивание фона, деталей.
Материалы природные – ШЕРСТЬ Выкладывание картин из шерсти Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью. Заготовка и обработка сырья, методы обработки, хранение
Основные методы работы с шерстью при выкладывании картин
МАСТЕР-КЛАСС ПО СОЗДАНИЮ КАРТИН ИЗ ШЕРСТИ. подбор эскиза Изготовление кляймерной рамы (она состоит из оргалита (ДВП), стекла, кляймеров-зажимов), подбор эскиза
Выкладывание сливера (неокрашенная, невыбеленная шерсть), равномерно заполняя всю площадь в любом направлении. Формирование заднего плана картины методом работы с шерстью методом "щипание". Формирование прядей, из которых складываем элементы заднего плана. Задний план методом стрижки шерсти на картину, работа пинцетом . ПЕРЕДНИЙ ПЛАН рисуем способом вытягивания тонких длинные прядей. Готовую картину оформляем в багет.
Вышивка лентами (основы ремесла). Материалы, инструменты, оборудование: назначение, приёмы работы, техника безопасности. Обучение приёмам работы ножницами, иглами.
Вышивальные швы, виды вышивки: ручная, машинная. Изучение терминов: шов, строчка, стежок. Вышивальные ленточные швы: стежок, узелок, стебельчатый, тамбурный, петельный, козлик. Выполнение швов цветными лентами.
Ткань. Лоскутная аппликация.
Мини – манекен из ткани с вышивкой лентами.. Шитьё основы юбочки наполнение синтепоном, оформление вышивкой лентами.
Творческий проект, Исследовательский проект. Диагностика промежуточная.
Самостоятельная работа по выбору темы проекта, обоснование выбора темы, разработка разделов проекта. Введение Самостоятельная работа по сбору информации о донских ремёслах, подготовка сообщений. Проектирование изделия. Составление эскиза и выбор цвета, формы. Составление технологической карты изделия. Работа с чертежами. Изготовление, подбор шаблонов.
Проектирование изделия. Подбор материала, инструментов, приспособлений, конспектирование данных. Создание презентации, Изготовление изделия. Плетение основы или выпиливание основы из ДВП или фанеры. Разметка и сверление отверстий. Обработка основы из ДВП или фанеры наждачной бумагой. Декорирование вышивкой, кожей, тесьмой, бусинами, бисером и т.д. Лакирование, подкраска, полировка Изготовление мелких деталей для оформления из соленого теста, соломки Сборка и оформление изделия в рамку Оценка изделия. Самооценка, оформление рекламного проспекта. Оформление теоретической части проекта. индивидуальная работа подготовка сообщений. Защита проекта. Выставка лучших работ. Диагностика итоговая.
У истоков мастерства. В рамках программы «Край Донской, лазоревый». Встречи с удивительными людьми (занятие -сюрприз), создание презентаций практических работ об-ся
Демонстрация презентации творческих работ обучающихся. Викторина «Славу умом добывают»
Мир вокруг меня. Экскурсии. Краеведческий музей: ознакомление с разделом народного декоративного искусства музея; история и художественная значимость донских ремёсел; просмотр интересных образцов в экспозиции. Зарисовка наиболее понравившихся образцов. Виртуальное посещение леса, парка, оранжереи. Занятие в мини-музее «Бабушкин сундук» Сбор информации и оформление альбома «Копилка идей».
Работа в «Музее Донского говора».
Встреча с народными мастерами «Живая легенда».
Экскурсия в деревообрабатывающую мастерскую «Волшебная щепка».
Интегрированные занятия с объединениями центра: «Посиделки» - фольклорная группа «Ложкари»;
Мастер – класс для объединения: «Лазоревый цветок».
Объединенные выставки творческих работ разных групп учащихся (по годам, по темам, по уровню усвояемости материала и др.) «Мир глазами детей».
Персональные выставки одаренных детей «Мастером нельзя родиться, мастером надо учиться».
Воспитательные мероприятия В гостях у ивушки. Покрова на Дону. Коляда ФОЛЬКЛОРННЫЙ ПРАЗДНИК «Мужчины моего рода». День Защитников Отечества. Игровая программа «Подружки - веселушки». Праздничное мероприятие к 8 марта. День смеха
Итоговое занятие Праздник русских народных ремёсел

Вариативная часть. Практические работы.
Зимняя ночь, Летний день картина Пасхальная радость
Подушка «Ромашки» ленты
Джинсовая подставка под горячее с элементами плетения

В конце второго года обучения учащиеся должны
ЗНАТЬ:
народные обычаи и обряды Донских казаков.
виды ДПИ народов нашей страны,
творчество народных умельцев донского региона,
различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
технологию изготовления изделий из текстильного, природного материалов, работу с кожей, лентами, шерстью;
основы проектирования изделий;
роль цвета и принципы формообразования, композиции;
технологические приемы выполнения композиций из различных материалов.
УМЕТЬ:
пользоваться различными инструментами и приспособлениями;
выполнять простые поделки из разнообразного материала;
работать с материалом и находить нужные решения при работе с ним;
изготавливать несложные композиции, обереги, плетеный изделия, панно;
размещать и использовать выполненные работы в интерьере дома;
проектировать новые изделия
читать технологическую карту;
играть в народные игры.

Вышивальные швы, виды вышивки: ручная, машинная. Изучение терминов: шов, строчка, стежок. Вышивальные швы. Шов «вперед иголку», назад иголку», стежок, узелок, стебельчатый, тамбурный, петельный, козлик. Выполнение простых швов цветными нитками
У истоков мастерства: Основные сведения о народных промыслах, станичных ремеслах Дона, воспитание детей в казачьих семьях, традиции и обряды донских казаков.
Писатели, композиторы, художники дона – о Донской природе. Демонстрация презентации
Игра – презентация «Славу умом добывают» 1 раунд знание донских ремёсел.
Игра – презентация «Славу умом добывают» Финал Разучивание народных подвижных игр
Мир вокруг меня. Выездные, интегрированные занятия, экскурсии. Экскурсия с целью сбора природного материала. Веночек (трава, цветы полевые) к Троице. Экскурсия в этнографический или исторический музей школы. Занятие в мини-музее «Бабушкин сундук»
Воспитательные мероприятия В гостях у ивушки. Покрова на Дону. Коляда, «Мужчины моего рода». День Защитников Отечества. Игровая программа «Подружки - веселушки». Праздничное мероприятие к 8 марта. День смеха
Итоговое занятие. «Праздник красоты» - результаты учебного года.
Учащиеся объединения в конце первого года обучения узнают правила техники безопасности;
приобретут начальные сведения о свойствах различного материала, об их разнообразии и цветовой гамме, начальные сведения о цветовом сочетании;
будут иметь представление о пропорции, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о простых способах обработки бумаги, ниток, ткани, природного материала.
приобретут навыки обработки сырья и материалов, умение пользоваться инструментами;
научатся пользоваться шаблонами;
изготавливать сувенирные изделия;
смогут правильно распределить последовательность изготовления поделок (изделия);
в процессе работы научатся ориентироваться на качество изделий;
в процессе обучения смогут строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности в коллективе.
Скачать Дополнительная общеразвивающая программа "Донские ремёсла"

Рекомендуем посмотреть:

Обучение детей финансовой грамотности Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог" Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Программа в дополнительном образовании детей: Чудеса из ткани
Творческая мастерская педагога | Картина из шерсти сирень пошагово с фото
Опубликовано: 1854 дня назад (29 октября 2019)
Просмотров: 1456
Рубрика: Программа
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!