Программа сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей дошкольного возраста "Делу - время, потехе - час"
Автор: Рогалева Наталья Александровна, учитель-логопед логопедической компенсирующей группы детского сада.
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Мастерок».Программа для педагогов ДОО «Делу-время, потехе-час».
Цель эксперимента: сохранение и укрепление психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в логопедической работе в системе культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
- Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке каждого ребёнка;
- Обеспечить потребность практических навыков и умений по самокоррекции собственного здоровья, обучение рефлексивным умениям;
- Формировать представление о том, что полезно и что вредно для человеческого организма;
- Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям;
- Развивать самосознание, потребность к здоровому образу жизни;
- Воспитывать любовь к себе и своему телу, готовность помочь окружающим.
- Пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления, полученные в рамках программы, в коллективе детей, родителей и ближайшего окружения.
Гипотеза:
Формирование психофизиологического здоровья будет успешным при использовании методов, приемов, здоровьесберегающих элементов для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Привлечение внимания к проблеме;
- Представление о строении человеческого организма, вреде и пользе питания;
- Воспитание любви к собственному телу;
- Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
- Благотворное влияние на расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;
- Самокоррекция зрительного восприятия, верхних дыхательных путей, снижение уровня простудных заболеваний.
Я – Наталья, логопед
Для себя нашла ответ:
Чтобы быстрее язычок развить –
Не достаточно только НОД проводить!
Решила программу написать
Тему площадки с опытом работы связать.
И работа закипела –
Все по плану, как хотела.
Представлю программу сейчас для вас
«Делу – время, потехе – час».
«Профилактика болезни самое разумное лечение».
Силован Рамишвили.
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки, вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, восприятия, а зачастую и мышления. Ребенок с общим недоразвитием речи, не посещая детский сад по болезни, дает существенный «откат» в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Актуальность темы:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
- Более 50% дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения с состоянии здоровья;
- 15 – 20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации.
Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Поэтому, здоровьесберегающие образовательные технологии, должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Этапы внедрения программы:
I Этап – подготовительный
Цель: выявление представлений у детей о строении человеческого организма и здорового образа жизни.
• Выработка основный критерий сформированности знаний и умений ЗОЖ. Мониторинг;
• Подборка библиографического материала по теме;
• Подборка художественной литературы, статей, журналов, дисков, видеороликов, игр, презентаций, физкультурных минуток о здоровом образе жизни;
• Наблюдение;
• Анкетирование, тестирование;
• Написание программы, перспективных.
II Этап – основной
Цель: организация предметно-развивающей среды, реализация программы в соответствии с разработанным планом действий.
• Обогащение развивающей среды (изготовление дидактического материала, пособий, подбор игр, упражнений, фотографий, анатомических атласов);
• Медико-профилактические меры;
• Проведение совместной и индивидуальной деятельности с детьми;
• Разработка и проведение групповых праздников и развлечений с детьми и родителями;
• Организация семейных выставок рисунков, поделок, фотовыставок по теме;
• Участие в разных конкурсах детского творчества;
• Создание группового альбома семейных рисунков и стихов;
• Создание книжек – малышек «Семейные культурные досуги»;
• Создание сундучка «Если хочешь быть здоров» (картотека игр, развлечений, досугов, предложенных родителями по теме);
• Консультационный пункт для педагогов и родителей;
• Промежуточный мониторинг.
III Этап – заключительный
Цель: обобщение и анализ работы обеспечения возможности и потребности у детей к здоровому образу жизни.
• Анализ результата работы;
• Итоговый мониторинг;
• Обмен опытом.
Прогноз возможных рисков:
• Неосознанность родителей в выполнении рекомендаций и требований к ЗОЖ семьи;
• Пассивность некоторых родителей в участии реализации программы.
Итоги реализации программы "Делу-время,потехе-час".
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными речевыми расстройствами. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Цель эксперимента: создание условий для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической работе в системе культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
- Обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке каждого ребёнка;
- Обеспечить потребность практических навыков и умений по самокоррекции собственного здоровья, рефлексивным умениям;
- Создать представление о том, что полезно и что вредно для человеческого организма;
- Пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления, полученные в рамках программы, в коллективе детей, родителей и ближайшего окружения.
В начале эксперимента подобрала библиографический материал по теме, художественную литературу, игры, презентации, физминутки о здоровом образе жизни. Написала программу. Провела консультацию для педагогов «Теоретические и методологические основы по сохранению и укреплению психофизиологического здоровья». С детьми провела мониторинг.
На основном этапе пополнила развивающую среду играми, пособиями, упражнениями. Использую в работе с детьми
авторские игры: «Цветок настроений», «Сказочные герои», «Подбери настроение», театр варежковых кукол «Антошка». С детьми рассмотрели анатомический атлас внутренних органов человека, провела серию бесед и досугов о здоровом образе жизни.
Регулярно провожу с детьми дыхательную, пальчиковую, артикуляционную, зрительную гимнастику, логоритмику, Су-джок-терапию, алфавит телодвижений, пескотерапию, релаксацию. Использую здоровьесберегающие технологии: «Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н.», «Игровые упражнения, закаливающие дыхание А. Уманской и К. Динейки», «Самомассаж кистей и пальцев рук В. Галкиной и Н. Хомутовой».
В приемной группы организовываю семейные выставки рисунков и фоторепортажи. В группе создан альбом семейных рисунков «Творю и говорю» и книжки-малышки «Семейные культурные досуги». Родителями собрана серия игр о здоровье «Если хочешь быть здоров».
По результатам мониторинга видна динамика роста высокого и среднего уровня. На начало эксперимента выявлено: Средний - 67%, ниже среднего - 33%. На промежуточном этапе: Высокий уровень - 46%, средний - 54%.
Комплексная оздоровительно-коррекционная работа в системе культурно-досуговой деятельности сохранила и укрепила психофизиологическое здоровье детей, способствовало коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития, повысился уровень коррекционно-образовательной деятельности.
Авторские игры по развитию речи детей дошкольного возраста
Выставка семейных рисунков со стихами, придуманными родителями и детьми.
Выставка семейных рисунков.
Выставка семейных рисунков.
Выставка семейных рисунков со стихами, придуманными родителями и детьми.
Театр варежковых кукол "Антошка".
Алфавит телодвижений.
Библиография:
1. Алябьева Е.Л. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.- М., 2004.
2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000. Т. 7. N2. С.21 - 28.
3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
4. Дедюхина Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом: учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников [Текст] / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. - М., 2001.
5. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
6. Змановский Ю. Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
7. Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М., 2003.
8. КартушинаМ.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2003.
9. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
10. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией. - М., 2009.
11. Леонова С.В. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов. Логопед. 2004. N6. с. 83.
12. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
13. Маханева М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева// Дошкольное воспитание. – 1993. – №2. – с. 22-24.
14. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.
15. Рубинштейн С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. – М.: просвещение, 1946. – 421с.
16. Фомина А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду /А.И. Фомина// - М.: Гардарики, 2007. – 183с.
17. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
18. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98с.
19. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников /А.В. Юматова//Дошкольное воспитание. – 1996. - №3.
Рекомендуем посмотреть:
Программа по логопедической ритмике для детей старшей группы с ОНР
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей 3-6 лет
Кружковая работа для детей 5-7 лет: фотостудия
Программа развития познавательной сферы детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Дополнительная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса по обучению детей плаванию (по программе «Детство»)
Программа сенсорно-моторного развития детей ясельного возраста