Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Урок письма с презентацией на тему "Письма с фронта", 6 класс

Конспект урока письма 6 класс
Тема урока: Письма с фронта
Класс: 6 класс
Автор: Салата Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СШ №2 г.Вельска" Архангельской области
Тип урока: комбинированный
Цель: создание условий для: организации творческой деятельности обучающихся на уроке, развития речи детей, формирования интереса к эпистолярному жанру, любви и уважения к Родине, гордости за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда
Задачи:
Образовательные:
- пробудить интерес к эпистолярному жанру,
- формировать умение правильно составлять текст письма,
- обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение формулировать проблему, применять новые знания;
- развивать творческие, речевые способности учащихся, внимание;
Воспитательные:
- формировать интерес и уважение к родному языку, к людям – защитникам Родины, любовь к малой родине, к своим односельчанам;
- воспитывать умение видеть красоту человеческих отношений, формировать культуру общения.
Оборудование урока:
Музыкальное оформление – фонограмма песен: “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова
Компьютерная презентация. На слайдах репродукция картины А.Лактионова - “Письмо с фронта”, скопированные оригиналы писем с фронта из «Вельского краеведческого музея им.В.Ф.Кулакова».
Ход урока:
Организационный момент. Мотивационная учебная деятельность.
Звучит фонограмма песни “Письмо отца” (музыка Е.Мартынова, слова А.Дементьева и Д.Усманова). (слайд 2)
Читаются обучающимся стихи
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
- Вы прослушали песню, стихотворение. Какие чувства они у вас вызвали?
II. Актуализация знаний.
Представим себе тяжелое военное время: нет ни сотовых телефонов, ни интернета, а как передать, что ты жив-здоров, как сообщить о себе?
Действительно, с помощью писем.
Сформулируйте сами тему нашего урока.
Чему мы должны научиться?
Итак, тема урока «Письма с фронта». Запишите её в тетрадь. (слайд 3)
- Сегодня мы должны вспомнить и еще раз повторить особенности написания письма. А также рассмотреть особенности письма. Если вы будете активно работать на уроке, будете внимательны, вы легко справитесь с домашним заданием – сочинением «Письмо ветерану».
Первичное усвоение знаний.
Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Письма в какой-то степени формируют характер человека, потому что  в них он сосредотачивается, сам себя познает. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра.
Лексико-орфографическая работа  (слайд 4)
Учитель: Слово «письмо» пришло в русский язык из греческого и звучало как «эпистола». В нашем языке слово «письмо» имеет 4 значения.
Эпистола (греч.) – письмо, послание
Письмо
1. Умение, навыки писать, а также само писание.
2. Система графических знаков, употребляемых для писания.
3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения       чего-либо.
4. Стиль, манера художественного изображения.
- Какое значение слова для нашего урока вы выберете? Запишите его к себе в тетрадь.
Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу
Словарная работа
- Слово «фронт» пришло в русский язык из латинского языка. Как называется группа слов, пришедших из других языков? /Заимствованные/
- Слово фронт имеет несколько лексических значений. Как мы называем слова, имеющие несколько лексических значений? /Многозначные/
- Что обозначает слово «фронт»? Дайте лексическое значение слова. Откроем словарь Ожегова и прочитаем определение слова «фронт». Семь значений. Выберите то значение слова «фронт», которое соответствует нашей теме «Письмо с фронта». (слайд 5)
/По словарю Ожегова: фронт – действующая армия и район, ею занимаемый; территория, на которой ведутся боевые действия. /
- На фронте, там, где ведутся боевые действия, опасно, страшно. И конечно, бойцам хочется поделиться своими переживаниями с близкими людьми: они пишут письма родным, близким людям. Такие письма называются личными.
Правила написания писем (слайд 6)
- Знаете ли вы особенности написания личных писем?
Давайте ещё раз вспомним правила их написания
Начинать письмо следует с обращения к адресату.
Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить адресанта за ранее полученную корреспонденцию.
Если Вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.
Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».
Потом Вы можете перейти к интересующей Вас теме, рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки Вашему адресату, чтобы дать возможность продолжить общение. Если Вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.
Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.
В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись. 
Мы назвали наш урок «Письма с фронта». В «Вельском районном краеведческом музее имени В.Ф. Кулакова» хранятся семейные реликвии, письма и извещения с фронта. Давайте заглянем в одно из писем. (слайд 7)
Добрый день, милая Сима!
Твое письмо получил и на него пишу уже второй ответ.
Меня удивляет, что вы живете вдвоем с Аликом, а где же Мария? Дома или взята куда? Я только сегодня нашел время прочитать письмо более внимательно.
Сима! У меня к тебе просьба. Сшей мне из чего-нибудь кисет и пошли его, можно в письме, он не тяжелый, а то табак сейчас приходится держать в кармане, что крайне неудобно.
Сима! Почему ты думаешь, что я не вернусь домой? Уж больно рано меня хоронишь. Я думаю, вернусь домой, я вернусь! Я буду жить с тобой опять вместе, если ты этого пожелаешь. А похоронную отпевать раньше времени незачем. Я пока жив и здоров.
Ты спрашиваешь о моей работе, дак пишу, что моя работа в настоящее время связана с электричеством и физикой. В общем, начальник электростанции, работа беспокойная, но интересная, но не скрывая пишу, что не особенно опасная.
Привет Алику, Марии и всем знакомым. Твой «Вася» 27.12.42.
Поздравляю всех с Новым годом!
- Какой вид письма перед вами? Как вы это определили?
Разговаривая с любимой, солдат полон уверенности в завтрашнем дне, строит планы на будущее, мечтает о дальнейшей жизни… И ни слова о трудностях войны… Как вы думаете, почему? (Он стремится успокоить. Потому что важно встретить новый год с лёгким сердцем. Ведь как встретишь, так и проведешь…)
Виды писем(слайд 8)
- Кроме личных писем, какие вы еще знаете виды писем?
I. Открытка
Если Вы хотите написать что-то личное на открытке, следует упаковать её в конверт.
Когда Вы отправляете открытки сразу на несколько адресов, надо следить за тем, чтобы текст на всех был разным. 
II. Благодарственное письмо
Благодарственное письмо существует для того, чтобы Вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность.
По объёму благодарственное письмо довольно невелико. 
III. Письмо-напоминание
Письмо-напоминание служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере.
Письмо-напоминание непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми. 
IV. Письмо-извинение
Письмо-извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично. 
V. Письмо-соболезнование.
Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если Вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе.
По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей.
Письмо-соболезнование составляется от руки на обычной бумаге.
Не стоит прилагать к такого рода письму открытку. 
VI. Деловые письма
Существуют деловые письма разных жанров: резюме, письмо-жалоба, письмо-запрос информации, письмо-извещение и т.д. 
IV. Первичное закрепление знаний.
- Какие из писем могли приходить с фронта?
Вот письмо, присланное командованием Кривоногих Петру Николаевичу уже после ВОВ, он тоже наш земляк. (слайд 9)
Боевой товарищ, Кривоногих П.Н!
Славный путь прошли Вы в рядах нашей армии, много трудов и тягот пришлось Вам перенести.
Вместе со своими однополчанами Вы участвовали в героическом походе через безводные пустыни Монголии…
За ратные труды и боевые подвиги Вы неоднократно удостаивались благодарности Великого СТАЛИНА.
За верную службу выражаем Вам благодарность.
Возвратившись домой, не забывайте своих соратников, своих однополчан, высоко держите честь и достоинство непобедимого сталинского воинства, будьте верны Красному Знамени, которое привело нас к Великой победе над врагами Родины.
Мы уверены, что и на фронте мирного труда, как ина боевом фронте, вы будете примерным, честным борцом за процветание Родины, за её честь и славу
Командующий войсками армии
Герой Советского Союза
генерал-полковник Лудников.
Член Военного Совета армии.
Герой Советского Союза генерал-лейтенант Бойко
Начальник политотдела
39 армии
генерал-майор
Петров
- Какой вид письма вы видите?
Устная работа над репродукцией картины (слайд 10)
- Рассмотрим репродукцию картины художника Лактионова Александра Ивановича «Письмо с фронта». Обратите внимание, она называется так же, как тема нашего урока. Когда происходят действия, изображенные на картине? Можете ли вы точно дать название войны? Какие детали указываю на это?
/Это годы Великой Отечественной войны /1941 – 1945/. Пилотка со звездочкой, ордена, военная гимнастерка на раненом солдате времен Великой Отечественной войны. Мальчик с красным галстуком./
В этом году исполнилось 69 лет, как закончилась страшная Великая Отечественная война, но память об этих трагических событиях никогда не сотрется в памяти народа, сохранится в книгах, картинах, документах, письмах…
- Как вы думаете, какое письмо получили герои, изображенные на картине? Грустное или радостное? Почему вы так решили?
/Все герои картины веселы, их позы свободны, не напряжены, солнечные блики – все это говорит о том, что письмо принесло радостную весть. Отец, или муж, или сын здоров/
На слайдах вы увидите еще письма наших соотечественников. Вот одно из них. Фамилия автора письма - Гурьев. К сожалению, мне не удалось узнать его имя и отчество. Оно написано в виде стихотворения. (слайд11)
Здравствуйте дорогие мои мама, папа, Маруся и Алик с Оленькой!
Пишу письмо под шум моторов
Под грохот, рев и свист злых мин.
Пишу с почетного я места,
Хотя из вас я здесь один
Но ничего, отец с мамашей.
Хоть и один у вас сынок,
Но он не трус, а парень смелый
И даст за вас врагу урок.
Лихой пацан, к тому гвардеец.
Гвардейцем стал в былых боях.
Он смело бьётся, не стесняясь,
Громит фашистов в пух и прах.
Порою вспомнишь вас, родные,
Ах, сердце рвется к вам в груди
Но призыв в бой куда сильнее
Он говорит, друг, подожди.
Но пока, дорогие, пишите.
Пока жив - буду отвечать.
А если ранят, кто-нибудь тоже напишет за меня.
Целую, ваш ... 28.8.42.
- Чем данное письмо вас заинтересовало? В чем его особенность?
Мы видим истинного патриота. Подтвердите моё утверждение строчками из стихотворения.
Вот еще одно письмо нашего односельчанина (слайд 12)
Добрый день. Веселый час.
Здравствуй мама, Валя, Нина, Юра и Илюша.
С горячим фронтовым приветом к вам сын и брат Коля.
Сообщаю вам, что я сейчас нахожусь на одном из фронтов.
Ехали сюда 12 суток. Приехали, все хорошо. Здесь живу тоже неплохо. Как говорится: «Живы будем – не помрем». Мама, пишите пока чаще, ваши письма жду с нетерпением. Уже почти месяц от вас не получал, да и не получил бы, пишите все подробно и обо всем. Ведь теперь я от вас очень далеко. И мала надежда на то, что мы можем встретиться. Может все случиться.
Как мало я жил на гражданке и ничего не видал. Здесь я встретил знакомого Варшавского, эвакуированного.
Пока, до свидания. Ваш Коля.
Мой адрес: полевая почта 91062
Крюкову Н.И.
Пишите все полностью, и полевую почту, и фамилию, имя, отчество.
Наши односельчане, письма которых мы с вами сегодня увидели, геройски погибли в ВОВ. Тогда уже приходили родным письма иного характера. Посмотрите на слайд. (слайд 13-14)
Ваш сын, Басов Павел Александрович, рядовой, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество, погиб 29 июня 43 года.
Райвоенком.
Начальник 4 части.
- Какой здесь вид письма?
Летела с фронта похоронка (слайд 15)
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!
И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
Зная что погибнут, готовясь к смертельной схватке с врагом, солдаты оставляли и другие письма. Вот одно из них. (слайд 16)
Прощай, дорогая Лидушка!
Не удивляйся – это моё предсмертное письмо. И если ты его получишь, то меня уж не будет в живых. Знай, что я отдал жизнь дорого, честно, на поле боя, и белорусская земля приняла меня, украинца, как сына.
Плакать не думай, лучше почаще вспоминай, гордись, что тот, которого ты любила, с которым хотела строить жизнь, погиб честно за Родину, за счастье людей. Конечно, умирать не хотелось, но зов Родины – это закон, этого требовал долг, и пришлось не считаться с жизнью.
О многом мы мечтали, но… Пройдут годы, у тебя будет сын, и я тебя очень прошу, расскажи ему хоть немного о том, кто хотел быть его отцом!
Ну ладно. Прощай!
Целую в последний раз крепко, крепко!
Твой друг Олег.
Кто возьмет это письмо, очень прошу отправить по адресу: г. Харьков, ул. Энгельса, д.25,кв.6, Лапидус (для Лиды Абалышниковой).
- Какие эпитеты вы подберёте к этому письму? Почему? (прощальное, письмо-завещание)
А теперь давайте посмотрим, как построено письмо, какова его композиция (слайд 17).
Композиция письма.
Приветствие, обращение
Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
Представьте, что было бы, если бы не существовало в те далёкие  трагические времена ни почты, ни писем. (Дети высказывают свои точки зрения.)  
Да, действительно, письмо нужно и адресату, и адресанту. А в чём разница в этих словах? (Слайд 18) (1. Адресат, -а, м – Тот, кто получает извещения, телеграммы, письма. 2. Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.)
Домашнее задание.
Авторы писем, ветераны Великой Отечественной войны, понемногу уходят из жизни. Отнесемся к ним с бережным вниманием сегодня. И я предлагаю вам, ребята, написать дома письмо ветеранам. Мы уже знакомы с требованиями к оформлению письма. (слайд 19)
Рефлексия.
Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит. 
Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - ЖИЗНЬ! 
Мы назвали наш урок «Письма с фронта». Чему же учили нас герои войны? (слайд 20)
учили нас быть достойными гражданами своей страны;
учили писать письма, радостные, поздравительные, прощальные…
учили быть внимательными к близким и родным людям, которые так нуждаются в вашем добром слове.)
Закончить урок хочется следующим стихотворением Иосифа Уткина:
На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой 
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...
Используемая литература:
1. Говорят погибшие герои.
2. Материалы о письме из Википедии
3. Материалы из «Вельского районного краеведческо музее имени В.Ф. Кулакова»
Презентация на тему: Урок письма "Письма с фронта"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией. Неопределенные местоимения Конспект урока развития речи в 6 классе с презентацией. Описание зимней природы Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией. Местоимение как часть речи Конспект урока по теме "Лексика" в 5 - 6 классах с презентацией
Участник №83 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2018 года
Современные педагогические технологии
Опубликовано: 2390 дней назад (7 мая 2018)
Просмотров: 2341
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!