Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему "Рассматривание комнатных растений"
Автор: Земелькина Надежда Николаевна, воспитатель МБ ДОУ "Детский сад №203", г. Новокузнецк.
Описание работы: предлагаю конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему "Рассматривание комнатных растений". Данная работа будет полезна воспитателям дошкольных учреждений, работающих на старших и подготовительных к школе группах детского сада. Материал поможет воспитателям уточнить знания детей об известных комнатных растениях и способах ухода за ними. Поможет познакомить детей с новым цветком - колеусом.
Цель: уточнить знания об известных детям комнатных растениях и способах ухода за ними.
Задачи
Образовательные: учить устанавливать зависимость ухода от дифференцированных потребностей растений, внешнего строения; познакомить с новым комнатным растением колеус, и способом ухода за ним.
Развивающие: развивать умение описывать растения, выделяя характерные особенности.
Воспитательные: воспитывать осознанное отношение к уходу за растениями.
Демонстрационный материал: 7 – 8 видов знакомых детям комнатных растений, предметы ухода за комнатными растениями, указка, магнитофон, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года», фотографии с изображением комнатных растений.
Методические приёмы: слушание аудиозаписи, загадывание загадок, рассматривание растений, продуктивная деятельность детей, дидактическая игра, художественное слово, показ, повторение, подведение итогов.
Ход НОД
- Дети, нас всюду окружает природа. Мы любуемся белоствольными берёзками, стройными рябинками, яркими цветами. Красоту и богатство природы описывают в своих стихах поэты.
(ребёнок читает стихотворение С. Есенина «Берёза»)
Своё чувство средствами музыки выражают композиторы. Предлагаю вам послушать фрагмент из музыкального цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Природа всегда рядом с человеком. В нашей групповой комнате много растений, за которыми мы ухаживаем.
Давай пройдемся медленно по кругу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Чтобы любить природу нужно много знать о ней. Сегодня мы поговорим о комнатных растениях. У меня на столе стоят разные растения, которые вы хорошо знаете. Покажите и назовите их.
Отгадайте загадки про комнатные растения:
Большие и мохнатые
Чуть-чуть розоватые
Спустили стебли низко
И смотрят на ребят.
Листочки здесь широкие,
Зелёные и тёмные,
Как будто бы мрачного
Омута глядят.
Что это за растение,
Кто скажет из ребят? (бегония)
***
Листьев нет – одни иголки,
Стебель тонкий и прямой.
Угадайте, кто такой? (аспарагус)
***
Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. (фиалка).
***
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать! (Бальзамин)
***
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)
***
- Что за хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост)
***
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки - малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)
***
- Какие части растений вы знаете? (предлагаю показать)
- У всех ли растений есть стебли?
- У каких растений их нет?
- У разных растений стебли разные: есть прямые, вьющиеся, свисающие. Покажите стебли и назовите их особенности.
- Одинаковы ли листья у растений по цвету, форме, величине? (предлагаю показать и рассказать о листьях)
- А у всех ли растений есть листья? Например, у кактуса и аспарагуса листьев нет, а вместо них маленькие иголочки.
- Чтобы растения хорошо росли и цвели за ними нужно ухаживать. Расскажите, как ухаживать за растениями? (Предлагаю 1-2 детям правильно показать, как нужно поливать)
- Всем ли растениям нужно одинаковое количество влаги? Некоторые растения зимой отдыхают и их нужно поливать редко. Например, амариллис.
- А какие растения любят влагу? (бегония, традесканция)
- Для чего нужно рыхлить землю в горшочках? Правильно:
• рыхление почвы проводят во влажном состоянии, при рыхлении сухой почвы можно повредить корни.
• рыхлая почва способствует лучшему обеспечению растения водой (лучше впитывается вода)
• рыхлая почва дольше удерживает влагу, чем уплотненная (предлагаю показать, как правильно рыхлить)
Недаром рыхление называют сухим поливом.
- Для чего нужно убирать с листьев пыль? Какие способы уборки пыли вы знаете? (протирать влажной губкой или тряпочкой, опрыскивать, стряхивать пыль сухой или влажной кисточкой)
(Предлагаю показать растения и объяснить, почему применяется тот или иной способ ухода. Вызываю несколько детей показать способы очищения листьев от пыли)
- Ребята, сегодня мы познакомимся с новым растением. Оно называется колеус, народное название – «крапивка». Само оно родом из жаркой Африки и тропических лесов Азии. (предлагаю отметить, чем оно отличается от других растений, предлагаю описать).
Давайте подумаем, как правильно ухаживать за колеусом. (вызываю нескольких детей показать, как правильно это делать)
Послушайте стихотворение про колеус:
Если я цвету –
Значит я умру,
Чаще нужно поливать
И, конечно, удобрять.
Чем больше света и тепла,
Тем краснее я, друзья.
А если света не хватает,
Зеленеть я начинаю.
- А теперь, давайте поиграем в игру «Найди такой же».
Дидактическая игра «Найди такой же»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровые действия. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.
Итог НОД проводиться с помощью детей.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе
Огород на подоконнике в детском саду
Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»
Похожие статьи:
Эко театр в детском саду