Имитационная игра, как организация современных норм этики общения
Автор: Наталья Юрьевна Дымова, воспитатель МБДОУ Детский сад № 28 «Дельфин» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников, г. Осинники.
Описание материала: Предлагаю вам статья «Имитационная игра, как организация современных норм этики общения» формирует качественную речь общения через имитационную игру, где отражена актуальная проблема современного общения ребенка со сверстниками и взрослого. Статья будет полезна для педагогов дошкольного образования воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
Имитационная игра, как организация современных норм этики общения
На современном этапе развития образования особо актуальной становиться проблема формирования навыков культуры речевого общения у детей. Ее изучением занимаются ученые различных областей науки: языкознания, лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии, психологии, коррекционной педагогики. По мнению О.В. Защиринской, М.И.Лисиной, О.М. Казарцевой, Н.Е. Богуславской, О.Е Смирновой, в настоящее время определены всевозможные пути формирования культуры речевого общения. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос все-таки еще не получил достаточно практического осмысления. Поэтому повышение эффективности работы с детьми, имеющими дефекты речи - одна из главных задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения.
Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или молча указывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания говорят: «Мам, смотри!», или теребят одежду стоящего рядом взрослого. Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая ее нормой, что впоследствии приводит к обеднению смысловой стороны речи, нелогичности в поведении, эмоциональной нестабильности, занижению самооценки.
В литературных источниках по данной проблеме встречаются лишь фрагментарные сведения. Согласно утверждению В.В. Давыдова «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», поэтому дошкольное образовательное учреждение становится важнейшим звеном в развитии и сохранении культуры речевого общения у детей с особыми потребностями в развитии.
К сожалению, не существует единой системы работы по формированию культуры речевого общения у дошкольников с нарушением речи. Возникает противоречие: отсутствие на сегодняшний день четко отработанной системы по развитию культуры речевого общения у детей с речи и необходимость внедрения эффективных методов и дидактических разработок в педагогическую деятельность.
Главной целью в работе коррекционной службы сопровождения нашего детского сада является поиск и создание эффективных условий для развития навыков культуры речевого общения у детей с нарушением речи. Для себя определила следующие задачи:
• расширение эмоционального опыта ребенка в процессе общения;
• создание системы работы по воспитанию культуры речевого общения у детей в процессе имитационной игры, включая все ее виды.
Отметила, что при организации коррекционной деятельности по развитию культуры общения у дошкольников, учитывала не только ее содержание и методы, но и возрастные и психологические особенности детей. В этой связи актуальной проблемой дошкольного образовательного учреждения является развития коммуникативности детей через основной вид деятельности – игру. Но игровая деятельность многообразна и представлена различными по своему содержанию целями и задачами. Предлагаю новый вид игровой деятельности, в оптимальных пропорциях соединяющий в себе важнейшие умения и навыки культуры общения.
Предположим, что имитационная игра или имитационное моделирование эффективный метод обращения к внутреннему миру ребенка, и имитационная игра – это разновидность игр, в которых поведение участников определяется моделью среды хозяйствования, представленной в виде игровой имитации, причем главное отличие от ролевых игр в том, что в них не выделяются жестко роли, а моделируются лишь ситуация определяющая поведение людей и их взаимодействие.
В своей дошкольной практике использую имитационное моделирование – как метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного участника, так и для подгруппы детей.
Особенность культуры речевого общения, в выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту позволяет ребенку с нарушениями речи усваивать новые формы и стили общения и частично переносить их в повседневную действительность. Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зенковского), но сформировать способность к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах и полилогах, описанию предметов и явлений и многому другому все – таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное не скучно для ребенка.
Таким образом, имитационная игра, используемая на занятиях по формированию культуры общения с ребенком, является активной и осмысленной, он с удовольствием, живо включается в неё, а приобретенный речевой опыт становится новым качеством в развитии ребенка, которым он пользуется в разных ситуациях в дальнейшей жизни.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет
Дидактические игры (словесные) для детей 5-6 лет
Дидактическая игра для детей 6-9 лет. Весёлый огород
Дидактическая игра для младших дошкольников
Похожие статьи:
Дидактическая игра «Собери гусеницу» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Найди пару» для детей 3-4 лет
Дидактическая игра «Цветочки» для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра для развития мелкой моторики детей 3 – 7 лет
Дидактическая игра для дошкольников. Формирование представлений о времени