Развитие физических качеств в дошкольном возрасте при занятии плаванием
При занятием плаванием развиваются следующие физические качества:
1. Быстрота. Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.
Известны 3 основные формы проявления быстроты:
Физиологической основой быстроты является подвижность нервных процессов, возможность и скорость мобилизации бес кислородных механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности.
Для развития быстроты используют следующие упражнения:
1) Бег на короткие дистанции в бассейне.
2) Повторный бег с ускорением на дистанции, с изменением направления.
3) Метание мяча.
4) Игры с бегом, поворотами, прыжками в воде.
5) Старты по зрительному и слуховому сигналам.
2. Сила. Мышечная сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для развития силы применяют упражнения с динамическим, статистическим и уступающим режимом работы.
Сила определяется по величине усилий, прилагаемых мышцей, или в зависимости от сопротивления, которому она способна противостоять. Скорость является производной силы, поскольку требует проявления мощности. Сила необходима в любом виде спорта. Силовые упражнения подбирают так, чтобы они способствовали развитию силы мышц и подвижности. Различают силовые и скоростно-силовые упражнения. К силовым относятся упражнения общеразвивающие, с дополнительным отягощением. К скоростно-силовым относятся упражнения с преодолением массы собственного тела с большой скоростью. Это быстрое плавание, прыжки в воде, подскоки на одной и двух ногах, скоростные упражнения с добавочным отягощением, а также аналогичные упражнения, выполняемые на суше.
Игры и игровые упражнения с имитацией элементов техники плавания на суше дают возможность детям получить необходимые двигательные навыки и подготовить к работе в воде те группы мышц, которые принимают участие в плавании, а также опробовать необходимые технические действия в оптимальных условиях. Среди физических упражнений выделяют общеразвивающие, которые задействуют мышцы туловища, плечевого пояса, рук, ног, способствуют разностороннему развитию организма, и специальные, которые способствуют обучению беспрерывным циклическим движениям с большой амплитудой, характерным для спортивного плавания. Важно, чтобы упражнения «сухого плавания» были освоены занимающимися за 1-2 месяца до начала занятий в воде, что способствует тому, что дети чувствуют себя в воде свободнее и увереннее, быстрее и точнее овладевают техникой плавания.
3. Ловкость. Ловкость - это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие в игре ситуации, владеть движениями в сложных изменяющихся условиях.
Ловкость - комплексное качество, зависящее от двигательного опыта игрока. Для ее развития используют физические упражнения с быстрым изменением обстановки, акробатические и гимнастические упражнения, спуск на лыжах с горок. Для развития ловкости используют игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим в изменяющейся обстановке. Уровень развития ловкости выражается способностью пловца быстро осваивать различные по сложности новые движения, умением правильно координировать свои действия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между формой, характером и временем выполнения отдельных частей двигательного действия. У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта, новые повороты, новые варианты отдельных движений и способов плавания в целом. В процессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех новых тренировочных упражнениях.
4. Выносливость. Выносливость - это способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности . Выносливость позволяет проявлять большую работоспособность в специфической деятельности, т. е. преодолевать утомление в течение длительного времени, действуя с необходимой интенсивностью, сохраняя точность, маневренность и быстроту до конца состязания.
Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии. Общая выносливость укрепляется благодаря умеренным, но продолжительным нагрузкам на организм во время ходьбы, бега, прыжков через скакалку, передвижений на лыжах, коньках, езде на велосипеде, гребле, плавания, подвижных игр.
5. Гибкость. Гибкость - комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.
Гибкость - одно из важнейших качеств, определяющих результативность в спортивном плавании.
Недостаточный уровень развития гибкости ограничивает амплитуду движений, не позволяет сформировать эффективную технику плавания, ограничивает проявление силы, скоростных возможностей, координации, приводит к снижению экономичности работы и часто является причиной повреждения мышц и связок. Гибкость, должна развиваться с учетом естественного возрастного развития организма. Подвижность в суставах в различные возрастные периоды развивается неравномерно. Больший эффект достигается в том случае, если целенаправленное воздействие начинают осуществлять в раннем дошкольном возрасте. В этом возрасте подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в школьном, что объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по плаванию с детьми старшей - подготовительной группы ДОУ
Конспект занятия по плаванию в детском саду «Подводный мир». Подготовительная группа
Влияние плавания на организм ребенка дошкольного возраста
Что такое сухое плавание для детей