Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие для 9-11 классов. Сценарий «Афганистан - боль души»

Внеклассное мероприятие посвящённое 26-й годовщине вывода войск из Афганистана -«Афганистан - боль души». Конспект.
Автор: Шушпанова Наталья Алексеевна , воспитатель МБОШИ "лицей-интернат "Буревестник", г.Владивосток
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие, посвящённое 26-й годовщине вывода войск из Афганистана. Данная разработка может быть полезена педагогам-организаторам,классным руководителям, воспитателям, педагогам доп. образованию. Материал рассчитан на детей старшего школьного возраста.

Цель: воспитание чувства гордости за Отечество и расширение кругозора о героизме советских солдат проявленных в Афганистане.; воспитывать патриотические чувства у молодежи.
Задачи: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Оформление: стенды воинов – земляков, погибших в «горячих точках», выставка книг, цветы, плакаты, стулья стоят по кругу, полумрак, горят свечи, песни исполняются под гитару.
Используемая литература: 1.Осадчий П.Г.Памяти жить. Владивосток.2006.
2.Журнал « Патриот Отечества» 2005,№5.
3.Журнал «Воспитание школьника»,2002.
4. «Книга памяти Приморского края». А.Островский. (В книге частично приведен архив газеты «Владивосток»)
5.Сто великих войн. Б.В.Соколов.
6.Газета «Красная звезда».
7.Самые знаменитые войны битвы России Н.А.Шефов.
8.Афганистан болит в душе моей…П.Ткаченко .Молодая гвардия.1990.
9.Звезды подвига: На земле Афганистана.И.М.Дынин.Воениздат.1986.
«Афганистан - боль души».
(звучит фонограмма песни Р.Розембауна «В черном тюльпане».)
Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

Ведущий -1: Получают мальчишки повестки,
И уходят мальчишки служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по – бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнут по рюмке «горькой»,
Зная как тяжел солдата путь.
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают:
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной…
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.

Ведущий -2: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью потерявшей единственного сына.

Ведущий 1: Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться…

Ведущий -2: Афганистан переживал революционный кризис. Правительство Афганистана убедительно просило Советское руководство о скорейшем направлении советских подразделений в Кабул. Х.Амин говорил, что «прибытие советских войск значительно поднимет наш моральный дух, вселит еще большую уверенность и спокойствие….Ваши войска не будут участвовать в военных действиях. Они будут использованы только в критический для нас момент.»
18 раз на протяжении 1979 года афганское правительство обращалось к нам по поводу военной помощи войсками. И Советский Союз на все эти просьбы отвечал сдержанным, аргументированным отказом.
Почему же все таки было принято политическое решение на ввод наших войск в Афганистан?

Ведущий – 1: Окончательное политическое решение на ввод наших войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года.
С конца декабря 1979 года до конца февраля 1980 года наши войска боевых действий не вели. Они размещали войска по гарнизонам, обустраивались. Охраняли многие объекты советско– афганского сотрудничества, где жили и работали наши гражданские советники и специалисты. Это газопромыслы Джаркудук, Шибирган, учебные заведения в Кабуле, тоннель на перевале Саланг, и т.д. Обеспечивали охрану аэродромов в Кабуле, Баграме, Кундузе, Джеланабаде, Кандагаре, Шинданде, Герате, Мазари – Шарифе.
21 - 23 февраля в Кабуле произошли массовые выступления под антиправительственным и антисоветскими лозунгами.
В Москву немедленно полетели сообщения советского посольства и представителей КГБ, немедленно помочь в ликвидации отрядов оппозиции. Командованию ОКСВ (наши войска в Афганистане назывались: «Ограниченный контингент советских войск (сокращенно – ОКСВ).
Мы оказались втянутыми в вооруженную междоусобицу.

Ведущий – 2: Афганистан
В ту ночь пришел сигнал в казарму к нам –
Десантникам тревогу обьявили,
И нас уже ведут по кораблям,
Маршрут по карте проложили.
Впервые мы не взяли парашют,
Зато рюкзак патронами набили.
Сигнал «пошел», сирену не дают
И рампу для прыжка нам не открыли.
В ночи летит могучий караван
Людьми и техникой набитый.
Сказали нам: «Летим в Афганистан,
Спасать народ Амином столку сбитый».
И шесть часов прошли, как пять минут,
Хотя идем согласно распорядку.
Нас полосы, огни к себе зовут,
И караван заходит на посадку.
Нам на раздумье время не дано,
Оружие свое готовим к бою.
Войну ведали только лишь в кино,
А здесь придется жертвовать собою.
И вот вдруг скрежет танков об асфальт, -
В Кабул машины с грохотом ворвались.
Под их напором крошится базальт,
И горы грозным гулом отозвались.
И этот гул пройдет по всей стране,
Словно сигнал убийцам: «Трепещите!»
Ваш прах осядет пылью на броне,
Пощады у десанта не просите»…

Ведущий -1:Как разворачивались боевые действия, что сохранилось в памяти солдат, на чьи неокрепшие мальчишеские плечи легли физические и моральные тяготы первого года войны?
(Зачитываются выдержки из книги)
Андрей Лагунов, рядовой: Однажды перед Пули – Хумри обстреляли нашу колонну с двух сторон из близлежащих кишлаков. Мы, понятно в ответ – из всех стволов. Кто уж там жив, остался, а кто нет – не ведаю. Еще помню. Недалеко от Кабула происходило. Стреляли по нам из кишлака, в ответ начал бить наш БТР. Из дома женщина в парандже выбежала. Побежала, петляя, от дувала к дувалу. Уложили ее. Разведка туда пошла. Оказалось, под паранджой мужчина был. Но стреляли – то в женщину…
Сергей Елкин, рядовой: Я в отдельном разведбате служил, механиком – водителем танка Т-55.Хорошая техника у нас была – танки, БМП, БТР, радиотехнические средства. В рейды ходили, естественно, без танков. Взял автомат, сел в боевую машину пехоты – и в путь. А что тебя там ждет?...
Скажу так: наука воевать тяжело нам давалась. Все приходилось постигать в бою, на собственной шкуре пробовать. Те, кто за нами пришел в Афганистан, наш опыт уже мало – мальки использовали…
Виктор Овсиенко, рядовой: Кишлаки прочесывать - самое опасное .В любую минуту из – за дувала выстрелить могли. И не увидишь, откуда. Однажды брали кишлак. Оказался я на перекрестке улочек и сердцем почуял – сейчас произойдет. И тут душман выскочил. Прямо на меня. У него винтовка, у меня автомат. И оба рты раскрыли от неожиданности. Все же я первый начал стрелять. А через несколько минут меня ранило осколком гранаты.
В операциях на прочесывание особенно важно было локоть товарища чувствовать. И командира слушать. Ели толковый, хладнокровный взводный или ротный, хорошо ориентирующийся на местности, то потерь меньше. Таких командиров, думаю, большинство было. Не зря у нас говорили: «Слушайся командира, если хочешь жить. «И добавляли в шутку: «Командир остановился – все сели, командир сел – все легли»…
Игорь Грошенко старший сержант: По весне начались боевые операции. Погибло наших немало. Не знали местности, плохо маскировались, а главное – не владели тактикой ведения войны в горных условиях. Чувствовал ли я страх? Как – то не думал о нем. Помню, подранило нашего парня, я и еще двое поднялись к нему под пулями. Смог, видно, перебороть что – то в себе. Мы ведь десантники, нас готовили по – особому, доказывали нам нашу исключительность. Кто знает, может, это и неплохо.
Валерий Сергеев, рядовой: Я это не могу вспоминать…Это сидит во мне и всю оставшуюся жизнь сидеть будет. Самая первая моя операция в Кунаре. Я убил женщину. Ну, как убил? Наша десантная рота обстреливала здание, где засели «духи». Потом подожгли помещение. Начали выбегать люди с оружием. Мы стреляли по ним. Последней выбежала женщина с ребенком. В пылу боя я не успел снять палец с пускового крючка автомата…Потом, в других операциях, я уже старался меньше использовать оружие. Только в тех случаях, когда это было совершенно необходимо…
Николай Ковтун, младший сержант: В карауле было дело, ранней весной. Двое наших стояли на посту и вдруг исчезли. У подножия горы нашли их, в арыке. Истерзанных, изуродованных, уши отрезаны, глаза выколоты. Разве такое бесследно может пройти? Мы тоже ожесточились…

Ведущий -2: 15 февраля 1989 года командующий ОКСВ генерал Борис Громов последним перешел пограничную реку Пяндж. Наконец наших солдат вывели из Афганистана. Армия свой долг выполнила с честью.

(исполняется песня «1100»)

Ведущий -1: Мы шли пружинисто и дружно –
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои,
Взмывали соколы орлами
И соловьями – воробьи.
Земля сама под шаг просилась –
Десантный шаг и потому,
От грома небо покосилось.
Берету, вторя моему.
И окна радостно сверкали
Сквозь вишен розовый туман…
И мы тогда еще не знали
Словца мудреного – «душман». (М.Гаврюшин)

Ведущий – 2: Это время мое.
Я не знаю прекрасней времен.
Это воля – моя.
Мне вольнее неведома воля.
Этот в битый в пустыню
Десантный родной батальон.
И по Родине болью –
Нет страшнее и слаще той боли.
Ничего не прошу.
Да и дастся ли что от земли?
Мы – твои школяры.
Заповеданы сердцу уроки.
На глухом рубеже,
Где кочевники тьмою прошли,
Мне пустыня шумит,
Что придут мои грозные сроки.
До последнего вздоха возьми меня, время мое!
Чтобы дело мое послужило оставшимся дома.
Пусть летит стороною, не зная пиров, воронье.
Журавлиные гнезда венчают родные хоромы.
И тогда камнепадом бессонных
И вздыбленных рот,
Мы ударимся в ночь,
Зажигая сигнальные свечки,
Нас любовь и надежда
По черным пескам поведет.
На барханах оставив кровавые наши насечки,
И за горечь полей желтоглазого Афганистана,
Безымянным туманом на старой границе умру,
Безымянной звездой!
Ты в Тамбове, прости меня, мама…

(исполняется песня «Экипаж 561»)

Ведущий- 2: Ребята, прошедшие испытания Афганом, наверное, что – то же получили взамен?
Человек, заглянувший в лицо смерти и не дай бог – измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любовь к Отчизне.
Ведущий-1:Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам, на штатской одежде…Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей.

Ведущие читают вместе: Пароль: Афган
Нам не хватало воздуха
На горных перевалах,
Мечтали о воде мы
В пустыне Регистан.
Кричали мы от боли
На койках медсанбатов,
Но все – таки по доброму
Мы помним наш Афган…

В людском потоке улицы
Мелькнет лицо знакомое,
Коричневый загар.
Быть может, был в Кабуле он,
В Шиндаде, иль в Баграме,
А может сердце вздрогнет
При слове: Кандагар.
И я скажу тихонько
Единственное слово,
Пароль один: Афган…

И мы поймем друг друга.
Ребят своих мы вспомним,
А после наши песни
Тихонько пропоем.

И снова жить захочется
По – честному и доброму,
Со злом бороться яростно,
А счастью помогать.
Пускай совсем не легкую,
Но нужную и главную
Дорогу для хорошего
Для всех людей искать. (Ю.Слатов)

Ведущий -2: Мы нередко слышим песни, привезенные из Афганистана. В них нет места тщеславию, кровожадности или лести. Они поют о Родине, долге, о любви и о боевом товариществе. Песня Михаила Мурова: «Боевым награждается орденом» одна из них.
(исполняется песня М.Мурова» «Боевым награждается орденом»)

Ведущий -1:Про Афганистан написано много замечательных книг, много снято кинофильмов.
И я считаю, что у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…

Ведущий -2:Долг? А если сердце человека так и не согрела любовь к ближнему, к Родине, если, а на близких плевать,…Как быть тогда?

Ведущий -1:Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость – словом, наш современный эгоизм. Что перетянет?

Ведущий 2:Но жизнь пройдет, развеявшись как дым.
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Для мужества – примера молодым.
И памяти оставшийся огарок.
Осветит мне секунду бытия.
Границу между жизнию и смертию,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертием.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность.

(исполняется песня: «Призрачно все, в этом мире…)

Ведущий -1 : Уже идет которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызалась горячо,
В песках скрывая призрак каравана,
Все было, все осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал,
Где выше лишь бывают только боги,
Там редко автомат мой остывал
И часто в кровь разбиты ы ноги.
Но память, как в замедленном кино,
Прокручивает фильм воспоминаний…
Друзья, которых нет давным – давно,
Ко мне приходят в дом из дальних далей.
Война свои «подарки» раздала –
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого – то развенчала до гола,
А кто – то вписан в жизни многотомник.
Пусть 30 или 40 лет пройдет
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не придет.
Нельзя нам забывать Афганистана.

Ведущий -2: Метеорит живет мгновенье,
Сгорая в душной синеве,
отвесное паденье
Сквозь смерть
Направленно к земле,
И я готов, летя сквозь годы
Метеоритом в синей мгле,
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя жизни на земле.
Так сказал в своих стихах Александр Стовба, посмертно награжденный орденом Ленина за героизм, проявленный в Афганистане.
На этой ноте мы заканчиваем наше мероприятие. Всем спасибо. До свидания.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование патриотизма и гражданственности у школьников Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации

Похожие статьи:

Классный час для 6-7 класса. Афганистан

Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»

Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны

Участник №244 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Внеклассное мероприятие. Приморский край во время ВОВ 1941 – 1945 года, 7-10 класс | Вязаная одежда для вязаной куклы. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3539 дней назад (15 марта 2015)
Просмотров: 9987
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Жанна Сергеевна Синолицына # 19 марта 2015 в 16:31 +1
Наталья Алексеевна прониклась вашим замечательным внеклассным мероприятием, огромное Вам Спасибо!