Сценарий интеллектуальной игры, посвящённой 110 - летию со дня рождения Агнии Львовны Барто («Крестики - нолики»)
Завалишина Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов
МКОУ «СШ №1 имени А. М. Горького городского округа г. Фролово»
Данный материал можно использовать учителям начальной школы, воспитателям группы продлённого дня, педагогам дополнительного образования при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых 110- ой годовщине со дня рождения А.Л. Барто- детской поэтессы.
Цель: поддерживать интерес ребёнка к чтению.
Задачи: способствовать более углубленному восприятию творчества А. Барто, чтобы юные читатели понимали отношение автора к чувствам и поступкам героя, помочь ребёнку оглянуться на себя, пробудить в нем самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам; формировать умение работать в коллективе.
Оформление: портрет А. Барто, выставка детских рисунков по произведениям Барто; выставка детских книг, игровое табло (2 шт.), бейджики для команд с названием «КРЕСТИКИ» (Х), «НОЛИКИ» (О),
Оборудование: доску мультимедийный аппарат, листочки для работы, жетоны, надписи команд «Х», «О», карточки для работы по русскому языку (№1,4, 7, 9), карта России, музыкальные отрывки.
Подготовительная работа: (игру можно провести среди классов по параллелям или команда детей и родителей). В течение месяца дети читают книги А. Барто (список рекомендован), рисуют иллюстрации к полюбившимся стихотворениям, команды готовят инсценирование понравившихся стихотворений.
Ход мероприятия
Ведущий:
Давно ль
Читали мы
С трудом:
«До-мик. Дом.
Ми-ша мил.
Ми-ша мал.
Ми-ша дом сло-мал».
Давно ль мы звали маму
И впервые сами
Вслух читали маме:
«Мама мы-ла ра-му».
(«Стали грамотными»)
А теперь настало время
Наши знания проверять,
А творчеству, какого поэта
Будем игру посвящать?
(А. Л. Барто)
Попрошу выйти капитанов команд ко мне. Вспомните считалку А. Л. Барто, чтобы определить, какая команда будет называться «КРЕСТИКАМИ» (Х), а какая «НОЛИКАМИ» (О).
Идёт декламация считалки.
Жили-были два соседа,
Два соседа-людоеда.
Людоеда Людоед
Приглашает на обед.
Людоед ответил: - Нет,
Не пойду к тебе, сосед!
На обед попасть не худо,
Но отнюдь
Не в виде блюда!
Итак, у нас определились команды: «КРЕСТИКИ», «НОЛИКИ», прошу занять ваши места.
Напомню правила игры. Перед вами табло, разбитое на сектора (3Х3), 9 секторов, одно с названиями конкурсов:
1.«1,2,3,4,5- я умею всё считать»(математика)
2.«Про слёзы и дела» (литература)
3.«Поди узнай, поди пойми»(окружающий мир)
4.«А музыка звучит»
5.«Думать, думать надо»(русский язык)
6.«В театре»(инсценирование)
7.«Я советую тебе»
8.«Иллюстрации к стихам»
9.«Книги мы не зря читали» (биография А. Барто)
а рядом такое же табло, разбитое на сектора (3Х3), 9 секторов, куда будут вписываться результаты игры. Вы можете выбрать задание, после совместного обсуждения, капитан команды объявляет, что выбрала команда.
Суть игры: как можно быстрее занять три соседних поля по горизонтали или по вертикали, по диагонали. Если это не удаётся, то подсчитываются набранные очки, выбирается лидер.
Игру будет судить компетентное жюри: преподаватель….., библиотекарь школы…, родители…. (нечётное число).
Если команда, выбравшая задание не смогла ответить, на этот вопрос отвечает вторая команда. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ начисляется один балл (выдача жетона). В каждом задании десять вопросов. Итак, начинает игру команда "крестики", ваш выбор....
Вопросы к конкурсам
«Про слёзы и дела» (Литература)
Угадайте, чьи это слова, дополнительный балл, если вспомните название произведения.
1. - Где мой плащ? Его повесьте! Почему он не на месте?
(Королева Настасья, «Королева»)
2. – У меня уроков много, я за хлебом не пойду! (Любочка, «Любочка»)
3. – Ой, у Вовочки порез! … Вот, ребята, йод и вата, вот и марля, и бинты… (Таня, «Мы с Тамарой»)
4. – Я одино-о-о-ок, я одино-о-о-ок, не нахожу-уууу хозяина!..
(щенок, «Он был совсем один»)
5. – Давай пятачок, тогда я скажу тебе, что за сверчок. (Петька, «Сверчок»)
6. – Краснеть не красиво и не современно. (Некрасова Лена, «Я часто краснею»)
7. – Ты ототри её, очисть, тогда смелей берись за кисть. (Мой дед, «Маляр»)
8. – Ой, мой бедный носик! Он мыла не выносит! Он не будет белый: он же загорелый. (Девочка чумазая, «Девочка чумазая», стихотворение написано совместно с Павлом Барто)
9. – Имей в виду, так нельзя хватать еду! (мать-медведица, «Медвежонок - невежа»)
10. – Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул! (Сонечка, «Сонечка»)
« 1, 2, 3, 4, 5- я умею всё считать» (Математика)
1. Сколько дней болит душа у рыболова (из стихотворения «Капризные ерши»), что ему не удаётся поймать ерша. (Третий день)
2. На подстилке 5 птенцов, 5 пушистых близнецов.
У детей такие рты - слышен писк за ….продолжите (Полверсты) Сколько это метров? (Верста-1км 066м, значит: 533м, «Птенцы»)
3. Сколько было мне лет, когда с подругой Любой, мы пошли смотреть балет? (8 лет, «В театре»)
4. Китайский фокусник, жонглёр, участвует в программе - жонглирует шарами. Он в воздух бросает и ловит сразу….. сколько шаров? И китайскую вазу. (12 шаров, «Жонглёр»)
5. Заполните пропуск:
Из-за этой самой птицы я ревел…. дня,
Думал мама согласится - будет птица у меня.
(4 дня, «Снегирь»)
6. Тетя сказала:- Такая удача - около станции чудесная дача!
Там и сосны и дубы, земляника и грибы,
И всего до нашей дачи … сколько времени ходьбы?
(25 минут, «Дачный адрес»)
7. Как много школьников у нас! У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе.
Сколько было детей в первом классе?
(«Первый урок»- ответить нельзя, так как Петровы могут быть Василиями)
8. – Вам не нужна сорока, сорока без крыла?
Она у нас два срока - а сколько месяцев жила?
(Два месяца жила «Вам не нужна сорока?»)
9. Продолжите: «Звонки»
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой - …раздаётся 3 звонка.
Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон-
…значит, пять или четыре получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой, слышу я издалека:…
Раздаётся два коротких, нерешительных звонка.
Ну, а если единица - ….он тихонько в дверь стучится.
10. В пустой коробке спичечной целая семья,
В пустой коробке спичечной ……(4) муравья. («Юный натуралист»)
«Поди узнай, поди пойми…» (Окружающий мир)
1.Даже дедушке приснилось, что стоит он у доски
И не может он на карте отыскать ……. Москвы-реки .(Покажите на физической карте России, «В школу»)
2. О ком идёт речь?
Я одну такую птицу за стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу, что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка, два блестящие крыла,
Я не мог ни на минутку оторваться от стекла. (Снегирь, «Снегирь»)
3. Скакала, как зайчонок, сорока по траве,
Любила у девчонок сидеть на голове.
Её нашли в июне, её назвали…. (Дуней, «Вам не нужна сорока?»)
4.О каком доме идёт речь?
Ждёт гостей высокий клён – дом на ветке укреплён.
Краской выкрашена крыша, есть крылечко для певцов…(скворечник, «Скворцы прилетели»)
5. Куда могут попасть?
Я вам адрес объясню: вы выходите к плетню-
Там, от станции направо, начинается канава.
Вы дойдёте до сторожки и пойдёте по дорожке.
Там высокая ограда, вам туда идти не надо.
Вы идите прямо-прямо, на поляне будет яма.
Вы дойдёте до колодца, там дорога оборвётся.
Поднимитесь на пригорок - наш участок номер 40.(неизвестно « Дачный адрес»)
6.Кто об этом говорит?
Сидеть надоело, мне лапы сложа, я очень хотел бы пойти в сторожа… (Храбрый щенок «Сторож» Шутка)
7.Это что за птица?
Брат её боится.
Клюв у этой птицы острый, встрёпанные перья…
(Ты воробышка увидел за оконной рамой «Страшная птица»)
8. Хоть сыночек невелик, не велик, мама трусить не велит.
- Плыви, плыви, …., не бойся, не утонешь. (Утёныш «Ути - ути»)
9. Вот это случай редкий! В весенний полдень жаркий
Сидит мальчишка в клетке в московском зоопарке. Почему?
(- Я попросту юннат. Ведём мы наблюдение в свободные часы.
Сегодня целый день я дежурю у лисы. «Мальчик в клетке»)
10. О ком беспокоился Вовка?
- Его мы не простудим?!- он спрашивал в мороз.
Чтоб был доволен…., его в объятьях нёс.
(пудель, «Не только про Вовку»)
«Думать, думать надо» (Русский язык)
1.Объясните написание текста (знакомые орфограммы)
(Д… )чего( же) х…р…ш… (в)нашей реч…н…к… …ши!
Х…р…ши-(то) х…р…ши, да ра…борч…вы …рши!
(До чего же хороши в нашей реченьке ерши!
Хороши - то хороши, да разборчивы ерши!) «Капризные ерши»
2.Улыбаясь, как живая, в парке, в тишине,
Встала баба снеговая в белом ЗИПУНЕ.
(Что означает слово ЗИПУН?) «Не одна»
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Зипун - м.
Старинная верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника (обычно из домотканого сукна).
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
зипун, -а, м. В старое время: крестьянская одежда - кафтан из грубого
толстого сукна, обычно без ворота.
1) Зипун - верхняя одежда из верблюжьей шерсти; стариннее выражение " зипуны добывать" означало: идти в набег за добычей. Первоначальный смысл "ходить за зипунами" не имел вульгарного значения, грабить всякого, кто попадется; это был своего рода спорт, вылавливанье в степи богатых иноплеменников, одетых в жупаны для того, чтобы получить за них выкуп или обменять на собратьев, попавших в плен.
2) Зипун - верхняя одежда в России
3) Зипун - верхняя мужская одежда у русских. См. ШАПАН .
3. В стихотворении «Твои сны» есть строчки:
Ты в панцире закован, в руке ты держишь меч,
Ты ради сна такого согласен раньше лечь.
- Что означает слово ПАНЦИРЬ?
ПА́НЦИРЬ
Мужской род
1.В старину: металлическая одежда для защиты туловища от ударов холодным оружием. "Рыцарь в панцире"
2.Твёрдый покров некоторых животных. "Черепаший п."
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
Панцирь м.
1) а) Твердый покров тела некоторых животных (черепах, крокодилов,
ракообразных).
б) перен. Что-л. твердое, плотно облегающее, покрывающее что-л.
в) перен. Ледяной покров.
2) а) Металлическая обшивка у военных кораблей, поездов; броня.
б) Покров некоторых деталей механизмов, а также проводов.
3) Жесткий водолазный скафандр, предназначенный для работы на больших глубинах.
4) Старинный доспех в виде рубахи - обычно сделанный из плотно сплетенных
мелких металлических колец - для защиты от поражения холодным оружием.
________________________________________
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.
панцирь -я, м.
1. В старину: металлическая, из колец и пластин, одежда
для защиты тела от ударов холодным оружием. Рыцарь в панцире.
2. перен.
Твердое непроницаемое покрытие чего-н. Ледовый п. реки.
3. Твердый покров
нек-рых животных (спец.). Черепаший п. II прил. панцирный, -ая, -ое (к 1 и 3
знач.). Панцирные рыбы.
4.В данном отрывке из стихотворения «Муха», найдите слова с удвоенной согласной, объясните их правописание.
Алёша рад: пришла весна, в саду тепло и сухо,
И в классе около окна жужжит сегодня муха.
… Она под самым потолком летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком по стенной газете.
5.Закончите фразу из стихотворения «Член жюри»:
Проводим конкурс.
Наш девиз:……
(«На нужды младших отзовись!»)
6.Почему кричал Серёжа, катаясь с горки:
- Урра! Я смелый пионеррр!
Я буду жить в СССР, учиться на пятёрррки!
(Он не мог произносить слова с буквой «р», « Буква «Р»)
7.Объясните написание знаков препинания в отрывке из стихотворения «Почему телефон занят»:
- Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Всё снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
8.Что означает фраза «закусишь удила» в стихотворении «Когда закусишь удила»?
(Совет недавно мне дала
Одна девчонка в школе:
- Когда закусишь удила,
Вспылишь помимо воли,
Чтоб поскорей в себя прийти,
Считай в уме до тридцати.
удила
Закусить удила - перен. не знать удержу в чем- н.
Дайте ему поговорить на эту тему - и он закусит удила.
Фразеологический словарь русского языка . Под редакцией Т. Волковой. 2014.
9.Помните строчки из стихотворения «Копейкин»:
Алексей пришёл из школы.
Он теперь придумал так:
-Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки….
Объясните в отрывке «Про слёзы и дела» где глаголы, приставки в словах?
Один пионер признавался на сборе:
Он дрался! Курил! Он сидел на заборе!
Он вылил чернила на классный журнал!
Но он поведение своё осознал.( Глаголы,
Приставки-
признавался,
вылил,
осознал. )
10.Закончите
Мы друзья — два….. (Яшки),
Прозвали нас……. ("двояшки").
— Какие непохожие!-
Говорят……(прохожие).
И должен объяснять ……(я),
Что мы совсем…… (не братья),
Мы друзья — два ……(Якова),
Зовут нас ……(одинаково).
(«Двояшки»)
«В театре» (инсценирование)
Это творческое задание, его можно подготовить заранее или предложить тексты для инсценировки: « Шуточка про Шурочку», «Признание», «Леночка с букетом», «Если вы ему нужны» (по желанию).
«А музыка звучит»
Предложены 4 портрета композиторов:
- П. И. Чайковский
- Д. Кабалевский
- С. С. Прокофьев
Т. Хренников
1.- Кто написал музыку к стихотворению «Болтунья» в 1934 году?
(С. С. Прокофьев).
2.-Кто написал музыку к стихотворению «Лешенька, Лешенька...»
( Д. Б. Кабалевский).
3.- Песня «Уральцы бьются здорово», слова написаны А. Барто, получила первую премию на конкурсе «Урал - кузнеца оружия», а кто её композитор?
(Тихон Хренникова)
4.- На это стихотворение положена музыка Н.Н. Крюковым: сделайте выбор из предложенных названий:
«Снегирь», «Вам не нужна сорока?» «Нет синиц: не прилетели!»
5.- Это стихотворение в 1953 году положено на музыку композитором Зарой Левиной. Оно называется:
«Сонечка», «Снегурочка», «Лялечка».
6.- На стихи «Голос Артека», «Весенняя гроза», «Капризные ерши», «Ворона», «Спа-а-ть, спа-а-ать, по палаткам» композитор, дирижёр хора «Пионерия»
Г.А. Струве создал: романсы, симфонию, вокальную сюиту? Выберите правильный ответ.
7.- Звучит музыкальная фонограмма (минус) «Рыболов», вспомните текст, исполните.
8.- Прослушайте «Болтунья», музыка С. Прокофьева. Назовите, какие нагрузки были у Лиды. (драмкружок, кружок по фото, ….)
«Я советую тебе»
Постарайтесь так создать рекламу творчества А. Барто, чтобы нам захотелось прочитать её произведения.
С детства знаем все мы книжки….
«Книги мы не зря читали» (Вопросы по биографии поэтессы).
1.Где, когда родилась Агния Барто? (1906 г., 17 февраля в Москве)
2.Образованием домашним занимался отец, Лев Николаевич Волов. Назовите писателя по чьим книгам училась читать Агния? (Лев Толстой)
3.Когда Агния начала писать стихи? (Учась в гимназии)
4.Кто посоветовал ей продолжать писать стихи, при каких обстоятельствах? (Учась в гимназии, она одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский.)
5.В каком возрасте вышла первая её книга? (19 лет)
6.Какая вредная привычка мамы не нравилась Агнии? (Оставлять дела на завтра. У неё всегда был список дел на следующий день, она планировала свою деятельность.)
7.В 1937 г. Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в……(Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм, заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде).
8.Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 году была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте. А какую книгу, посвященную Великой Отечественной войне она выпустила? ( «Найти человека»)
9.В 1950-1960 годы она работала над сценариями детских кинофильмов, каких? ("Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".)
10.О своём детстве она вспоминала: «Первое впечатление моего детства – высокий голос… шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон выглядывали люди, привлечённые музыкой».
Иллюстрации к произведениям
(Догадайтесь, к какому стихотворению дана картинка, дополнительный балл, если вспомните отрывок).
1.
"Не одна"
2.
" Мячик"
3.
"Лошадка"
4.
"Зайка"
5.
"Бычок"
6.
"Было у бабушки 40 внучат"
7.
"Мы с Тамарой"
8.
"Девочка- рёвушка"
9.
"Козлёнок"
10.
"Кораблик"
Лампа горит...
Занимается папа,
Толстую книжку
Достал он из шкапа,
Он исписал и блокнот
И тетрадь,
Должен он завтра
Экзамен сдавать!
("У папы экзамен")
А наша игра подходит к завершению. Для подведения итогов слово предоставляется жюри... Вручение наград.
Предлагаю вам посетить выставку в школьной библиотеке.
Рекомендуем посмотреть:
Игра-викторина по ОБЖ для 4 класса
Ребусы в картинках с ответами для начальной школы
Интеллектуальная игра для учащихся начальной школы с ответами. Год Мыши
Похожие статьи:
Конкурс знатоков, 3 класс
Игра «Поле чудес» в 4 классе. Изобретения
Игра Счастливый случай, 4 класс
Игра «Счастливый случай» для начальной школы, 3-4 класс
Игра «Умники и умницы» в начальной школе