Конспект урока по предмету «Окружающий мир» для 2 класса по теме «Наша дружная семья», УМК "Школа России"
Описание: учебной программой предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России», автор пособия А. А. Плешаков) во 2-м классе предусмотрено изучение темы «Наша дружная семья». Формирование личности ребенка начинается в семье, поэтому в процессе изучения темы «Наша дружная семья» большое внимание уделяется воспитанию любви к своим близким, которая проявляется в заботе о родных, в ответственности наравне с другими членами семьи.
Урок рассчитан на совместное взаимодействие педагога, детей, родителей. Законные представители учащихся на уроке выступают в качестве равноправных субъектов образовательного процесса.
Особое место на уроке отведено игровой деятельности, которая направлена не только на усвоение предметных знаний и умений, но и на развитие познавательных процессов, сохранение и поддержание работоспособности младших школьников, обеспечение их потребности в общении и физической активности.
Материал данного урока можно также использовать при проведении родительского собрания или внеклассного мероприятия.
Форма проведения: урок-гостиная.
Цели и задачи:
- формирование устойчивых взаимоотношений в коллективе обучающихся и их родителей;
- установление дружественных отношений сотрудничества через совместную деятельность классного руководителя, обучающихся и родителей;
- улучшение семейных отношений детей и родителей через совместную позитивную деятельность;
- содействие воспитанию заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.
Оборудование: аудиозапись песни «Моя семья» (сл. Я. Григорьева, муз. А. Ермолова), «корзина откровений», иллюстрации (солнце, цветы, радуга, туча, молния, книга, дерево и т. д.), карточки с приоритетами семейного уклада, «кирпичики» со словами для «дома мечты».
1. Организационный момент.
-
Прозвенел уже звонок,
Мы сейчас начнём урок.
Смотрят все внимательно?
Это замечательно!!!
Дружные, активные
В классе все у нас.
Разные задания
Выполним сейчас.
Ну а если всё же кто-то
Недопонял где-то, что-то,
Мы ещё раз объясним,
Повторим и закрепим.
Другу мы всегда поможем
Всё на свете вместе сможем!
2. Проверка домашнего задания
Рассматривание с комментариями составленного детьми «Семейного дерева», детских рисунков «Наша дружная семья». Выслушивание рассказа детей и родителей о происхождении семьи.
3. Сообщение темы и целей урока.
-
Беседа на уроке пойдет о семье, о значении семьи в жизни человека, об отношениях в семье, о правах и обязанностях детей и родителей. На ваш взгляд, какой должна быть настоящая семья?
Выслушивается мнение детей, затем родителей.
4. Игра «Корзина откровений».
-
Сколько людей, столько мнений существует. Предлагаю провести игру «Корзина откровений», чтобы побольше узнать о наших семьях.
Ребенок и родитель достают из «корзины откровений» вопрос или высказывание и мгновенно дают ответ.
Вопросы для детей:
- Я хочу, чтобы мои родители ...
- Я злюсь, когда мои родители ...
- Я радуюсь, когда мои родители ...
- Самый счастливый день в нашей семье ...
- Дома я стараюсь ...
- В школе я стараюсь ...
- Мне бывает стыдно, когда ...
- Мне плохо, когда меня ...
- Я стесняюсь, когда ...
- Я переживаю, когда ...
Вопросы для родителей:
- Считаете ли вы себя хорошими родителями? Почему?
- Ваше любимое совместное занятие с ребенком.
- Назовите лучшие черты характера своего ребенка.
- Умеете ли вы прощать своего ребенка?
- Какие методы наказания своего ребенка вы используете?
- Как вы добиваетесь взаимопонимания в семье?
- Каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем?
- Как вы думаете, за что дети не могут простить своих родителей?
- Ведете ли вы доверительные беседы со своим ребенком? На какую тему?
- Какие качества вы хотите воспитать в своем ребенке?
5. Притча.
-
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в своей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил. – И мира тоже.
В процессе рассказа притчи на доску прикрепляются три ключевых слова:
любовь, терпение, прощение.
6. Игра «Символы семьи». Работа в группах.
-
В старинные времена каждая семья имела свой герб. А какие бы вы использовали символы для своего семейного герба и пословицы для девиза своей семьи.
Задание в группах выполняют как дети, так и родители. Если дети и родители испытывают затруднения, учитель предлагает использовать подсказки.
Иллюстрации: солнце, радуга, цветы, дети, туча, молния, книга, дерево, спортинвентарь и др.
Пословицы:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Коли в семье лад, так не надобен клад.
В дружной семье и в холод тепло.
Семьей дорожить – счастливым быть.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Один за всех и все за одного.
7. Определение приоритетов семейного уклада. Работа в парах.
-
В каждой семье есть свои традиции и обычаи, права и обязанности. Определите, что на ваш взгляд в семье должно быть первостепенно и второстепенно.
Ранжирование приоритетных направлений в парах. Обсуждение ситуаций.
- уют, порядок и чистота в доме;
- отдых и развлечения;
- любовь, уважение и понимание;
- денежный достаток;
- забота друг о друге;
- труд и учеба.
8. Игра «Свободный микрофон».
Высказывания детей и родителей, обмен мнениями на темы по выбору:
• семейные традиции;
• распределение обязанностей в семье;
• семейный досуг.
9. Подведение итогов урока. Игра «Дом моей мечты».
Детям предлагается построить «дом мечты». На кирпичиках написаны слова, характеризующие семью: понимание, терпение, зависть, ссоры, уважение, дружелюбие, драки, крик, любовь, забота, прощение, взаимовыручка, слезы, уют, порядок, чистота, счастье, смех, радость. Дети выбирают кирпичики для построения дома, родители осуществляют контролирующую деятельность.
Учитель при подведении итогов озвучивает ключевые слова, характеризующие благополучную семью.
-
Желаю, чтобы в каждой семье, в каждом доме царили только любовь, понимание, терпение, уважение, дружелюбие, забота, радость, детский смех, душевное тепло, уют, порядок и чистота.
10. Прослушивание и исполнение детьми песни-танца «Моя семья» на сл. Я. Григорьева, муз. А. Ермолова.
Рекомендуем посмотреть:
Игра по окружающему миру для 2 класса
Проверочный тест по окружающему миру по теме "Весенние изменения в живой и неживой природе" 2 класс
Конспект заключительного урока окружающего мира, 2 класс
Проверочный тест по окружающему миру, 2 класс
Похожие статьи:
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир