СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения. Для реализации ФГОС в учебном процессе используются современные образовательные технологии. Вашему вниманию представлены следующие технологии: форус-группа, кейс и фрейм технологии.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Перед нами, учителями, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. В последнее время в Российской школе активно применяются разнообразные технологии, которые развивают логику мышления, креативность и коммуникативность.
Часть из них вам будут продемонстрированы.
1).Технология фокус-группы (фокусированное интервью). По сути это групповая дискуссия, в ходе которой выясняется отношение участников к той или иной проблеме в течение определенного времени и способы её решения. Ценность состоит в том, что участники дискуссии становятся свободными и раскованными в своих ответах.
Впервые метод фокус-группа использовали в 1944 году американские социологи Р. Мертон и Р. Вендам. Фокус-группа – это качественный метод исследования, который дает в свою очередь ответы на вопросы «Почему?» и «Как именно?». Его главная цель выявить очень важную информацию по изучаемой проблеме.
Методу присущи следующие характеристики: численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников, группа формируется с учетом цели исследования, длительность дискуссии зависит от задач исследования, дискуссию ведет модератор - учитель.
Для данной технологии нужна следующая подготовка:
- написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. Обычно на этом этапе не выдвигается гипотез, так как считается, что это может предопределить понимание некоторых проблем;
- подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио- или видеозапись, фиксируя особенности высказываний (например, эмоциональность, невербальные характеристики). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;
- набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом или методом «снежного кома», когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т.д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения;
- написание организованного плана. Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки
Учитель (модератор) и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку
В начале дискуссии модератор сообщает участникам цели и основные правила дискуссии.
Обсуждение, как правило, начинается с открытых вопросов, которые раскрывают особенности характера участников, разнообразие их мнений. Закрытые вопросы обычно задаются ближе к концу дискуссии, что позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы. Модератору в процессе дискуссии рекомендуется избегать оценочных реплик как в вербальной форме («согласен», «хорошо», «неверно»), так и в невербальной (кивок, покачивание головой, жест отрицания и т.д.).
В процессе дискуссии модератор незаметно контролирует группу, используя 5-секундные паузы и «дознания» типа: «Вы не объясните более подробно?», «Вы не приведете пример?»
В конце дискуссии он напоминает о ее целях, обобщает сказанное, благодарит участников и прощается с ними.
Каковы же у данной технологии преимущества и ограничения? Очевидно, что в ходе дискуссии создаются благоприятные условия для спонтанного проявления искреннего выражения мнений. Метод фокус-групп сравнительно экономичен и быстро дает результаты. Однако у метода есть существенные ограничения. Участник должен полностью «раскрыться», быть искренним, а это довольно трудно сделать
Таким образом, метод фокус-группы представляет собой глубокое интервью и реализуется в виде модерируемой групповой дискуссии по поводу определенной проблемы.
2). Кейс – технология (метод ситуативного анализа). В основе этой технологии лежит системно-деятельностный подход. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Родиной метода case - study являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета.
Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соотвествует требованиям к образованию сегодня.
В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них.
Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», « «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?
В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.
Кейсы классифицируются на:
- практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения
- метод инцидента, который ориентирован на включение ученика в исследовательскую деятельность. Обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Работа начинается с этапа подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается (с учетом возраста обучающихся). Затем определяются вопросы, на которые школьникам, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
Обучающиеся работают с кейсом на уроке, который включает в себя: начало обсуждения кейса (работа в группе и выработка решения) и презентация групповых решений (представление решения и выводов группы).
Данная технология может быть разнообразна и может применяться при изучении любых тем на любом уровне. Конечно, это требует определенной подготовки и уже имеющих знаний по лексическим темам, так, чтобы ученики могли закрепить. Как правило, при применении кейс технологии создаются группы по 4-5 человек.
Кейс-технология дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно. Обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. Даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.
3). Фреймовая технология – один из путей формирования навыка чтения, позволяющий учащимся развивать познавательную активность, самостоятельное мышление, творческие способности.
Впервые технология фреймового обучения была представлена российским ученым М. Минским как попытка построить фреймовую сеть, или парадигму, с целью достижения большего эффекта понимания.
Под фреймовой технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной последовательности. При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц.
Учитель в данном случае исполняет роль тьютора, наставника, того, кто сопровождает процесс обучения, не предоставляя готовые знания, направляет действия учащихся.
Ход занятия разделен на пять этапов: предложение учащимся определенной схемы, самостоятельная работа с текстом, поиск необходимой информации, заполнение слотов (слот – элемент фрейма; ячейка), анализ проделанной работы, оценка, сопоставление найденной информации, передача смысла заполненного слота через символику.
Текст – это сложный фрейм, т.е. сценарий (обобщённая схема, на которую накладывается дополнительная информация). Предполагается, что заранее текст не прочитан учащимися, но проводилась работа по дополнительной литературе для систематизации представлений о личности автора произведения. Из подготовленного материала ученики должны извлечь только ту информацию, которая ответит на поставленный учителем вопрос.
Использование фреймовой технологии на уроках позволяет трансформировать обучение в самообучение, развить способность у учащихся из потока информации выбирать главное, сопоставлять, оценивать, находить связи и структурировать полученную информацию. Всё это способствует развитию творческого потенциала учащихся.
В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Хотелось бы закончить работу китайской пословицей: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Список литературы:
1. Гофман Э. Фреймы в системе обучения. - М., 2003
2. Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование. Учебное пособие. М. АспектПресс. 2007.
3. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1999.
4. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
5. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков