Сценарий урока-игры "Литературный ринг"
Автор: Кокурина Наталья Александровна
Должность и место работы: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ им.Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области»
Описание и назначение материала: сценарий урока –игры «Литературный ринг» могут использовать учителя на итоговом уроке по литературе в 7-8 классе или на внеклассном мероприятии. Игровая форма поможет вызвать интерес у учащихся.
Цель: повышение интереса к изучению русской литературы, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, закрепление знаний о литературных произведениях.
Задачи:
1. Обучение решению различного типа задач.
2. Развивать познавательный интерес к литературе;
3. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе .
Вид занятия: обобщение и систематизация знаний.
Тип урока: нестандартный урок (урок-соревнование «Литературный ринг»).
Оборудование: Карточки с заданиями, жетоны.
Правила игры «Литературный ринг»
В игре принимают участие 2 команды учащихся. Ведущий задает вопрос. На обдумывание отводится 30 секунд. Задания разные по сложности, поэтому приносят команде разное количество очков. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет флажок. Команды имеют право один раз за всю игру обратиться за помощью к болельщикам, но правильный ответ принесет им в этом случае только 1 балл. Победитель определяется по количеству набранных баллов.
Задания для игры «Литературный ринг»
1. Конкурс. «Кто я?»
Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов)
«Его боялась даже могущественная Византия. Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла)
«Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл)
Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин)
Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов)
«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла)
«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл)
Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины»)
2. Конкурс. «Давайте познакомимся»
О каком русском барине идет речь?: «Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к двери этой комнаты. Нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. … Таковы были благородные увеселения русского барина!»
Ответ: (Кирилла Петрович Троекуров, герой романа А.С.Пушкина «Дубровский»)
О ком идет речь?: Из всей челяди барыни «самым замечательным лицом был дворник…, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев. И считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком».
Ответ: (Герасим, гл. герой повести И.С.Тургенева «Му-Му»)
О ком идет речь?: Ей «не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда на селе. Она знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица… Ответ: (Оксана, героиня повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
3. КОНКУРС «Найди свою пару»
Задание. Соедините слова попарно, назовите автора, произведение.
1. Степан Парамонович
2. Андрий
3. Алёна Дмитриевна
4. Феврония
5. Олег
6. Змея
7. Платов
8. Илюша
9. Хрюкин
10. Охотник
11. Петр
12. Татарка
13. Левша
14. Очумелов
4. КОНКУРС «Дерево мудрости».
Задание: игрок берет листок с вопросом. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл.
Список вопросов.
1. Назовите сына-предателя Тараса Бульбы (Андрий).
2. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»).
3. С кем воевали казаки в повести «Тарас Бульба»? (С поляками).
4. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный...»).
5. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове? (Мужик).
6. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями? (Запорожье).
7. Фамилия Хамелеона? (Очумелов).
8. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов? (Из волос).
9. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики-пастухи).
10. Автор «Песни о купце Калашникова»? (М.Ю. Лермонтов).
11. Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата? (Мешок).
12. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя...»).
13. На чём генералы вернулись домой? (На корабле).
14. Название духовного училища, где учились сыновья Т. Бульбы? (Бурса).
15. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина).
16. Как генералы отблагодарили мужика? (Рюмкой водки да пятаком серебра).
17. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру? (Алёна Дмитриевна – замужняя женщина).
18. Кто написал «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин)
19 . Кто ездил с русским царем в Англию. (Платов)
5. конкурс – «Эстрада»
Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть. Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов.
6. КОНКУРС. «Они говорят...»
Задание: узнать по фразе произведение и автора.
«Над Москвой великой, златоглавою...» («Песня о царе...», А.С. Пушкин).
2. «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» («Песня о царе...», А.С. Пушкин).
3. «Мы в ответе за тех, кого приручили» («Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери).
4. «Я тебя породил – я тебя и убью» («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь).
5. «Сам верёвочку свил и дал себя связать» («Повесть о том, как 1 мужик...» М.Е. С.-Щедрин).
7. Конкурс. С помощью пантомимы изобразить:
- следующие жанры: детектив, трагедию, комедию, сказку.
- профессию: художник, писатель, критик, композитор.
8. Конкурс.
Даны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд – вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать авторов и произведение.
1) - Одинокий, голубом, далёкой, родном (М.Ю. Лермонтов «Парус»)
- Кроет, крутя, завоет, дитя (А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
- Сырой, молодой, крылом, под окном (А.С. Пушкин «Узник»)
2).- Странники, жемчужною, изгнанники, южную (Лермонтов «Тучи»)
- Не даром, пожаром, отдана (Лермонтов «Бородино»)
- Зелёный, том, ученый, кругом (Пушкин «Руслан и Людмила»)
3).- Ядрёный, бодрит, студёной, лежит (Некрасов «Железная дорога»)
- Золотой, в лесу, ногой, красу (Майков «Осень»)
- Ели, торчат, метели, спят (Тютчев «Листья
9. Конкурс.
Вспомнить произведения, в названиях которых есть цифры, имена, фамилии, отчества
Подведение итогов. Спасибо за игру.
Рекомендуем посмотреть:
Брейн-ринг для учащихся 7 класса. Творчество А.Конан Дойля
Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения Симонова, 8-10 класс
Литературно-музыкальная гостиная, 8-9 класс. Русская старина
Сценарий литературной радиопередачи для школьников
Похожие статьи:
Сценарий литературной композиции для школьников. Творчество Некрасова
Литературная игра для школьников 6 - 8 класса по книге Олеши «Три толстяка»
Литературный праздник «Наш Пушкин». Сценарий для школьников