Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по окружающему миру «Зерновушка»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса, знакомство с народной куклой Зерновушка, закрепление представлений детей о злаковых, знаний об условиях их выращивания.
Задачи в образовательных областях
-
Социально-коммуникативное развитие: вызвать стремление ребенка к общению со взрослым. Выработать желание взаимодействовать со сверстниками
-
Познавательное развитие: сформировать знание представлений детей об условиях роста растений, народной кукле Зерновушка, расширять запас знаний на тему «Хлебобулочные изделия»
-
Речевое развитие: обогащать словарь детей существительными: стебель, колос, зерна; глаголами пашут, удобряют, сеют, жнут,перемалывают, пекут.
-
Художественно-эстетическое развитие: Сформировать первоначальные представления о красоте народной куклы, эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
-
Физическое развитие: развивать крупную моторику (движения на динамической паузе), мозжечковую стимуляцию (упражнение «Ладушки»), мелкую моторику при лепке.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, работа с наглядно – диадическим пособием для детей дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл», наблюдение за процессом прорастания побегов из зерен пшеницы, рассматривание репродукций картин и иллюстраций о труде взрослых по уборке урожая, обыгрывание народных песен.
Оборудование: кукла Зерновушка, ширма театральная, игрушка «Колобок», ёмкости с зерном, поддон с пророщенным зерном, наглядный материал «Откуда хлеб пришёл», солёное тесто.
Ход:
Под народную музыку в группу вносится кукла Зерновушка:
-Здравствуйте, ребята! Зовут меня, тетушка Зерновушка. Ох, и много же у меня было хлопот все это время! А вот сейчас выдалась свободная минутка. По всей Русской земле хлеба собрали, обмолотили, зерно в закрома ссыпали. Какие красивые колоски у вас в вазе. Хотите узнать, как убирают хлеб?
Дети слушают музыку, подходят к воспитателю, здороваются, рассматривают и слушают куклу
Зерновушка: Вы знаете, что-нибудь об уборке хлеба?
Дети рассказывают по опорным картинкам «Откуда хлеб пришел»
Зерновушка: Молодцы! А хотите больше узнать?
Дети: «Да»
Зерновушка: Я хочу вас познакомить с моим другом. А кто он – отгадайте загадку:
Из муки, сметаны он.
В жаркой печке был печён.
На окошке он лежал,
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок)
Появляется Колобок (поет):
Я веселый колобок,
У меня румяный бок.
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
К вам, ребята, я пришел!
- Пришел я к вам со сказкой. Послушайте, друзья. Сказка называется:
«Зернышко»
Жило – было зернышко со своими братьями в колоске. Дождик их поливал, а солнышко светило и обогревало. Росли они росли не по дням, а по часам и крепли на земле, поднимаясь все выше и выше. Колосок зрел-зрел и созрел, стал тяжёлым. Зернышкам становилось тесно и грустно сидеть в колоске, и попросили они ветерок поиграть с ними. Ветерок с радостью прилетел и стал раскачивать их в разные стороны. Пролетал мимо воробей и говорит:
-Весело у вас, есть чему радоваться! Хороший нынче урожай, всем зернышек хватит. Не скучайте, уже скоро вас соберут и поедите вы к людям, ждут вас они.
Обрадовались зернышки, что скоро людей увидят, и давай еще веселее играть с ветерком и бабочкам подмигивать.
Пришло время. Закипела работа, собрали зерно. Зерна лежат в мешке и между собой разговаривают:
-Мы хотим быть булочками.
- А мы пирогами мягкими, пышными, ароматными.
А одно зернышко послушало их и решило, что ему надо попасть в детский сад, чтоб рассказать, где оно было, что видело и побыть с детьми до весны, ведь там тепло, сухо и весело.
Зерновушка: -Молодцы, внимательно слушали сказку Колобка.
- Посмотрите, какой сюрприз нас тут ждет. Что же это перед вами? (на столах, на каждого ребенка тарелочки с зернами пшеницы. На другой тарелке пророщенные зерна.)
- Давайте рассмотрим зерно. (Рассматривают, делятся впечатлениями)
Возьмите зернышко в руки. Какой оно формы (овальной)
Какого цвета. (желтовато-золотистого)
На ощупь оно мягкое или твердое? Твёрдое
Посмотрим, как растет пшеница? (обращаем внимание на вазу с колосками), пшеница имеет плотный стебель, удерживающий колос, полный зерна. Зерна покрыты плотной оболочкой, защищающей зерно от высыхания.
Рассмотрим зерно, которое проросло. Посмотрите внимательно на проросток пшеницы. Что вы видите?
Дети: Корни и зеленый росток. Корни растут вниз, росток наверх)
Найдите зернышко из которого он пророс. Потрогайте, твердое оно или мягкое? (Мягкое)
Росток и корешок очень хрупкие, требуют бережного обращения.
Помните сказку колобка, что необходимо зернышку, что бы оно выросло? (Солнце, воздух и вода)
Но впереди зима и зерно должно сохраниться до весны, в сухом, темном месте.
- В народе была традиция, после сбора зерна лучшее зерно собирали в тайный мешочек и хранили его до следующего посева. С этим зерном, новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. Мешочек был не простой, его наряжали в куколку и она была хозяйкой – хранительницей в доме. Вот такая кукла и пришла к нам.
Внутри неё мешочек с зерном. Дети ощупывают куклу.
Воспитатель: а сейчас мы с вами пойдем играть! (физ. минутка)
Мы идем сейчас трудиться
Раз, два, три, четыре, пять (вышли на середину группы)
Начинаем мы сажать. (шаг на месте)
В землю зернышко попало, (присесть)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек прорастал (медленно вставать,)
Ветерок его качает, (руки над головой)
С ветерком росток играет. (наклоны в стороны)
Потянулся наш росток,
Получился колосок (потянуться, на носочки и потянуться руками вверх)
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации.
- Обратим внимание, как долог путь зернышка до нашего стола. (С помощь воспитателя рассказывают по картинкам рассказ) Сначала подготавливают землю для посева: пашут ее, удобряют. Сеют зерно. Созревшие колосья жнут, зернышки отделяют от оболочки, потом их разминают – перемалывают, превращают в муку. Из муки пекут хлеб.
Воспитатель: Как много трудятся люди, что бы мы могли каждый день, есть хлеб.
По старинному русскому обычаю хлеб никогда не выбрасывали. А если случайно роняли, то подняв с земли, просили у него прощения. Крошечки отдавали домашним животным, птицам.
Зерновушка: У меня есть тесто. Что можно из него испечь?
Дети перечисляют, что можно испечь из теста
Подготовим ручки, потренируемся испечь оладушки. (Упражнение на мозжечковую стимуляцию)
Мы играли в ладушки,
Испекли оладушки,
так пожарим, повернём
И опять играть начнём. (Ладони на коленях (Одна ладошка вверх, другая вниз. Под счёт поворачиваем одновременно)
Зерновушка: - Помогите мне испечь хлебобулочные изделия для кукол.
Дети лепят из соленого теста.
Зерновушка: - Ребята, мне так понравилось у вас в гостях, вы так много знаете, порадовали меня. А вам понравилось со мной играть? Если понравилось, похлопайте! Как похоже слепили хлебобулочные изделия. А как можно поиграть с вашими изделиями?
Дети: Шофер отвезёт в магазин, продавец продаст, повар сварит обед, можно угостить друзей и т.д. Дети продолжают играть в уголках с поделками
Воспитатель: Хозяюшка Зерновушка останется в нашем музее
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по музейно-образовательной программе в старшей группе детского сада
Как создать мини-музей в ДОУ?
Положение о конкурсе «Мини-музей ДОУ»
Конспект НОД для детей подготовительной группы в детском саду. Музей