Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы методиста ДОУ

Рассуждение как функционально-смысловой тип связной речи
В статье описаны методы и приемы, активизирующие речевую деятельность дошкольников, направленную на формирование навыка речи-рассуждения. Представлен авторский комплексный подход по формированию навыка анализировать информацию, выдвигать разные подходы в решении проблем.

Проблема развития связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и важной ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.
Интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое выражается в форме текста-рассуждения.
Необходимость обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждений очевидна, однако, соответствующая методика недостаточно разработана на современном этапе развития науки и практики, т.к. в методике речевого развития большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речи.
Неспособность к доказательствам обычно является следствием отсутствия знаний о связях данных явлений. Увеличение знаний делает человека более способным к доказываниям и более критичным к доказываниям других.
Рост реальных знаний является необходимым условием развития способности доказывать.
Т.А.Ладыженская выявила следующие недочеты связанных высказываний типа рассуждения:
- доказательства названы, но не развернуты;
- доказательства перегружены подробностями;
- мало доказательств, следовательно, неубедительно;
- аргументы доказывают тезис только частично. [1, с. 14-15]
Рассуждение как функционально-смысловой тип связной речи.
Рассуждение — это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение; рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства.
Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста связано с развитием логического мышления. Чем выше уровень логического мышления, тем на более высоком уровне дошкольник строит свои объяснения, доказательства, рассуждения. Обычно в рассуждении используются умозаключения не одного, а нескольких типов. Важную роль в нем выполняют мыслительные операции -анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация.
В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, связей целевых), поиск доказательств.
Анализ психологических исследований показал, что формирование рассуждений зависит не столько от возраста, сколько от того, насколько полны его знания о том предмете, по поводу которого он рассуждает, от количественного и качественного роста его опыта, развития представлений ребенка о предметах и явлениях действительности, т.е. от целенаправленного обучения.
Рассуждение - наиболее сложный тип речи; он требует более глубокого осмысления того, что необходимо доказать. У ребенка в процессе обучения можно сформировать умения делать умозаключения, устанавливать различные связи между фактами и явлениями. Обучение дошкольников рассуждению можно строить на природоведческом материале, поскольку логические связи явно представлены в природе.
Объяснить что-то другому лицу – значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается.
Высказывание суждений есть своего рода действие. Для детей 6-7 лет характерно, что, высказав предположение, они считают его окончательным. Чтобы продвинуть детей дальше в своих высказываниях, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы…, то…). Развитие подобных суждений можно представить следующим образом:
1. проблематические (может быть...);
2. гипотетические (если бы…);
3. отрицающий модус (.., значит не...). [1, с. 9-10]
Этапы становления речи-рассуждения:
• 3-летние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком- либо воздействии на предмет;
• 4-летние уже начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов;
• старшие дошкольники начинают указывать в качестве причин явлений не только ярко выраженные особенности предметов, но и их постоянные свойства. [1, с. 11-12]
Способность детей рассуждать зависит от их непосредственного опыта, от того, насколько понятна, близка и интересна для них предлагаемая задача.
Следовательно, необходимо не только в системе проводить определенную работу, но и в начале занятия создавать мотивацию к предстоящей деятельности.
В зависимости от возраста, имеющегося опыта и характера явлений обнаруживаются разные уровни понимания причинно-следственных связей. Раньше всего дети выделяют внешние признаки предметов, поэтому они носят диффузный характер. Дети указывают на причину, ситуацию в целом, не проводя ее детального анализа, и лишь позднее начинают выделяться элементы ситуации, имеющие более близкое отношение к причинам наблюдаемых фактов. Постепенно они начинают понимать, что причины явлений могут заключаться не только во внешних воздействиях, но и в свойствах самих предметов.
Понимание причинно-следственных связей наиболее полно осуществляется при непосредственных действиях с объектами, нежели при словесном описании взрослого.
Формирование рассуждений зависит не столько от возраста, сколько от того, насколько полны его знания о том предмете, по поводу которого он рассуждает, от количественного и качественного роста его опыта, от целенаправленного обучения.
Чем богаче жизненный опыт, тем более способен ребенок рассуждать. Рассуждение – наиболее развитая форма мышления. Когда мышление минимально связано с деятельностью, мы рассуждаем не часто, и по форме это весьма фрагментарное рассуждение.
Так, например, в игре «объедини предметы» дети объединяют их по одно из признаков (по цвету), хотя их много (форма, размер, назначение, свойства и т.д.). Если ребенок знает признаки, свойства предметов, то он самостоятельно, без наводящих вопросов педагога объединяет предметы в ту или иную группу и может пояснить свои действия. Следовательно, нельзя пренебрегать такими учебными единицами, как конструирование (знакомство со свойствами бумаги и прочих материалов), ознакомление с окружающим (знакомство со свойствами предметов, их назначением и пр.) необходимо в системе проводить опытно-экспериментальную работу, т.к. именно на деятельностной основе ребенок познает окружающий мир.
Большое место и значение в формировании причинно-следственных связей имеет обучение абстрагированию приемами моделирования – что ведет к формированию у детей обобщенных способов выделения существенных признаков наблюдаемых предметов. Чтение рисунков-схем сопровождается рассуждениями детей.
Использование приемов моделирования для формирования новых знаний приводит не только к усвоению различных приемов абстрагирования, но и к развитию образно-схематического мышления, которое имеет огромное значение при переходе к формам теоретического мышления.
Игры, направленные на развитие логического мышления, помогающие логично и последовательно строить рассуждения: «Небылицы», «Лишний предмет», «Опровержение», «Пищевые цепочки», «Предмет и его развитие». «Хорошо-плохо», «Бывает – не бывает», «Странные рассказы».
Чтобы дети научились подбирать необходимые средства связи между частями рассуждения, проводятся такие игры, как «Закончи предложение», «Составь одно предложение», «Почемучка», «Из двух доказательств выбери правильное», «Чепуха», «Разложи и докажи».
По мнению Л.А Венгера, при игре «в чепуху» абсурдное рассуждение позволяет лучше понять, каким должно быть правильное.
Методические аспекты вопроса развития речи-рассуждения.
Содержание и методика обучения речи-рассуждению определяется следующими задачами:
- учить детей устанавливать различного рода зависимости (функциональные, причинно-следственные, пространственно-временные, целевые) предметов и явлений;
- обогащать опыт дошкольников, пополняя содержание детских рассуждений;
- активизировать подчинительные союзы, вводно-модальные слова как вспомогательные средства овладения процессом доказательства, последовательностью его звеньев и контроля за ходом рассуждений;
- дать представление о ходе рассуждений: тезис, доказательство, вывод;
- формировать умения и навыки, которые составляют основу связных высказываний-рассуждений: понимать тему рассуждения; связно выстраивать высказывание, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с ситуацией рассуждения; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Важное место в данном вопросе имеет детское экспериментирование, т.к. это «вид мышления, при котором ребенок самостоятельно и в ходе реальных преобразований предметов выявляет их скрытые свойства и связи». Экспериментирование позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов и явлений для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы. Сначала дети учатся устанавливать различного рода зависимости предметов и явлений, затем – осваивают структуру текста (тезис, доказательство, вывод).
Учитывая положение Н.Н.Поддьякова о том, что детское экспериментирование - это «вид мышления, при котором ребенок действует самостоятельно и в ходе реальных преобразований предметов выявляет их скрытое свойство и связи», его хорошо использовать для формирования речи-рассуждения. Экспериментирование позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объекта или явления для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы.
Следующий аспект работы, направленный на обучение детей связным высказываниям типа рассуждения, - решение детьми проблемно-речевых ситуаций и решение детьми речевых логических задач (словесно-логические игры и упражнения, небылицы и пр.).
Наряду с перечисленными видами деятельности (экспериментирование, проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи) полезно организовать чтение художественных произведений В.Бианки, Н.Сладкова, Л.Толстого, К.Ушинского и др. и обсуждение содержания прочитанных произведений. Достижение цели обеспечивается прежде всего подбором и постановкой вопросов. Перед детьми ставятся не только репродуктивные вопросы, требующие простой констатации. Большое значение стоит уделять поисковым вопросам, направленных на раскрытие связей между предметами и явлениями, требующих логических операций, активизации мыслительной деятельности, установления причинно-следственных, временных, пространственных и др. связей и отношений. Художественные произведения служат образцом, благодаря которому дети будут строить более логичные, связные и последовательные рассуждения.
Часто дети затрудняются в подборе необходимых средств связи между частями суждения, завершении рассуждения выводом, начинающимся словами значит, следовательно, поэтому. Чтобы научить дошкольников пользоваться разнообразными способами связи, необходимо проводить такие игры, как «Закончи предложение», «Почемучка», «Разложи и докажи», «Чепуха» и т.д. [1, с. 26-27]
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживают трудности в решении и объяснении задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одна из причин такого положения - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Словено-логическое мышление (вербально-логическое мышление) - один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словено-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. В процессе этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. В ходе упражнения дошкольнику потребуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. [2, с. 3-5] Данный вид речевой деятельности активизирует творческие способности ребенка, стимулирует воображение, что необходимо при работе над картинами с проблемным сюжетом и пр.
Для примера рассмотрим развитие словесно-логического мышления дошкольников на основе материала сказок: Рассмотри персонажей сказок, кто из них лишний, почему? (по внешним признакам, действиям, характеру, по принадлежности к одной сказке и т.д.); соедини подходящих друг другу персонажей сказок (по внешним признакам, действиям, характеру, по принадлежности к одной сказке и т.д.) Обоснуй свой выбор.
Вопрос об интеграции методик и технологий.
Оптимальным способом решения задач обучения речи-рассуждению является развитие у дошкольников критического мышления.
Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. Это способность видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. [3, с. 7-9]
Так же среди показателей сформированности коммуникативно-языковой компетентности - творческая речевая деятельность.[4, с. 5-7]
Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка.
Формирование навыков творческой речевой деятельности невозможно без применения активных форм работы, инновационных методов и приемов.
Среди критериев отбора технологии обучения можно назвать следующие:
• целевая ориентация педагогического процесса;
• учет специфики содержания педагогического процесса;
• индивидуальный подход и дифференциация в работе с детьми;
• готовность педагога к реализации технологии обучения.
Умение составлять творческие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М.Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Все эти навыки можно сформировать работая по системе Т.А.Ткаченко. [5, с. 3-5]
Использование сюжетных картин по методике Т.А.Ткаченко в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности): составление рассказа с добавлением последующих событий, с заменой объекта, с заменой действующего лица, с добавлением предшествующих событий,
с добавлением предшествующих и последующих событий, с добавлением объекта, с добавлением действующего лица, с добавлением объектов и действующих лиц, с изменением результата действия, со сменой времени действия.
Анализ содержания картины. Начальный этап работы по картине включает в себя установление: места действия, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
Планирование творческого рассказа. От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла, выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),построении плана изложения (можно в графическом варианте),установлении объекта для прямой речи, придумывании заголовка к рассказу.
Не менее эффективным методом обучения творческому рассказыванию является работа по картине с проблемным сюжетом. Занимательный, яркий, нестандартный сюжет картин побуждает ребенка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи, делать выводы. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому по одной картине можно составить несколько рассказов. Использование картин с проблемным сюжетом усиливает мотивацию к занятиям, стимулирует творческое и логическое мышление, позволяет совершенствовать связную речь, способствует пополнению знаний и т.д. [6, с. 2-4]
Таким образом, структурным компонентом речевой деятельности является рассуждение. Основу рассуждения составляют причинно-следственные отношения. Формулирование логического суждения - это речевое умение. С точки зрения теории речевой деятельности оно включает мотив, цель, исполнение. Описываемые в статье методы и приемы предусматривают все эти компоненты. Данная система работы по формированию речевой деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, формированию у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с источниками информации, анализировать информацию, выдвигать разные подходы в решении проблем, способности рефлексировать; что соответствует содержанию коммуникативно-языковой компетентности.
Список литературы:
1. Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.- Москва: ТЦ»Сфера»,2012.-62с.
2. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи.- Москва: «Книголюб», 2005.-55с
3. Загашев И.О. «Учим детей мыслить критически». - Санкт-Петербург: «Альянс»Дельта», 2003.-190с.
4. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК, от 23 августа 2012 года № 1080
5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.- Москва: «Владос», 2006.-38с.
6. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.- Москва: «Гном и Д», 2006.- 32с.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Организованная учебная деятельность с детьми дошкольного возраста Сетевое и межведомственное взаимодействие школы и Дома детского творчества

Похожие статьи:

Перспективно-тематическое планирование в детском саду

Коммуникативно-языковая компетентность как фактор развития субъектности старших дошкольников
Опубликовано: 3007 дней назад (25 января 2016)
Просмотров: 6029
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Александровна Бессонова # 25 января 2016 в 18:56 0
Здравствуйте
Прошу включить в число участников Всероссийского конкурса "Коллекция педагогического мастерства и творчества"
ФИО: Наталья Александровна Бессонова
Должность: методист ГККП «Ясли-сад № 96 – ЦГР «Радуга», г.Павлодар, «Рассуждение как функционально-смысловой тип связной речи»
Название конкурсной работы
https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-aleksandrovna-besonova/-rasuzhdenie-kak-funkcionalno-smyslovoi-tip-svjaznoi-rechi.html
СПАСИБО!
Светлана Викторовна # 30 января 2016 в 19:50 0
Здравствуйте
Зачем Вы здесь написали этот комментарий?
Если Вы хотите принять участие в конкурсе, то Вам необходимо ВНИМАТЕЛЬНО прочитать правила и посмотреть где именно необходимо оставлять заявки на участие в конкурсе, так как Вы сделали это неверно!
С уважением, Администратор сайта
Татьяна Куриленко # 28 января 2016 в 09:39 0
Здравствуйте, Наталья Александровна интересная, а главное поучительная статья. Много из того что у вас прочитала возьму себе на заметку и обязательно поделюсь со своими коллегами. Голос от меня.