Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинги для воспитателей детского сада

Конспект тренинговой программы «Пять шагов к победе над стрессом!»
Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с педагогическим коллективом. Состав группы от 5 до 15 человек.
Цель тренинга: развитие навыков саморегуляции для снижения уровня дистрессовых состояний за счет применения методов релаксации.

Тренинг включает 6 занятий, в ходе которых поэтапно происходит формирование навыков саморегуляции.
Сегодня проблема стрессов в нашей жизни становится все более и более актуальной. Как помочь старшим школьникам и педагогам сформировать навыки саморегуляции об этом и рассказывает данная работа.
Структура тренинга в целом.
Каждый из блоков состоит из 2 занятий, первое из которых посвящено отработке, а второе закреплению шагов по снятию нервно-психического напряжения. Следует помнить, что количество занятий, предложенное в данной программе, является минимальным и в реальной практике не всегда достаточным. При проведении данного тренинга исходить, прежде всего, нужно из реализации потенциала каждого из шагов. Переходить к следующему шагу можно лишь после того, как цели и задачи предыдущего шага достигнуты в полном объеме, в противном случае тренинг будет неэффективным. Без снятия напряжения и достижения состояния покоя невозможен контакт с подсознание, а без устранения подсознательных причин стресса невозможно создать внутренний план действия направленный на достижение успеха без перегрузок.
Структура тренинговых занятий.
Каждое из занятий тренинга состоит из следующих компонентов:

1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.
Действия по сплочению группы являются одним из ключевых принципов обеспечивающих достижение высоких результатов по реализации индивидуальных и групповых целей. В процессе осуществления этих мероприятий происходит отработка социально-психологической дистанции, коммуникативных навыков, прорабатываются и снимаются механизмы психологической защиты, образуется особый психологический контакт, который является основанием для генерализации индукции релаксационных состояний в группе – чем выше степень сплочения, тем выше уровень идентификации в группе, что значительно усиливает терапевтический потенциал программы. По поводу идентификации К. Рудестам пишет: «Во-первых, члены группы решаются подвергнуться воздействию со стороны руководителя и партнеров и принять участие в работе группы. Во-вторых, члены группы идентифицируют себя со своими партнерами и с руководителем. Идентификация происходит в результате старания участников поддерживать желательные отношения в группе. В-третьих, члены группы присваивают групповой опыт». Поэтому меры направленные на активизацию групповой динамики и сплочение группы благоприятствуют не только удовлетворению базовых социальных потребностей индивида, что само по себе несет значительный коррекционный потенциал, но и способствуют расширению его личностного и социального опыта.

2. Ауторефлексия – реализует потенциал, заложенный в рефлексивно-оценочном компоненте континуума саморегуляции. Следует заметить, что используемые в тренинговых занятиях тесты, строго говоря, скорее особого рода тренинговые игры, цель которых актуализация самопознания и углубление рефлексии, способствующей через отреагирование снижению нервно-психического напряжения, нежели точные диагностические методики. Так программа включает в себя ряд увлекательных тестов, способствующих всестороннему раскрытию особенностей, влияющих на Ваше самочувствие, таких как: «Моё самочувствие», «Умеете ли вы быть счастливыми?», «Не витаете ли вы в облаках?», «Как у вас с чувством юмора?», «Как у вас соотносятся сердце и разум?», «Каков мой возрастной потенциал?».

3. Снятие напряжения (релаксация) направлено на реализацию регуляторно-волевых характеристик континуума саморегуляции, что является ключом к сохранению сил, здоровья и доступа к внутренним ресурсам организма. Программа позволяет овладеть такими механизмами доступа к ресурсам организма как контроль дыхания, мышечного тонуса, вегетативных реакций и работа с воображением. Этому посвящены такие методы релаксации как: «Морской берег», «Чистая вода».

4. Учет психофизиологических детерминант заключается в том, что данная программа включает в себя уникальную технологию альфа-релаксации, основанную на активизации альфа-ритмов головного мозга. Эта технология позволяет почти мгновенно в несколько раз усилить процессы оздоровления и восстановления, идущие в организме. Этому посвящен метод альфа-релаксации «Солнце – радость – покой».

5. Перепрограммирование – реализует потенциал ценностно-смысловых социально обусловленных детерминант. Это даёт возможность переключить организм на оптимальный режим работы, а также является гарантом от возвращения излишнего нервно-психического напряжения. Механизм перепрограммирования психологических установок позволяет избавиться от негативных состояний и по-новому взглянуть на реальность. В глубоком релаксационном состоянии открывается доступ к подсознательным структурам человека, куда и закладывается сжатая позитивная программа реагирования в кризисной ситуации. Если рассматривать этот процесс по Ухтомскому, она представляет собою своеобразную доминанту которая подавляет неэффективные способы реагирования. В структуру блока программирования встроен механизм фиксации позитивных релаксационных состояний «Кисти в замок», позволяющий в любой трудной критической ситуации получить приток энергии и покоя. Эта специальная модель получила в нейро-лингвистическом программировании название якоря, мы же для простоты и понятности употребления будим называть ее просто пусковым механизмом или стимулом.
Здесь логически возникают три вопроса:
• Что это такое?
• Для чего это нужно?
• Как это действует?
Начнем по порядку:
Пусковые механизмы это реальный, действенный и эффективный способ контроля своего состояния и инструмент воздействия на окружающих, открывающий очень большие возможности.
Научившись устанавливать и активизировать пусковые механизмы, вы сможете резко повысить эффективность собственных действий и возможных контактов с окружающими, что поможет вам в любой ситуации, например: улучшить отношения с другими людьми; повысить эффективность взаимодействия в коллективе; научиться сохранять ровное спокойное состояние; овладеть искусством мгновенной мобилизации всех жизненных ресурсов; т.е. вы сможете овладеть всем, что приведет вас к достижению вашей мечты.
Говоря популярным языком, механизм действия стимула прост, он основывается на известном способе образования условного рефлекса. Помните: загорается яркая лампочка, собаке дают пищу, начинает выделяться слюна, снова лампочка, снова еда, снова выделяется слюна, и снова лампочка, еда, слюна. Теперь загорается лампочка, еды нет, а слюна побежала. То же самое происходит с нами на каждом шагу во многих будничных ситуациях, когда те или иные стимулы вызывают у нас определенные реакции. Например, крестик, который мы ставим на руке, для того чтобы вспомнить важную информацию некоторое время спустя, или праздничный костюм, который будит в нас определённые состояния и т.д.
При этом, существует определённая закономерность, чем сильнее эмоциональный накал во время установки пусковой кнопки (или пускового механизма) и значимее для человека ситуация, тем меньше требуется повторений для закрепления пускового механизма. Например, ребёнку достаточно один раз сильно испугаться вечером в темноте, чтобы надолго закрепить страх темноты. То же самое относится и к любой другой ситуации, когда сильная эмоция закрепляется пусковым механизмом. Поясню:темнота - пугающие обстоятельства -страх-ситуация закрепляется. Теперь достаточно срабатывания пускового механизма (темнота), чтобы вызвать присоединенную к нему реакцию (страх). Попытаться решить подобную ситуацию можно наложением более сильного стимула «Темнота + состояние радости». Что наглядно показано в работах А.И. Захарова.
Запускает ту или иную реакцию краткая программа (осознанная или не осознанная, в зависимости от ситуации), которая обычно функционирует на уровне подсознания и запускается через органы чувств. Например: «Каждый раз, когда я услышу голос моего руководителя, моя работоспособность будет повышаться». Или «Каждый раз, когда я открываю дверь, я чувствую как мой организм наливается силой» и т.д.
Как я уже сказал, очень часто, эти программы бывают, свернуты и не осознаваемы, проявляясь в связке: ощущение - состояние. Например: запах духов, которыми пользовалась любимая, даже годы спустя, будят в мужчине приятное настроение и заставляют улучшить отношение к тому человеку, который ими пользуется.
Ощущения к нам приходят через органы чувств и, по-видимому, сколько существует у человека органов чувств, столько существует и вариантов пусковых механизмов: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, а также различные их сочетания. Вот пример визуально-вкусового пускового механизма: представьте, что перед вами на блюдце лежит лимон… постарайтесь увидеть его как можно ярче, реальнее… сочный лимон порезанный на дольки… вы берёте одну дольку и кладете её в рот и начинаете её жевать… жуёте, жуёте… б-р-р-р…
Почувствовали, как рот наполняется кислым вкусом? А если богатое воображение, то и слюнки побежали. Вот так… лимон воображаемый, а слюни реальные. Точно также действуют и другие наши ощущения и воспоминания.

Для более наглядного пояснения, в качестве практикума хочу привести предлагаемый последователями теории Джемса – Ланге метод хэппи-тренинга (очень простой, но действует безотказно).
Для начала устройтесь поудобнее перед зеркалом, возьмите себя за мочку левого уха и постарайтесь изобразить на лице выражение веселья: глаза прищурены, губы растянуты в улыбке. Мысленно считаем до семи и стараемся прислушаться к внутренним ощущениям. Теперь отпускаем мочку уха и изображаем маску гнева: брови сдвинуты, губы поджаты. Вновь считаем до семи, интенсивно концентрируясь на ощущениях. И снова изображаем радость (рука опять берется за мочку уха). В итоге должно получиться три гримасы гнева и четыре – радости. Затем, не отпуская мочки уха, вспомните какой-нибудь радостный эпизод из вашей жизни. Мысленно просматриваем его 20-25 секунд, медленно потирая мочку уха.
Ну что? Почувствовали прилив бодрости и веселья. Это только начало. Для установления стабильного контроля над настроением старайтесь заниматься регулярно. Вначале может быть трудно и непривычно. Но если вы проявите настойчивость, то очень скоро подсознательные стереотипы перестроятся, и вам достаточно будет просто прикоснуться к мочке левого уха, чтобы ощутить прилив бодрости и веселья. Для того чтобы легче было преодолеть установочную фазу выполнения упражнения, я рекомендую перед хеппи-тренингом провести небольшой сеанс альфа-релаксации «Солнце – Радость – Покой», и тогда, бодрость духа и отличное настроение станут вашими верными союзниками.

6. Реализация пошагового алгоритма решения проблемы. Такие технологические приемы как «источник напряжения» и «принятие решения» позволят распознать и устранить глубинные причины, приводящие нас к стрессу. Далее такие технологические приемы как «Киносъёмки» и «Путешествие в Тибет» которые основаны на медитативных механизмах защитят нас от возможности возвращения стрессовых состояний и создадут внутренний план действия, направленный на достижение успеха, счастья и крепкого здоровья. [Вачков И. стр.42]. Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психологического напряжения, стрессового состояния и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплении способов саморегуляции.
Организация тренинга.
Данный тренинг рассчитан на 6 занятий по 1,5 – 2 часа каждое (в зависимости от особенностей группы). Однако, как я у же указывал выше, данные параметры минимальны и не являются жестко заданными, так как исходить нужно прежде всего из состояния группы и реализации потенциала каждого из шагов пяти-шаговой модели. При необходимости как продолжительность так и количество занятий может быть увеличено многократно. Исходя из принципа интериоризации, мы помним, что внутреннее формируется, через усвоение внешнего. Так, для обеспечения наиболее оптимальных внутренних изменений в психическом мире человека занимающегося релаксацией помимо всего прочего необходимо создать соответствующие внешние условия во время занятий. Для оптимизации этих условий необходимо учитывать следующие правила. Занятия должны проводиться в отдельном, теплом, полузатененном помещении, желательно имеющем звукоизоляцию и запирающимся изнутри. Так же желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла или кушетки. Занятия проводятся под тихую, способствующую релаксации музыку в стиле «Нью эйдж» («Enigma», «Deep Forest» и т.д.).
Количественные и качественные характеристики группы.
Почему релаксационный тренинг в возрастном плане дает наиболее высокие результаты с людьми, начиная со старшего подросткового и юношеского возраста?
Ответ на этот вопрос заключает в себе комплекс причин. С одной стороны этот возраст характеризуется сензитивным периодом рефлексии. Ребенок отвечает для себя на вопросы:
• Кто я? (вопрос об определении).
• Зачем я? (вопрос о причинах).
• Для чего я? (вопрос о действиях) и т.д., что повышает степень осознанности отношения к занятия и результатам занятий.
С другой стороны это период осознания ответственности за свою жизнь, период профессионального самоопределения, что также может характеризовать этот период как период становления сознательного самоконтроля. Исходя из этого, следует сказать, что данный тренинг рассчитан на людей в возрасте от 15 лет и старше, переживающих состояние нервно-психического напряжения, стресса или начальную стадию депрессии.
Оптимальной является группа из 10 – 12 человек. Меньшее число участников ведет к замедлению групповой динамики, поскольку снижается активность группы в обсуждениях. Увеличение числа членов группы делает ее неустойчивой из-за снижения возможности контроля за групповыми процессами со стороны тренера.
Скачать Тренинги для воспитателей детского сада «Пять шагов к победе над стрессом!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада Тренинг для преподавателей на тему «Технология проектного обучения и его сущность» Полемика с самим собой. В записную книжку учителя Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие

Похожие статьи:

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Конспект развивающего занятия для детей 4-7 лет | Конспект тренинговой программы «Пять шагов к победе над стрессом!». Часть 2. Вводное занятие
Опубликовано: 3306 дней назад (4 ноября 2015)
Просмотров: 3114
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!