Комплекс занятий для педагогов.
В современном обществе появляется необходимость повышения компетентности педагогов в ДОУ как общеразвивающего, комбинированного, так и компенсирующего видов и формирование у них качеств профессионально значимых для педагогической деятельности. Поэтому решение современных задач всё больше требуют не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий. Для этого необходимо обучаться новым способам общения, направленных на внимательное отношение к партнеру, пониманию цели общения и желаемого результата взаимодействия.
Таким образом, воспитание и обучение в ДОУ должно быть направлено на всестороннее развитие личности ребенка, в котором педагог совершенствуется сам, улучшая развитие своих воспитанников.
Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим.
Занятие 1. Знакомство.
Назначение:
• обозначить начало занятий, создать особую атмосферу взаимодействия участников;
• включение в работу, снятие накопившегося напряжения;
• сплочение, создание группового доверия и принятия.
Выработка ритуала приветствия для дальнейшей работы. Разминка «Поиск сокровищ». Упражнение «Наши ожидания». Основные принципы групповой работы. Упражнение «Календарь настроения». Упражнение «Метафора проблемы». Игра «На что похоже мое настроение». Ритуал прощания.
Занятие 2. Мир чувств и эмоций.
Назначение:
• осознание и принятие своих чувств;
• анализ воздействия на человека позитивных и негативных чувств;
• укрепление уверенности в себе;
• стимулирование готовности к общению;
• формирование опыта присвоения различных ролей, развитие навыка смены эмоций при вхождении в роль.
Разминка «Скажи – ка, дядя». Игра К. Фопеля «Радуга». Упражнение «Разговор со сменой позиций». Упражнение. «Впечатления». Ритуал прощания.
Занятие 3. Удивление.
Назначение:
• осознание и принятие своих чувств;
• освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения.
Разминка «Перекусы». Упражнение «Вербальное и невербальное выражение удивления». Упражнение «Удивительные истории». Упражнение «Ассоциации». Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса». Упражнение «Комплименты». Прощание.
Занятие 4. Непонимание.
Назначение:
• прорабатывание путей достижения взаимопонимания;
• обсуждение ситуаций, когда понимания не достигается, путей, которые используются для лучшего понимания друг друга;
• развитие невербальное общение, сплочение группы;
• совершенствование навыка сотрудничества.
Разминка «Заросли». Упражнение «Зеркало». Упражнение «Когда мы не понимаем». Упражнение «Хочу - не хочу, но делаю... ». Сказка «Талант». Прощание.
Занятие 5. Обида.
Назначение:
• умение признавать свою обиду и высказывать ее;
• формирование умения конструктивного способа избавления от обиды;
• умение прислушаться к состоянию другого человека;
• умение выйти на доверительный контакт с собеседником;
• развитие умения распознавать телесные эмоциональные состояния, соответствующие различным чувствам и эмоциям.
Разминка «Подуй на свечу». Зачин сказки. Упражнение «Мне обидно, когда...» Обсуждение-игра «На что похожа обида». Упражнение «Сказка сказке рознь». Обсуждение «Этапы конструктивного избавления от обиды». Упражнение «Мусорное ведро». Прощание.
Занятие 6. Грусть.
Назначение:
• осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами;
• освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Разминка. Упражнение «Передай движение». Упражнение «Сказка о милостивой судьбе». Обсуждение «Мне бывает грустно, когда...». Упражнение «Рисунок грусти». Упражнение «Танцы-противоположности». Упражнение «Веревка». Прощание.
Занятие 7. Гнев.
Назначение:
• осознание и принятие своих чувств, работа с негативными чувствами;
• освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Разминка. Игра «Выведи из равновесия». Обсуждение. Игра «Кричалка». Упражнение «Рубка дров». Упражнение «Медитация». Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении». Упражнение «Ха!». Прощание.
Занятие 8. Замороженные чувства.
Назначение:
• осознание своих «замороженных» чувств, работа с ними;
• освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Разминка. Упражнение «Броуновское движение». Упражнение «Огонь – лед». Игра «Замороженный и реаниматор». Упражнение «Звуковая гимнастика». Танец «Пять движений». Рефлексия. Прощание.
Занятие 9. Радость.
Назначение:
• развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной невербальной коммуникации, осознание и передача переживаемых эмоций;
• способствовать созданию атмосферы доброжелательности и концентрации внимания на радостных эмоциях
Упражнение «Мудрец из храма». Упражнение «Лабиринт». Упражнение «Слепой — поводырь». Упражнение «Групповое рисование по кругу». Упражнение «Джаз тела». Игра «Послание самому себе». Упражнение «Пожелание». Рефлексия «Мне сегодня».Прощание.
Занятие 10. Любовь.
Назначение:
• научиться пользоваться всем арсеналом невербального общения для того, чтобы подкрепить и усилить значение выражения эмоции любви;
• выявить и продемонстрировать участникам остроту противоречивых подходов к стремлению человека принимать любовь и дарить ее другим;
• способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих проявлению любви к себе, любви к другим людям, путем развития спонтанности участников тренинга.
Разминка. Игра «Импульс». Упражнение «Картина па спине». Упражнение «Спинка». Обсуждение «Как на языке мимики и жестов проявляется любовь». Упражнение «Улыбка». Упражнение «Сочини сказку». Упражнение «Рисунок будущего». Рефлексия.“Мне сегодня...” Прощание. Упражнение. «Чемодан пожеланий».
Рекомендуем посмотреть:
Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика
Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией
Тренинг психологической поддержки педагогического персонала в условиях введения ФГОС
Тренинги для воспитателей детского сада
Похожие статьи:
Тренинг по работе взаимодействия с родителями