Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Конспект индивидуального занятия для дошкольников по коррекции звукопроизношения по теме: «Постановка звука [ш]»
Описание материала: в представленном конспекте занятия описано применение традиционных и инновационных методик формирования и коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям детей с речевой патологией.
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.
Тема: «Постановка звука [ш]»
Цель: постановка звука [ш].
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;
- продолжить работу над развитием длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи;
- продолжить работу над развитием переключаемости органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка.
- продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной мускулатуры;
- продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и созданию положительных кинестезий в мышцах;
- продолжить формировать правильную артикуляцию для звука [ш];
- формировать зрительный, кинестетический, слуховой образы звука [ш]
- развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие;
- развивать кинестетическую и кинетическую основы движений рук;
- развивать познавательные процессы, воображение;
- развивать ориентацию во времени и пространстве;
Коррекционно-образовательные:
- учить нормированному произнесению звука [ш] по подражанию;
- упражнять в правильном употреблении имен существительных ед. числа в косвенных падежах.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать контроль за собственной речью;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: игрушки: кроватка, кот, мяч, пособие для дыхательной гимнастики «Дует ветерок», 2 стеклянных пузырька, наглядное пособие для формирования кинестетического образа звука, листики из салфеток, звуковая дорожка «Котик в лесу», предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Релаксационное упражнение: Игра «Кот Васька».
- Вот открылась тихо дверь
И вошел усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко (напряжение)
И уселся на кроватку (расслабление).
К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька.
Ориентирование в пространстве. Игра «Прятки».
- Он хочет поиграть с тобой в прятки. Скажи, пожалуйста,
- Где сидит кот? – Кот сидит на кровати.
- Откуда спрыгнул Васька? – Васька спрыгнул с кровати.
- Куда котик забрался? – Котик забрался под кровать.
Откуда он вылез? – Он вылез из-под кровати.
- Где спрятался Васька?- Васька спрятался за кроватью.
Где оказался кот? – Он сидит перед кроватью.
- Молодец!
1. Развитие речевого дыхания и голоса.
Упражнение «Холодный ветер».

- Наш Васька в этот осенний день решил пойти прогуляться, а на улице дует хо-лодный сильный ветер. Покажи, как ветер кружит листик. (Набрав в легкие воздух с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на подвешенный осенний лист). Должна ощущаться резкая холодная струя. (Логопед 1 раз, ребенок - 3).
Упражнение «Поднялась буря».
- Осенняя погода очень переменчива. Неожиданно поднялась буря. Послушай, как гудит буря.
Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Произнести звук [y] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-…(2 пузырька: логопед – 1 раз, ребенок 3 раза).
2. Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.
Упражнение «Теплый ветерок».

-Буря стихла, и вновь ветерок закружил осенние листья. Дуть на листочки из салфеток. (Логопед 1 раз, ребенок - 3).
3. Мимические упражнения.
- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему Васька очень удивился (поднять брови). Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (нахмуриться). А когда закапали капли дождя, Васька очень огорчился (уголки губ опустить вниз). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбнуться, уголки губ вверх).
4. Самомассаж «Кошечка умывается».
Кошки очень любят умываться. Ты видел(а) когда-нибудь, как они это делают? (Да.) Покажи, пожалуйста.
Укрепление лицевой мускулатуры:
- поглаживание лба от середины к вискам (5 раз);
- поглаживание щек от носа к ушам (5 раз);
- поглаживание щек от подбородка к ушам (5 раз);
Разминание скуловой и щечной мышц:
спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам;
Укрепление губной мускулатуры:
- поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз);
- поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз);
- разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок
Кошечка моет лобик, щечки, ротик.
5. Формирование правильной артикуляции.
А сейчас, превратись в киску и выполняй упражнения, которые я назову.
Упражнение для губ.
Упражнение «Киска улыбается»: удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнение «Киска злится»: удерживать округленные вытянутые вперед губы. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубов (под счет до 7).
Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).
Упражнение «Киска дразнится»: положить широкий язык на верхнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя-пя…
Упражнение «Киска слизывает молочко с верхней губы»: положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (удерживать под счет 7).
Упражнение «Киска просит молочко в плошку»: приподнять кончик и боковые края языка (под счет до 7).
6. Формирование зрительного образа звука [ш].
-А теперь, посмотри, пожалуйста, на меня в зеркало. Губы слегка округлены и вытянуты вперед. Зубы сближены. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (выполняет логопед). А теперь выполни сам(а) (выполняет ребенок).
7. Формирование кинестетического образа звука [ш].
Пластическое изображение формы языка кистями рук. Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.
- А сейчас, давай выполним это упражнение с помощью рук. Представь, что наши руки - это рот. Правую руку превратим в язычок в форме «чашечки», а левая рука будет нёбом.
-Сделай сам(а).
8. Закрепление слухового образа звука [ш].
У Васькиной машины прокололось колесо. Покажи, как спускается шина и по-слушай, какой звук мы слышим, когда воздух выходит из шины. (Развести руки в стороны, набирая воздух и плавно соединять руки, произнося длительно ш-ш-ш-ш-ш-ш) 5 раз.
9. Самостоятельное произнесение звука [ш].
-Покажи, пожалуйста, как ты научился (ась) правильно произносить звук [ш] (глядя в зеркало 3-4 раза).
Васька пошел гулять в лес, а там от сильного ветра качаются деревья, и шелестит листва: Ш________ (логопед 1 раз, ребенок 3-4 раза)
Васька слышит песни леса. Послушай и повтори:
ш_______а, ш_______о, ш________у, ш_______и, ш________е
10. Развитие кинестетической основы движений рук.
- Изобрази, пожалуйста, котика сначала правой, затем левой рукой.
Руку в кулачок сожму, котика я покажу.
Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.
Развитие кинетической основы движения рук.
- Давай покажем, какие острые коготки у кота.
У нашего Васьки на лапках царапки.
(сначала пальчики обеих рук «здороваются», начиная с указательного пальца, затем прижать подушечки пальцев рук к верхней части ладони).
Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши!
(несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).
11. Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звука [ш] от других звуков, сходных по артикуляционным и акустическим признакам.
Игра «Поймай звук [ш]»
Слушай звуки, которые я буду произносить и лови звук [ш].
С ш ш с ц ж щ ш ш ч с з ж ш …
Игра с мячом. Поймай мяч и стукни им, если услышишь слог со звуком [ш].
Cа, за, жа, ша, сэ,ше, зэ…
Игра «Встань, услышав верное слово».
Посмотри на картинку. Я буду произносить слово правильно и неправильно. Встань, услышав верное слово.
МЫШЬ – мысь, мыф, мыщ, мыж, мышь.
УШИ – ужи, уси, усы, уши.
ШАПКА – сапки, щапки, чапки, фапки, шапки.
Итог занятия:
Релаксационное упражнение: Игра «Кот Васька».
Вот закрылась тихо дверь,
Вышел наш усатый зверь.
С котиком позанимались (напряжение)
И до завтра попрощались (расслабленно машет двумя руками жест «пока»).
-Ты попрощалась с Васькой до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера. Назови оставшиеся дни недели.
Оценка работы ребенка: Сегодня на занятии на научился (лась ) слушать и правильно произносить звук [ш] и показал(а), как хорошо у тебя это получается. Молодец!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуального занятия в подготовительной группе у детей с ЗПР Индивидуальное занятие с детьми подготовительной группы детского сада «Подарки осени». Конспект Конспект индивидуальной ОД. Звук Ш Индивидуальное занятие по развитию речи детей начальной школы
Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 2009 дней назад (23 мая 2019)
Просмотров: 24708
+1
Голосов: 1
Светлана Корнилова # 23 мая 2019 в 18:51 +2
Очень интересное, полезное и увлекательное занятие в игровой форме. Цели и задачи соответствуют содержанию занятия. Задачи перед ребенком ставятся в игровой форме, что, несомненно, способствует активности и заинтересованности ребенка. Спасибо за прекрасное занятие!
Диденко Елена Александровна # 23 мая 2019 в 18:54 +2
Интересный конспект. Прослеживается четкая последовательная структура занятия, основанная на определенной сюжетной линии. Активное использование игровых ситуаций дает положительный результат при работе с детьми дошкольного возраста. Большая роль отведена применению здоровьесберегающих технологий, что имеет большое значение в деятельности современного логопеда.
Колмыкова Валерия Владимировна # 23 мая 2019 в 19:30 +2
Спасибо за представленный конспект. Хочется отметить, что при планировании и разработке конспекта учтены возрастные особенности ребенка и структура дефекта. Этапы занятия логично и последовательно выстроены, подчиняются единому сюжету, плавно переходят от одного к другому. Задачи занятия затрагивают не только постановку звука, но направлены и на решение других коррекционных задач.
Галина Ивановна Степанец # 24 мая 2019 в 18:06 +1
Спасибо большое за очень интересное занятия. К нам в детский сад пришла молодая логопеда обязательно ей посоветую посмотреть ваша занятие. Успехов вам в вашем деле.