Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в 4 классе. Мухтар Ауэзов «Сирота»

Конспект урока литературы в 4 классе
Автор: Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан
Тема: Мухтар Ауэзов «Сирота». Кто виноват в смерти Касыма?
Цель: формирование у детей чувства эмпатии.
Задачи: - выяснить причины смерти мальчика;
- развивать воображение, речь учащихся;
- воспитывать интерес к чтению.
Описание: данный материал может быть полезен учителям начальных классов, при подготовке к урокам литературы. Проводится работа с литературными изобразительными средствами, глубокий анализ произведения.
Оборудование: таблицы с пословицами, схемы, рисунки детей, магнитофон, музыкальное произведение «Сарыарка» - куй Курмангазы, учебник по литературе за 4 класс, авторы: В.К. Павленко, Т.К. Абенова, Г.А. Фрумкина, Г.З. Шашкина.
I. Подготовительная работа.
В сиротстве жить – слёзы лить.
Прочтите пословицу. Как вы её понимаете?
- Не случайно сегодняшний урок я начала с этой пословицы. Ведь на прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Мухтара Ауэзова «Сирота».
- Кто такой сирота?
- Какие эпитеты вы можете подобрать к этому слову?
(На доске появляется схема)
бедный
круглый
ненужный
одинокий
несчастный
казанская

- Какой из этих эпитетов подходит к главному герою? Почему?
- Какой нет? Почему?
II. Сообщение темы и задачи урока.
- Сегодня мы продолжим работу над этим произведением. И, возможно, эпитеты, которые вы подобрали к слову сирота, вы будете использовать на уроке. Мы с вами попробуем разобраться, кто же виноват в смерти Касыма? Это и есть тема нашего урока.
III. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы думаете, кто виноват в его смерти?
(На доске появляется схема после ответов детей)
Кто виноват в смерти Касыма?
нечистая сила
Иса и Кадиша
?
IV. Проверка домашнего задания.
- А мы постараемся вспомнить, может быть, кто-то ещё виноват в смерти мальчика? В этом нам поможет разобраться задание, которое вы выполняли дома. Вы работали творчески и составляли небольшой рассказ о Касыме и о его семье от лица Касыма.
Ответы детей:
- Семья наша была небольшая: бабушка, отец, мать и я. Жили мы тихо и мирно, без громких ссор. Мать я помню плохо, но в памяти остались её песни. У неё был очень красивый голос, добрые тёмные глаза. Говорят, что внешне я похож на мать. Отца я помню лучше. Он был высоким, худощавым. Целыми сутками он находился в степи, под палящим солнцем. Иногда он брал меня с собой. Всю дорогу я мирно спал, покачиваясь на его шее. А в степи я целый день гонялся за бабочками. Отец и мать меня очень любили и называли меня так: «Наш единственный наследник».
V. Анализ жизни Касыма.
- Так какая у него была жизнь раньше? Назовите только эпитеты, которые характеризуют его жизнь при жизни близких.
(На доске составляется таблица. Заполняется 1 часть, а вторая часть – по ходу урока).
Жизнь до смерти близких
счастливая
весёлая
интересная
беззаботная
радостная
Жизнь после смерти близких
тяжёлая
одинокая
бесприютная
несчастная
невыносимая
- А почему вы решили, что у него раньше была такая жизнь? Докажите строчками из текста ( «… Касым, круглолицый и крепкий, любознательный и весёлый…»)
- По ходу урока проследим за его дальнейшей жизнью и сравним.
VI. Анализ жизни Касыма.
Поработаем с текстом.
- А как Касым остался сиротой?
( «Год назад умерла бабушка Касыма. Незадолго до этого скончались родители»)
- Чью смерть он переживал сильнее?
( «Смерть бабушки оно переживал куда тяжелее», «Да, смерть бабушки была для Касыма самой большой утратой»)
- А почему?
- Для того, чтобы все поняли, что бабушка для него была незаменима, послушайте ученицу. Ей было дано индивидуальное задание – подготовить устное словесное рисование «Портрет бабушки».
Ответ ученицы
– После смерти родителей Касым не остался одинок, было кому утешить его. Мальчик любил вечером приласкаться к бабушке, положить голову на колени и сидеть так долго-долго. На ночь бабушка пела красивые песни, а иногда рассказывала сказки о чертях и ведьмах, драконах и всякой нечистой силе, которая бродит по земле тёмными ночами. Но в её сказках добро всегда побеждало зло, и Касыму никогда не было страшно. С бабушкой Касым не боялся никаких болезней, ведь стоило ей только прикоснуться к нему своими ласковыми руками, и болезнь отступала. Старуха понимала, как трудно будет Касыму одному, знала, что его ожидает, и, собрав все свои силы, старалась, чтобы ничто не омрачало сиротскую жизнь мальчика. Она хотела дожить до совершеннолетия Касыма, чтобы мальчик не остался один на произвол судьбы.
- Так каким сиротой он стал?
Да, после смерти бабушки он стал круглым сиротой.
- А как окружающие вначале относились к тому, что он остался один?
( «… они знали, какова тяжкая сиротская доля»).
- Каким глаголом можно передать их отношение?
(В схеме под вопросом появляется: Сочувствовали).
- Был ли он счастлив после смерти родителей?
Послушайте отрывок из текста, какой стала его жизнь после смерти близких.
(Выразительное чтение « Оплакав бабушку, Касым, глядя на взрослых, соблюдал траур. … В душе мальчика теплилась надежда, что хоть кто-нибудь из них да вернётся»).
- Когда он был счастлив? (Только во сне).
- Так какой стала его жизнь? (Заполняется таблица).
- Но ведь мальчик не остался один на улице, его взял к себе сосед Иса. Значит ли это, что Иса и его жена Кадиша добрые люди, которые помогли сироте?
- Посмотрите на рисунки, которые вы выполнили к уроку и подумайте, какой эпизод отражён на этих работах?
1 рисунок. Иса распоряжается чужим скотом.
2 рисунок. Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
3 рисунок. Иса и Кадиша бьют и ругают его.
4 рисунок. Дети издеваются над Касымом.
- Это подтверждает, что жизнь становится невыносимой (работа с таблицей).
- Что пытались сделать окружающие? Докажите строчками из текста.
( «Не зарься на сиротское добро»). То есть они осуждали.
(В схеме под вопросом появляется: Осуждали).
- Давайте проследим, как меняется его дальнейшая жизнь.
Выборочное чтение отрывков из текста.
1. «Касым заплакал, … Но на него никто не обратил внимания».
2. «С того дня Касым всё больше и больше стал задумываться о себе, о своём горе».
3. «Сиротство, как тяжёлый камень, давило его всё больше и больше».
- Как он изменился?
( «Прошло немного времени, и Касым, круглолицый и крепкий, любознательный и весёлый, превратился в худенького, хмурого, убитого горем мальчика. Весь его вид говорил о заброшенности и несчастье», «… остался один, всем чужой», «… в ауле все забыли о нём, …», «Мальчик ещё больше похудел, лицо его стало желтовато-серым», «… он всё больше погружался в своё одиночество, в нём росла подозрительность…», «Голод, нищета, изнурительная работа всё больше озлобляли мальчика»).
- Помогли ли ему окружающие?
( «Сердобольные соседки да всевидящие старики сами замечали всё...
Дитя ещё! Ну что он может сделать?»).
- Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
(В схеме под вопросом появляется: Были равнодушными).
- Так почему Касым ушёл из аула?
- А теперь послушаем, что думал сам мальчик. Рассказ о жизни Касыма от первого лица готовил ученик.
Ответ ученика
– После того, как умерли мои близкие, я остался совсем один. Меня будто бы из жалости, взял к себе сосед Иса. Он со своей женой Кадишой совсем не любили меня. С раннего утра до позднего вечера Иса отправлял меня в степь собирать кизяк. А Кадиша каждый день избивала меня, постоянно ругала: «Ах ты, негодяй… Ах ты, бездомная собака!» - иных слов я от неё не слышал. Дети Исы были избалованные. При каждом удобном случае они издевались надо мной. Иса и Кадиша отобрали мой скот и распоряжались им как своим. И вот сегодня утром Иса и Кадиша избили и прогнали меня из аула. Обратно возвращаться нельзя, там меня никто не ждёт. И теперь я решил идти на могилу родителей, припасть к надгробным плитам и хоть нареветься вволю, выплакать своё горе.
- Кто виноват в смерти Касыма ещё? Почему?
VII. Работа с литературными изобразительными средствами.
- Мы нашли не только прямых виновников, но и косвенных. Тех, кто видел состояние Касыма, но не хотел помочь мальчику. В художественной литературе состояние героя передаёт пейзаж. Послушайте описание пейзажа в начале рассказа и попробуйте определить, какие художественные средства помогли передать состояние героя.
Чтение отрывка наизусть под музыку «Сарыарка» - куй Курмангазы («Хмурый вечер середины лета… Там идёт дождь».)
- Так какие художественные средства помогли передать состояние героя? (Эпитеты: хмурый вечер, сумрачная прохлада, тяжёлые тучи, тёмно-багровый цвет, грустными, сиротливыми, чёрная туча).
- А теперь сравним этот пейзаж с пейзажем в конце рассказа.
Чтение отрывка наизусть под музыку «Сарыарка» - куй Курмангазы («Окутанные мраком каменные глыбы кажутся пристанищем злых духов… А по горам бредёт звездоглазая, каменнобровая, с лицом чёрным, как ночь, злая старуха, шепчет какие-то заклинания и громко чихает».)
- Какие художественные средства отметите в этом отрывке?

Этитеты каменные глыбы, злые духи, ночные сполохи,
таинственные ущелья, обнажённые скалы, густая
листва, чёрный страшный глаз, злая старуха

Сравнение темнота как ведьма, ночь – злая старуха

Олицетворение бродит ночь, страх прячется, ночь глядит

- Почему во втором отрывке больше различных художественных средств?
- Страшно ли мальчику?
- Какие ассоциации у вас возникли со словом страх, ужас?
- А какие у Касыма возникли видения? (Злые духи, ведьма, чёрт, нечистая сила, шайтан).
VIII. Итог урока.
- Всё перепуталось в это время у Касыма: реальность и вымысел. И вновь появляются три всадника, которых мы встречали в начале рассказа. И это не случайно. Ведь лошадь для казахов – самое благородное животное. Они выносливые, умные, также лошади очень нежные матери, которые заботятся о своих жеребятах, не дают их в обиду. Но в нашей жизни не всё имеет счастливый конец, вот и всадники не успели помочь мальчику. Очень жалко, что Касым умер. Никто не помог ему. Остались равнодушными окружающие люди. Значит в смерти мальчика виновато и общество, оставшееся безучастным к трудной судьбе сироты.
(Заполнение схемы).

Кто виноват в смерти Касыма?
нечистая сила
Иса и Кадаша
общество

- Да общество, окружающие люди были равнодушными к чужому несчастью. А одному человеку в жизни, без поддержки близких тяжело. Не зря у казахского народа есть такая пословица:
Бессловесен тот, кто одинок,
Он безмолвен, как мертвец в могиле,
Одинокий путник не ходок,
Он и в поле не поднимет пыли.

Закончить наш урок хотелось бы отрывком из стихотворения выдающегося татарского поэта Мусы Джалиля «Сироты».
Он совсем ещё маленький…
Участь зла…
Скоро год, как без матери,
Без угла.
Он по сёлам скитается
Сиротой…
Счастье жизни потеряно
Для таких…
Сто дорог перемерено
Горевых!
Жмёт жарою и холодом,
Вьюгой бьёт,
Вдоль домов гонит голодом
Всё вперёд…
Плачет он, убивается,
Сирота.
Но плотней запираются
Ворота.
Просит хлеба хоть сколечко
Да тепла.
Света б малая щёлочка
Где была!
Ни руки помогающей,
Ни словца.
Лишь буран завывающий
Без конца…
Люди сытые, чёрствые
Крепко спят…
Разве мальчик, сиротствуя,
Виноват?
IХ. Домашнее задание.
- Дома, вы должны подумать о том, как можно помочь мальчику? Что зависит от каждого из вас? Составьте размышление на эту тему. В этом вам поможет рассказ А. Шынбатырова «Урок чуткости», который есть в хрестоматии.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы в 4 классе Конспект урока литературы в 4 классе. Зима в стихах Конспект урока по литературному чтению для 4 класса: Стихи и творчество Марины Цветаевой Конспект урока литературы для 4 класса. Киплинг "Маугли""
Урок математика в 4 классе. Сложение и вычитание многозначных чисел | Конспект урока русского языка в 4 классе. Правописание –тся и –ться в глаголах настоящего времени и неопределённой формы
Опубликовано: 3088 дней назад (10 июня 2016)
Просмотров: 7785
Рубрика: уроки
+3
Голосов: 3
Оксана Михайловна Жидикина # 11 июня 2016 в 14:33 +3
Добрый день, Наталья Ильинична.
С интересом ознакомилась с публикацией. Конспект урока литературы составлен грамотно. Используете разные методические приёмы. Проводится работа с литературными изобразительными средствами. Урок имеет большое развивающее и воспитывающее значение. Глубокий анализ произведения. Формируете чувство сострадания, сопереживания. Оформление качественное, соответствует требованию сайта. Примите первый голос. +1
Наталья Ильинична Андриевская # 20 июня 2016 в 10:50 0
Спасибо большое.
Вікторія Володимирівна Непийвода # 12 июня 2016 в 02:21 +2
Добрый день.Публикация насыщена . Мне понравилось
Тамара Борисовна Вершинина # 29 июля 2016 в 17:55 +1
Добрый день, Наталья Ильинична! Восхищена вашей работой! Замечательно, подробно, внимательно прочитан текст, сделаны выводы, подведён итог. Вот такое чтение и анализ готовит ребят к глубокому пониманию произведения и правильной оценки всех его составляющих. Примите мой голос и пожелание дальнейших успехов!
Наталья Ильинична Андриевская # 29 июля 2016 в 18:12 0
Здравствуйте, Тамара Борисовна. Благодарю за такую высокую оценку моей работы. Действительно, я много работала над этим материалом, консультировалась и с филологами. Результат того стоил!