Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Автор: Цуцерова Наталья Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №33 - СП " Детский сад №22" г.Сызрань Самарской обл.
Этот материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования , учителям начальных классов.
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Принято считать, что все дети талантливы, одарены богатой фантазией и способны творчески мыслить. Это действительно так, но любое качество и всякую способность необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет заложенный в нем потенциал, разовьет способности, данные ему от природы, и многого добьется в жизни. И нам взрослым важно помочь ему в этом. При этом следует помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Свободная творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует уточнению представлений о мире вокруг нас, расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует все процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой степени психического и физического развития.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию - в которой мы стараемся предоставить детям свободу выбора цвета, композиционного решения, материалов для работы. Особое внимание мы уделяем использованию нетрадиционных материалов для художественного творчества и ручного труда. Как известно, дети часто копируют образец, предъяв¬ленный им. Нетрадиционные техники изображения не позво¬ляют этого сделать, так как вместо образца мы показываем только способ действия с нетрадиционными материалами, инст¬рументами. Это дает нашим малышам дополнительный толчок к развитию воображения, творче¬ства, самостоятельности, инициативы. Мне всегда приятно наблюдать за детьми, когда они работают с разными материалами, как они воспринимают новое, как они рассказывают родителям о своих достижениях. В своей группе часто объявляем творческие конкурсы совместных с родителями работ «Космос», «Осеннее настроение», « Зимние фантазии». Дети с удовольствием демонстрируют всем свои поделки, делятся впечатлениями о том, как выполняли работу с родителями, какие материалы использовали.
В своей работе, я всегда нахожусь в поиске нового, необычного. Поэтому меня очень заинтересовала техника коллажа. Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Необходимо уметь отличать коллаж от близкого, но все же другого средства изображения - аппликации. Аппликация – вырезывание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу (фон). Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы, дерево и т.д.) У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа используются в аппликации.
В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, монет, пластинок, вееров, шляп и т.д.) Рисуя выполняя задуманные образы в лепке, вырезая готовые формы создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогают достичь прекрасных результатов. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей - это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Коллаж - своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа креативного мышления. В чем прелесть коллажа для детей?
• он позволяет создать рельефное изображение. А это всегда интересно: рельефная поверхность представляет глазу и руке более богатую информацию, чем гладкая.
• изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование или аппликация.
Техника коллажа развивает художественное воображение и эстетический вкус, конструктивное мышление (из частей собрать целое), развивает моторику и тактильные ощущения.
В своей работе с детьми по освоению данной техники я поставила перед собой следующие задачи:
• познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – коллаж;
• развивать способности ребят к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
• развивать умение создавать художественные образы;
• развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами;
• работать с различными материалами, развивать чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
В процессе работы, я использую следующие формы:
• ежедневные наблюдения за живой и неживой природой;
• применение информационно - компьютерных технологий: создание презентаций по темам « Русские народные традиции», « Красная книга Самарской области», « Зимушка – зима» и т.д. Интерактивные игры « Четвертый лишний», «Можно - нельзя»;
• знакомство с иллюстрированным материалом – книги, альбомы по прикладному творчеству, картины русских художников;
• дидактические игры «Ателье Филимоша», « Путаница», «Домики», «Радужный хоровод», « Угадай, какая роспись», Лэпбуки.
• создание мини-музеев « Насекомые родного края», « Народы России», «Русские народные традиции»;
• развлечение по экологии.
Развивающую среду мы создаем совместно с детьми и родителями, учитывая их интересы и потребности. Все это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике - коллаж. Дети стали наблюдательными - творчески всматриваясь в окружающий мир, у них развивается умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
В своей работе, я часто применяю различные виды нетрадиционных техник, и всегда нахожусь в поиске нового и интересного. А мои ребята, научились создавать новое, оригинальное, а в своих работах, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить решения и средства для его воплощения. Я снова и снова убеждаюсь в том, что все дети талантливы. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческих способностей у дошкольников
Как развивать творческие способности ребёнка
Как развивать фантазию у ребёнка
Техника безопасности для дошкольников при занятиях творчеством
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Из опыта работы