Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическое пособие для проведения психотренинга с детьми 5-8 лет своими руками. Плащ эмоций

Дидактическое пособие для проведения психотренинга с дошкольниками младшего и старшего возраста «Плащ эмоций»
Автор: Козлова Наталья Андреевна, педагог-психолог и воспитатель, МБДОУ д/с № 7 «Колосок», г. Петровск, Саратовская область
Описание работы: дидактическое пособие будет полезно для детей дошкольного и младшего школьного возраста и педагогам. Это дидактическое пособие многофункциональное. Занятия с таким дидактическим пособием способствует диагностированию и развитию эмоциональной сферы. Ребенок знакомится с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций (радость, злость, удивление, робость, страх, спокойствие, обида, грусть). Игра развивает творческое мышление и воображение, произвольное внимание, снижает тревожность и агрессивность, формирует навыки общения, позволяет ребенку научиться моделировать свое поведение.
Дидактическое пособие «Плащ эмоций» - это двусторонний круг диаметром 3 метра с небольшим вырезом посередине и двумя прорезями для рук. Пиктограммы эмоций крепятся с помощью липкой ленты.
Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:
- 8 клиньев материала разного цвета;
- круг из зеленого материала диаметром 3 м 5 см;
- 8 кругов из поролона диаметром 20 см;
- 16 розовых кругов из ткани с нарисованными схемами-пиктограммами;
- липкая лента;
- разноцветные лоскуты органзы и шёлка;
- коробка с игрушками, камешками и мелкими предметами.




Задачи игры:
Образовательные:
- формировать социальное доверие;
- научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и понимать эмоциональное состояние других людей;
- разучить или закрепить понятия: настроение, радость, грусть, гнев, злость, спокойствие, удивление, обида, испуг, страх.
- выработать умение сравнивать, находить причинно-следственные связи;
- обучать умению передавать заданное эмоциональное настроение;
- обучать приемам релаксации, снятию мышечных зажимов;
- проводить психопрофилактику непродуктивных форм поведения;
- снижать уровень тревожности, повышать уверенность в себе.
Развивающие:
- развивать умение адекватно выражать свои эмоции;
- развивать саморегуляцию и самоконтроль;
- развивать интерес детей в изучении самих себя;
- развивать креативное мышление, память, творческое воображение, речь, мелкую моторику рук;
- развивать навыков общения, навыков парной и групповой работы;
- развивать выразительность движений, мимику и пантомимику;
- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и свое поведение;
- развивать способность узнавать различные эмоциональные состояния по схеме-пиктограмме, мимике, пантомимике;
- развивать умение составлять коллективную сюжетную композицию из разнородных объектов;
- проводить психомышечную тренировку.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к окружающему миру;
- развитие требовательности к себе;
- повышать уверенность в себе;
- улучшать взаимоотношения между детьми в группе.
Упражнения и приемы работы с использованием дидактического пособия «Плащ эмоций»
Одеваю я, друзья, чудо-покрывало
Поселилось здесь эмоций, Вам скажу немало!
Каждый сектор занимает смайлик настроения.
Он детишек вдохновляет на чудо-превращенья!
Мы картинки изучаем, мир эмоций познаем,
Никого не обижаем, дружно, весело живем!
Наш красивый чудо плащ рассмотрим мы с изнанки,
Превратился в тот же миг он в чудную полянку.
Звуки музыки струятся, тяжелеют веки.
На полянке отдыхают маленькие детки.
Вот усталость отступила, можно вновь играть,
Волшебную полянку цветами украшать.
Здесь журчит лесной ручей, солнце светит ярко.
В мир добро свое вносить нам совсем не жалко!
1. Для диагностирования эмоционального состояния детей: Плащ разложен на полу пиктограммами вверх. Во время проигрывания музыки, дети перемещаются по залу. После остановки музыки, дети подбегают к «зоне эмоции», которая у них на данный момент (можно провести в начале и в конце психотренинга).

2. Каждый ребенок получает пиктограмму, не показывая остальным детям. Ребенок выражает заданную эмоцию мимикой, жестами. Другие дети отгадывают эмоцию. После того, как отгадывают, ребенок выбирает понравившийся цвет зоны и прикрепляет смайлик.
3. Звучит отрывок из музыкального произведения, ребенок выбирает «зону эмоции» согласно настроению мелодии.
4. Детям показываются картинки сказочных персонажей: Карлесон, Баба- Яга, Кощей-Бессмертный, Чебурашка, 7 гномов, коза с козлятами, волк, ослик, Пьеро, Буратино, снегурочка, Карабас-Барабас, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т.д. Ребенок выбирает «зону эмоции», характерную для персонажа сказки.
5. Для релаксационных пауз. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация «Волшебный сон» под звучание спокойной музыки:
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно...глубоко...
Наши руки отдыхают...
Отдыхают... засыпают...
Отдыхают... засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть открываются...
Все чудесно расслабляется...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко
(Длинная пауза. Дети выходят из "Волшебного сна")
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться! улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

6. Детям предлагается составить коллективную композицию. Даются лоскуты разноцветной органзы и шёлка, ленты, коробка с игрушками, камешками, ракушками и мелкими различными предметами, прищепки. Из тканей дети выкладывают цветы, речку, солнце, облака, траву, домики, бабочку и т.д. Сюжет обыгрывается с помощью игрушек. Дети совместно придумывают сказку.

Дидактическое пособие очень интересно детям. Играя, малыши научатся контролировать собственное настроение, поймут, что чувствуют другие дети и взрослые, перенесут опыт, приобретенный в режиссерской игре, в реальную жизнь, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. Все игры с таким пособием способствуют развитию положительных эмоций, творческому воображению, навыкам общения, сплоченности в коллективе. Оно приятно на ощупь. С этим плащом можно придумывать множество игр и упражнений. В дальнейшем я планирую сшить ароматизированные мешочки для проведения релаксаций (наполнитель: масла и травы, рекомендованные для детей дошкольного возраста, предварительно проконсультировавшись с медицинским работником и родителями).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе. Волшебная страна Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы Дидактическая игра для дошкольников 4-6 лет. Конструктор эмоций Конспект занятия в детском саду педагога - психолога с детьми старшей группы «Вперед, в страну Эмоци

Похожие статьи:

Дидактическое пособие для проведения психотренинга с дошкольниками

Конспект игрового тренинга с детьми старшей группы | Дидактическое пособие по математике для дошкольников 3-7 лет
Опубликовано: 3290 дней назад (16 апреля 2015)
Просмотров: 3333
+4
Голосов: 4
Ольга Владимировна Пранцкетис # 16 апреля 2015 в 19:37 0
Очень хочу вашу статью себе сохранить. Как классный руководитель, я понимаю, что такая работа нужна, думаю подойдет и для школьников. Особенно удивил размах перечисленных задач. Спасибо.
Ирина Геннадьевна Кривошеева # 16 апреля 2015 в 19:51 0
НЕДАВНО СДЕЛАЛИ ДЛЯ СВОЕГО ДЕТСКОГО САДА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ТАКОЕ ЖЕ ПОСОБИЕ. в НАШЕМ СЛУЧАЕ У НАС БОЛЬШЕ СЕКТОРОВ ПО ЦВЕТАМ РАДУГИ. ИСПОЛЬЗУЕМ ЕГО НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ. ТЕПЕРЬ СВОЁ ПОСОБИЕ ДОРАБОТАЕМ И УСОВЕРШЕНСТВУЕИ .СПАСИБО ЗА ИДЕЮ.
Наталья Андреевна Козлова # 23 апреля 2015 в 21:00 0
Спасибо, я очень рада, что вам понравилось!
Ираида Витальевна Старцева # 17 апреля 2015 в 05:23 0
Здравствуйте! Ваше пособие очень понравилось давно думаю о том, чтобы сделать что нибудь подобное. Очень понравились стихи. Перечисленные задачи стоят того, чтобы срочно заняться изготовлением такого пособия. Голос.
Наталья Андреевна Козлова # 23 апреля 2015 в 21:02 0
Спасибо! Некоторые стихи сочиняли вместе с музыкальным работником)
Мария Евгеньевна Вашурина # 18 апреля 2015 в 12:11 0
Бесподобный плащ! Как дидактическое пособие вообще бесценен! А я все в своей работе никак не доберусь до такого пособия) Хотя использую с детьми Эмочасики) Спасибо!
Наталья Андреевна Козлова # 23 апреля 2015 в 21:01 0
Спасибо! Главное, что оно многофункционально)