Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Коммуникативно-языковая компетентность как фактор развития субъектности старших дошкольников

Аннотация: В статье описаны методы и приемы, активизирующие творческую речевую деятельность старших дошкольников: работа по картине с проблемным сюжетом, игры и упражнения на развитие критического и словесно-логического мышления. Представлен авторский комплексный подход по формированию коммуникативно-языковой компетентности, как неотъемлемой составляющей субъектности дошкольника.

В условиях образовательной модернизации модель организации учебно-воспитательного процесса должна быть сориентирована на центральный внутренний ресурс ребенка - мотивирования его собственной активности в системе деятельностей и отношений со взрослыми и сверстниками с целью совместного творческого поиска и построения собственной индивидуальной траектории развития, а значит, на становление субъектного начала его личности.
Субъектность личности старшего дошкольника является основой для развития интегративных качеств: «эмоционально отзывчивый»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»; «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»; «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».
Именно поэтому сегодня мы говорим о формировании ключевых компетентностей дошкольника.
Содержание базового дошкольного воспитания и обучения направлено на формирование компетентностей ребенка как результата образовательной деятельности. Одной из таких компетентностей является коммуникативно-языковая, позволяющая дошкольнику отбирать необходимые средства языка, использовать их в различных видах деятельности. Среди показателей сформированности коммуникативно-языковой компетентности - творческая речевая деятельность.[1, с. 5-7]
Именно творческая речевая деятельность является одним из интегративных качеств личности, а следовательно, связана с развитием субъектности дошкольника.
Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка.
Формирование навыков творческой речевой деятельности невозможно без применения активных форм работы, инновационных методов и приемов.
Среди критериев отбора технологии обучения можно назвать следующие:
целевая ориентация педагогического процесса,
учет специфики содержания педагогического процесса,
индивидуальный подход и дифференциация в работе с детьми,
готовность педагога к реализации технологии обучения.
Умение составлять творческие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М.Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Все эти навыки можно сформировать работая по системе Т.А.Ткаченко. [3, с. 3-5]
Использование сюжетных картин по методике Т.А.Ткаченко в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):
составление рассказа с добавлением последующих событий,
с заменой объекта,
с заменой действующего лица,
с добавлением предшествующих событий,
с добавлением предшествующих и последующих событий,
с добавлением объекта,
с добавлением действующего лица,
с добавлением объектов и действующих лиц,
с изменением результата действия,
со сменой времени действия.
Анализ содержания картины. Начальный этап работы по картине включает в себя установление: места действия,времени действия, свойств объектов и предметов,целей действия каждого персонажа,причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
Планирование творческого рассказа. От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла,выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),построении плана изложения (можно в графическом варианте),установлении объекта для прямой речи, придумывании заголовка к рассказу. [2, с. 7-9]
Не менее эффективным методом обучения творческому рассказыванию является работа по картине с проблемным сюжетом. Занимательный, яркий, нестандартный сюжет картин побуждает ребенка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому по одной картине можно составить несколько рассказов. Использование картин с проблемным сюжетом усиливает мотивацию к занятиям, стимулирует творческое и логическое мышление, позволяет совершенствовать связную речь, способствует пополнению знаний и т.д. [4, с. 2-4]
Одним из оптимальных способов формирования коммуникативных умений является развитие у дошкольников критического мышления. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Технологическая карта занятия, построенного по данной технологии, по структуре и содержанию идентична технологической карте Васермана Ф.Я., что отвечает требованиям ГОСО РК.
Так стадия вызова совпадает с мотивационно-побудительным этапом, стадия осмысления – с организационно-поисковым; стадия рефлексии – с рефлексивно-корригирующим.
Методы развития критического мышления: «Чтение с остановками», «Пирамида предсказаний», «ЗХУ», «Вопросительные слова», «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов», «Фишбон» - «Елка», «Выглядит, как… Звучит, как…», «Плюс, минус, вопрос, «Лови ошибку», «Корзина идей, понятий….», «Синквейн», «Кубик вопросов», «Шесть шляп мышления», «Последнее слово за мной». [2]
Рассмотрим прием «Тонкие и Толстые вопросы» на примере рассказа К.Ушинского «Лекарство». Тонкиевопросы: Как звать дочь? Кто прописал лекарства маме? Что предложила девочка маме? Толстые вопросы: Объясните, почему Таня хотела выпить лекарство вместо мамы? Как вы думаете, мама согласится на предложение Тани? Предположите, что было бы, если доктор не пришел? Что могла бы сделать Таня?
Рассмотрим прием «Фишбон» или «Елка» на примере сказки К.Д.Ушинского «Умей обождать». Проблема: Петушок не умел ждать и погиб. Причина: Петушок был непослушным, склевал зеленехонькую смородину, разогрелся, вспотел, напился холодной воды, покатился по тонкому льду. Вывод: нельзя торопиться.
Неотъемлемой часть данной системы работы является применение игр и упражнений на развитие словесно-логического мышления. В процессе этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. В ходе упражнения дошкольнику потребуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. Данный вид речевой деятельности активизирует творческие способности ребенка, стимулирует воображение, что необходимо при работе над картинами с проблемным сюжетом и пр. [5, с. 3-5]
Для примера рассмотрим развитие словесно-логического мышления дошкольников на основе материала сказок: Рассмотри персонажей сказок, кто из них лишний, почему? (по внешним признакам, действиям, характеру, по принадлежности к одной сказке и т.д.); соедини подходящих друг другу персонажей сказок (по внешним признакам, действиям, характеру, по принадлежности к одной сказке и т.д.) Обоснуй свой выбор.
Таким образом, структурным компонентом речевой деятельности является рассуждение. Основу рассуждения составляют причинно-следственные отношения. Формулирование логического суждения - это речевое умение. С точки зрения теории речевой деятельности оно включает мотив, цель, исполнение. Описываемые в статье методы и приемы предусматривают все эти компоненты. Данная система работы по формированию творческой речевой деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, формированию у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с источниками информации, анализировать информацию, выдвигать разные подходы в решении проблем, способности рефлексировать; что соответствует содержанию коммуникативно-языковой компетентности. Именно комплексное использование данных активных форм помогает успешно решать задачи развития субъектности дошкольника.

Список литературы:
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК, 2012г.
2. Калистратова М.В. «Критическое мышление»
3. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.
4. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.
5. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Организованная учебная деятельность с детьми дошкольного возраста Сетевое и межведомственное взаимодействие школы и Дома детского творчества

Похожие статьи:

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Диагностика и оценка результатов деятельности ДОУ | Из опыта работы методиста ДОУ
Опубликовано: 3226 дней назад (25 января 2016)
Просмотров: 2082
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Татьяна Куриленко # 28 января 2016 в 09:51 0
Хороший материал, обязательно и его возьму себе на заметку. Голос.
Светлана Викторовна # 30 января 2016 в 19:46 0
Здравствуйте
Материал частично отредактирован редакторами.
Просим Вас в следующий раз качественно оформить материал самостоятельно.
Для этого рекомендуем Вам внимательно прочитать правила ведения записей в блоге
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Хотим Вам напомнить, что за плохо оформленные материалы мы никаких наградных документов (Свидетельств о публикации, Сертификат участника конкурса…) не выдаём.
С уважением, Администратор сайта