Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие. Приморский край во время ВОВ 1941 – 1945 года, 7-10 класс

Внеклассное мероприятие - «Приморский край во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года». Конспект
Автор: Шушпанова Наталья Алексеевна , воспитатель МБОШИ "лицей-интернат "Буревестник" , г.Владивосток
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы. Данная разработка может быть полезена педагогам-организаторам,классным руководителям, воспитателям, педагогам доп. образованию, при подготовки к празднованию 70-ой годовщины победы в ВОВ. Материал рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста.

Цель: показать вклад приморцев в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне; воспитывать патриотические чувства у молодежи.
Задачи: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Оформление: газета «Приморье в 1941 – 1945 годах», фотовыставка «Победители», выставка рисунков «Путь к победе», презентации подготовленные учениками.
Используемая литература: 1.А.И.Крушанов. Приморский край. - ДКИ.В.1979.
2.Н.И.Горбачева. «Идет война народная..».ШБ.М.2002.
3.Памяти жить 1941 – 1945.Владивосток.2006.
4.Газета - «Приморская газета»..9 мая 2014..
5.Календарь основных сражений ВОВ 1941 -1945.П.Г.Осадчий. Владивосток.2007.
6.М.П.Храмцов. Кто командует эскадрой. Владивосток.2008.
7.История российского Приморья. Владивосток. Дальнаука.1998.
8.Журнал. Патриот Отечества.2005,№ 2.
9.Газета. Владивосток 7 мая.2005.
10.История советского Приморья. А.И.Крушанов. Владивосток.1976.
11.Воениздат. История Второй Мировой войны.10 том,1980.
12.Н.А.Гоголев. Дальневосточники – фронту.1980.
13.Приморский край. Приморское краевое издательство.1947.
14.Газеты: Красное знамя.1941.3 октября.; Известия.1941.27 июня; Красное знамя.1941.27 декабря.; Красное знамя.1975.13 марта; Красное знамя.1975.10 мая.
15.Российский исторический журнал. Родина.2004.6.;Родина.2005.4.; Родина.2008.5.

«Приморский край во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года»
«За край родной…»
«За всеми памятными датами
Видится главнейшая одна:
День, когда весною сорок пятого
На земле закончилась война»


Ведущий: Край, в котором мы живем, называется Приморским. В этом названии как нельзя лучше отражена его существенная особенность: географическая привязанность к Тихоокеанскому побережью.
Взгляните на карту Дальнего Востока. Названия морей, бухт, проливов , городов, сел ,сохранили память о славных делах наших предков – бесстрашных русских путешественников, землепроходцев, мореплавателей, которые более трехсот лет назад ,ведомые любовью к Отчизне, жаждой новых открытий, вышли сквозь таежные дебри к берегам Тихого океана.
(на экран выводится карта Приморского края)
Свыше сотни лет назад русские люди заложили славный город Владивосток.
В исключительно суровой борьбе с дикой природой креп и закалялся характер дальневосточника – упорный, стойкий, свободолюбивый.
Преодолевая неимоверные трудности, советские люди своим самоотверженны трудом сооружали новые заводы, возводили города, прокладывали в тайге дороги, осваивали подземные богатства, создавали колхозы и совхозы.
Трудолюбивыми руками советских людей Приморье превратилось в мощный форпост на берегах Тихого океана.
Но … 22 июня 1941 года фашистская агрессия прервала созидательный труд советских людей.
Приморье не было ареной боевых действий, но жизнь края определялась его пограничным положение. В 125 км от города Владивостока и в 95 км от города Уссурийска вдоль советско-китайской границы находились японские войска.
Опасность нападения Японии на СССР все время оставалась реальной.

Ведущий: Сегодня мы прочитаем страницы устного журнала «Приморский край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года. За край родной». Открываем первую страницу: «Военно – мобилизационная готовность».
(звучит голос Левитана, на экран выводится презентация)
Известие о нападении фашистской Германии пришло в край вечером 22 июня. Уже на следующий день в армию по призыву ушли молодые люди девяти призывных возрастов: 1912 – 1921 годов рождения. В военкоматы Приморья начали поступать тысячи заявлений добровольцев с просьбой направить на фронт.
В связи с тревожной обстановкой на дальневосточных границах и опасностью нападения Японии жители края были мобилизованы на строительство укреплений. Летом и осенью 1941 г. вокруг городов и железнодорожных узлов, а также в приграничной полосе были возведены противотанковые заграждения, созданы огневые точки. В населенных пунктах построены подземные сооружения, щели и другие укрытия
Жители пограничных районов принимали активное участие в укреплении и охране государственной границы.
Население готовилось к обороне – создавались формирования местной противовоздушной обороны (МПВО), группы самозащиты, истребительные отряды, пожарные дружины и посты.
Многое было сделано в области всеобщего обязательного обучения населения военному делу. В результате этого тысячи приморцев получили военные специальности снайперов ,пулеметчиков, автоматчиков и др. Это способствовало повышению боевой готовности трудящихся края, было основой создания резервов для армии и флота.

Ведущий: Открываем вторую страницу: «Трудовые ресурсы».
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
В Приморье, как и по всей стране в период войны, были приняты жесткие меры для решения проблемы кадров. На железнодорожном, морском и речном транспорте было введено военное положение. Рабочий день увеличился до 11 – 12 часов, обязательными были сверхурочные работы.
Однако людей все равно не хватало. И тогда ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики и дети. Женщины освоили трудные мужские профессии – шкиперов, мотористов, ловцов, трактористов, шахтеров..
На многих производствах края основной рабочей силой являлись подростки. Одной из самых известных в крае была бригада Ивана Калюжного с Дальзавода. Она состояла из подростков 15 – 16 лет, выпускников ремесленного училища. Ребята не покидали завод по 5 6 суток, выполняя месячные задания на 200 %.

Ведущий: Открываем следующую страницу: «Патриотические начинания тружеников тыла».
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
Коллектив Дальзавода не только ремонтировал и преобразовывал суда, но и выполнял правительственное задания по выпуску оружия и боеприпасов. Дальзаводчане не раз были инициаторами трудовых починов. На этом предприятии было широко развито движение «двухсотников» - рабочих, выполняющих нормы не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт. Многие рабочие осваивали смежные профессии, становились многостаночниками. Нередко люди трудились круглые сутки, неделями не выходя из цехов.
Дальзавод в предвоенные и военные годы построил около ста боевых кораблей и более 150 единиц вспомогательного флота.
Фронту был нужен свинец. Горняки Дальневосточного горнометаллургического комбината обратились с просьбой к администрации о введении для них 12 часовой рабочей смены с отдыхом через 2 дня на третий. Комбинат неуклонно наращивал мощности, выдавая фронту свинца все больше и больше.
В 1943 Г. На Центральной обогатительной фабрике, внедрена селективная флотация, был получен новый продукт – медный концентрат.
Фронтовики высоко оценивали вклад горняков в разгром врага. В январе 1945 года на имя комсомольской организации было получено письмо от гвардии сержанта Виктора Васильевича Мякишева, который заявлял, что благодаря таким труженикам тыла, как они, воины не испытывают недостатка ни в технике, ни запасных частях, ни в снарядах. «До войны, - писал гвардеец, - я работал на вашем комбинате и знаю, ваша настоящая работа в тылу поможет приблизить час окончательной победы, так как вы добываете ценнейший металл, так необходимый для уничтожения врага».
Поистине героическим был в годы войны труд рыбаков. Рыбакам Приморья пришлось перестраивать свою работу применительно к изменившимся условиям. В связи с исчезновением в северной части Японского моря основной промысловой рыбы – иваси – началось освоение новых районов лова
Большая нагрузка выпала на долю железнодорожников. С прифронтовых линий было переброшено на Дальний Восток более 15 тыс. вагонов. Вся дорога работала с большой перегрузкой. Но сбоев не было. Приморцы освоили методы обработки поездов, ремонт подвижного состава.
В ускоренном темпе работали портовики и моряки ДВ пароходства. Увеличилась оборачиваемость судов. Отгрузка всего необходимого для фронта шла по схеме борт – платформа.
Была поставлена задача мобилизации материальных и трудовых ресурсов в сельском хозяйстве на обеспечение потребностей армии и населения страны. Из колхозов и совхозов мужчины ушли на фронт. Женщины начали осваивать трактор. За высокий урожай победителем был Шкотовский район. За успешное проведение хлебозаготовок в 1944 году 50 приморцев были награждены орденами Отечественной войны первой и второй степени. Вдвое возросли поставки продуктов животноводства.

Ведущий: Открываем следующую страницу: «Всенародная помощь фронту».
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
Трудящиеся края оказывали фронту всестороннюю помощь. За годы войны в фонд обороны страны приморцы добровольно внесли 245 мл. Рублей,241 мл, рублей облигаций государственных займов.
Большие суммы средств были внесены для детей фронтовиков, на восстановление освобожденных от немецких оккупантов городов и сел.
На средства трудящихся края были построены бронепоезд «Приморский комсомолец», эскадрилья бомбардировщиков «Советское Приморье», танковые колонны «Рыбник Приморья», «Приморский комсомолец» и «Юный пионер», другая боевая техника.
На средства жителей города Артема построены танковая колона «Горняк Приморья», эскадрилья самолетов» «Приморский комсомолец», два торпедных катера для Балтийского флота. Бойцам Ленинградского фронта направили четыре эшелона с подарками, среди которых были различные вещи и продукты питания.

Ведущий: Годы Великой Отечественной войны для Приморья были и героическими, и нелегкими. Как и по всей стране, отсюда ушли десятки эшелонов, увозя мужчин в действующую армию. Свыше 30 тысяч из них не вернулись обратно, заплатив жизнью за свободу и независимость своей страны. Только один Тихоокеанский флот послал на фронт 140 тыс. своих бойцов. В славную летопись Отечественной войны вписаны героические подвиги наших земляков. Открываем следующую страницу: «Эпизоды войны».

«Владивосток - кузницей кадров для фронта»
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
В городе Владивостоке на Седанке была создана секретная школа парашютисток-радисток, такую школу закончила известная партизанка Зоя Космодемьянская. В этой школе учились девушки в возрасте 16-19 лет. Всего было подготовлено около 150 человек. Позднее они были направлены на действующий фронт, а в августе 1945 года участвовали в боях за освобождение Китая.
На случай военных неудач создавались в обстановке повышенной секретности партизанские отряды. Было подготовлено более 15 тысяч партизан. УНКВД по Приморской области проводило подготовку разведчиков, подрывников, парашютистов.
Создавались истребительные батальоны. В 1943 году они были сведены в отдельный полк и отправлены на фронт.
Подготовку вела и Владивостокская школа снайперов. Наши снайперы имели боевой счет по сотне и более уничтоженных фашистов. Все преподавательские кадры спецшкол были местные, Владивостокские и, учитывая их опыт, откомандировывались за пределы Приморья.
С 20 января 1942 года возле села Воронеж, Хабаровского края начала действовать “Школа партизан”. Туда из Владивостока для обучения был откомандирован Демьян Бойко-Павлов, известный партизан Гражданской войны в Приморье. В этой школе прошли обучение около 700 человек.
Только с пехотной школы, находившейся на Партизанском проспекте, 37,готовившей командиров для Красной Армии и разведчиков, вышло семь героев Советского Союза. Среди них два генерала армии и пять командиров полков. Среди них был Зинченко Федор Матвеевич, подчиненные которого старшины Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над Рейхстагом.
В ходе этой войны Владивосток был прифронтовым городом, также, как и приграничные районы Приморья под Владивостоком. Из Владивостока шло тыловое обеспечение 1 и 2 Дальневосточных фронтов. Здесь же, во Владивостоке, находилась Ставка маршала Василевского. 51 воспитанник ТОФ за эту войну получил звание Героя Советского Союза. О множестве подвигов владивостокцев на этой войне написаны книги, имеются экспозиции во Владивостокских музеях и навсегда увековечены в названиях улиц родного города. Городу Владивостоку присвоено почетное звание "Город воинской славы".

«Танкисты Михеевы»
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
Приморцам хорошо известен славный подвиг семьи Михеевых из поселка Кировского. Дмитрий Федорович Михеев сам призвал и снарядил на фронт девять сыновей, на свои средства купил им танк. «Именной» танк передали экипажу Владимира Михеева, на котором он прошел всю войну и принял участие в штурме Берлина уже в звании подполковника. Именно Владимир от имени всей династии оставил автограф на рейхстаге: «Михеевы – в Берлине. Да здравствует Победа!». Танковая рота под командованием братьев Михеевых в ходе боев с противником уничтожила более 100 вражеских танков и 400 пушек. В поселке Кировском Приморского края в память о братьях Михеевых в апреле 2005 года на пьедестал поставлен танк Т – 34.

«Моряки на суше»
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
Прямо с эшелонов вступили в бой 71-я и 64-я бригады морской пехоты ТОФ. Им не успели заменить форму и выдать маскировочные халаты. На белом снегу выделялись черные бушлаты. Именно тогда под Москвой наша Владивостокская морская пехота получила у немцев название “черная смерть”.
Большинство моряков полегло под Москвой, в деревнях Званово, Полуталово и еще во многих подмосковных деревнях стоят обелиски погибшим морякам-тихоокеанцам из Владивостока.
У деревни Званово они совершили такой же подвиг, как и знаменитые панфиловцы, только некому было тогда о них написать. Эти факты стали известны недавно. Также как о действиях отдельного лыжного диверсионно-разведывательного отряда моряков-тихоокеанцев, погибших в Орловской области.

«Приморцы на фронтах»
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
Все новые и новые дивизии уходили из Приморья на фронт. Приморцы были на всех фронтах. Например, 3-я стрелковая и 1-я танковая дивизия в составе 4-ой и 7-ой армий Северного направления, 96-я сталинская отдельная дивизия из пограничников и моряков-тихоокеанцев прославилась под Сталинградом.
102 дивизия НКВД из пограничников Приморья и Хабаровска прославилась на Курской дуге, а затем в наступательных операциях до Берлина. Командиры Хасанского и Уссурийского полков В.И. Матронин и Д.И. Кузнецов стали Героями Советского Союза (оба посмертно).
Девизом воинов-дальневосточников, защищавших Сталинград, стали слова прославленного снайпера, воспитанника ТОФ, Владивостока с острова Русский, Героя Советского Союза Василия Зайцева: “За Волгой земли для нас нет!”.
Осенью 1942 года вся страна узнала о подвиге 33-х воинов 87-ой стрелковой дивизии во главе с нашим земляком политруком Леонидом Ковалевым, которые сдерживали натиск 70-ти вражеских танков. Бойцы подбили и сожгли 27 танков, уничтожили 150 гитлеровцев. Все вышли из боя живыми.
В авиации отличились генерал – майор авиации Н.А.Остряков, летчик герой П.А.Бринько и многие приморцы.
Первыми, кто водрузил Красное Знамя на границе СССР, были бойцы батальона под командованием также нашего земляка Г.Н. Губина. Пограничник П.П. Кагикин обеспечил водружение над Рейхстагом Знамени Победы.
Первым комендантом поверженного Берлина стал генерал-полковник, в прошлом курсовой офицер Владивостокской пехотной школы Герой Советского Союза Н.Э. Берзарин.

«Тихоокеанский флот на дорогах войны»
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)
В годы войны Тихоокеанский флот находился в постоянной боевой готовности. Часть кораблей и личного состава была передана действующим флотам и флотилиям.
Отважно сражались моряки – тихоокеанцы на Северном, Балтийском флоте, на Черном море. Среди них командир дивизиона катеров Н.И.Сипягин, командир торпедного катера А.И.Афанасьев, подводник капитан 2 –го ранга П.М.Гаджиев.
Легендарная подводная лодка ТОФ "С-56"; потопила в Заполярье 10 и повредила 4 судна противника с живой силой и военными грузами. Германское командование 18 раз объявляло, что лодки больше не существует. (Г.А. Ткачева, Оборонно-экономический потенциал Дальнего Востока СССР в 1941-1945 г.г.) Подводная лодка "С-56"; установлена в качестве памятника на корабельной набережной Владивостока. Подводные лодки соединения М.И. Гаджиева, только за 1,5 года войны уничтожили 27 вражеских транспортов. Подвиги моряки-тихоокеанцы совершили на всех флотах СССР.
На долю торгового флота Приморья выпала большая нагрузка – более 70 % морского грузооборота страны. На линии Америка – Владивосток курсировало около 300 судов. Они доставляли в Советский Союз военную технику – самолеты, танки, автомашины, бензин, взрывчатку, продовольствие и многое другое. Суда объединялись в конвои. Некоторые из них погибли. Навеки сохранится память о подвигах теплохода «Старый большевик», парохода «Уэлен», «Ванцетти»,» «Беломорканал», «Декабрист», «Павлин Виноградов».
16 мая 1942 года у берегов Австралии немецкой подводной лодкой был атакован пароход Дальневосточного пароходства из Владивостока “Уэлен”, где капитаном был Н.Н. Малахов. Подлодка предприняла несколько торпедных атак, но была потоплена огнем с парохода, в том числе и из единственного орудия. После этого во всех портах, куда заходило это судно, английские военные моряки вставали при появлении Малахова.
Во Владивостоке воздвигнут памятник ДВ пароходству. Здесь горит Вечный Огонь, в память о тех, кто погиб вместе с судами в Огненных координатах Великой Отечественной войны.

Ведущий: Приморцы храбро сражались на фронтах Великой Отечественной. Нашим землякам было вручено 230 тыс.боевых наград.104 приморцам присвоено высоко звание Героя Советского Союза.16 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
С войны не вернулся каждый третий, ушедший на фронт житель Приморского края, в том числе – 29 Героев Советского Союза. Имена павших в боях за свободу нашей Родины внесены в краевую Книгу Памяти защитников Отечества.
9 мая встает в строй «Бессмертный полк».
(на экран выводится презентация подготовленная учащимися)

Ведущий: Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу, нашему краю. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
Мое село под небом чистым,
Ты помнишь грозные бои.
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.
Мое село – России совесть,
Ты год от года все родней.
Да будет мир и хлебосолье
Под каждой крышею твоей!
(Е.Карасев.)

Ведущий: На этом закрывается последняя страница нашего журнала. Всем спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Беседа к 9 мая - День Победы для учащихся 6-8 классов Проект учащейся 8 класса на День Победы - 9 мая Сценарий музыкальной гостиной для школьников ко Дню Победы. Песни военных лет Классный час о героях ВОВ для 7-8 класса

Похожие статьи:

Классный час ко Дню Победы «Строки, опаленные войной», 9-11 класс

Классный час к 9 мая – День Победы в 8 классе

Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс

Участник №43 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов. Сценарий «Афганистан - боль души»
Опубликовано: 3550 дней назад (4 марта 2015)
Просмотров: 7156
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Надежда Павловна Панфилова # 4 марта 2015 в 15:49 +1
Здравствуйте,Наталья Алексеевна! Ваш материал очень веский,важный и актуальный.Вы затрагиваете все стороны воспитания:патриотическое,нравственное,любовь к Родине."Чтобы знали,чтобы помнили"-главная задача всего мероприятия.Информационный исторический материал подобран интересный,а используя презентацию,помогает доступно и наглядно показать и осмыслить происходящие события 70 лет назад.Успехов.Примите мой голос.