Конспект урока русского языка в 4 классе
Автор: Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан
Тема: Правописание –тся и –ться в глаголах настоящего времени и неопределённой формы
Цель: наблюдение над правописанием глаголов на –тся и –ться; обучение самостоятельному выводу о правописании –тся и -ться в глаголах настоящего времени и неопределённой формы.
Задачи:
- упражняться в выборе правописаний –тся и –ться в глаголах настоящего времени и неопределённой формы;
- развивать грамотную речь учащихся, орфографическую память;
- развивать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение;
-воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Описание: данный материал может быть полезен учителям начальных классов, при подготовке к урокам русского языка. Проводится всесторонняя работа над глаголом: его значение, роль в предложении, повторяются постоянные и непостоянные грамматические признаки, морфемный состав. Разнообразная работа по развитию речи: составление рассказа по данным словам, нахождение фразеологизмов и объяснение их значение, умение подбирать синонимы.
1.Активизация знаний, умений и навыков.
Начать урок мне хотелось бы с высказывания немецкого писателя-Ауэрбаха:
«Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп, необходимо, однако, чтобы каждая из них питала своё пламя собственным горючим материалом».
Надеюсь, что помогу зажечься вашим «огонькам любознательности»-новым знанием, новым открытием. Но прийти к открытию вы должны сами! Будьте наблюдательны и внимательны ко всем мелочам.
2. Орфографическая разминка.
Прочтите слова:
(1 столбик)
пробегал
разъяснил
увлекается
(2 столбик)
позовёте
засмеётся
гордиться
Объясните орфограммы в этих словах.
Что объединяет эти слова? (это глаголы)
3. Повторение изученного о глаголе в виде игры «Блиц-турнир».
Что обозначает глагол?
Какова его роль в предложении?
На какие вопросы отвечает начальная форма глагола?
Назови постоянные грамматические признаки глагола.
Назови непостоянные грамматические признаки глагола.
Какого времени бывают глаголы?
Как пишутся глаголы с частицей не?
Что такое спряжение?
К какому спряжению относится глагол красить? Почему?
К какому спряжению относится глагол видеть? Почему?
4. Интеллектуальная разминка.
Найди лишнее слово в 1 столбике. Докажи. (Увлекается - в настоящем времени, остальные в прошедшем).
Найди лишнее слово во 2 столбике. Докажи. (Гордиться – глагол неопределённой формы, остальные в будущем времени).
(на доске остаются слова - увлекается и гордиться)
Что объединяет слова увлекается и гордиться? (суффикс -ся)
А в чём разница? (в одном слове есть мягкий знак, в другом нет)
5. Определение темы урока.
Глядя на эти слова, попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание сочетаний –тся, -ться у глаголов)
Чему должны научиться? (Безошибочному написанию глаголов на –тся и
-ться)
Правильно, сегодня будете учиться писать глаголы на –тся и –ться.
6. Минутка чистописания.
Запишем эти сочетания в тетрадь, соблюдая каллиграфические нормы.
тся (1 строчка)
ться (1 строчка)
7. Работа над новой темой.
На доске появляются карточки с надписями
-ТСЯ
-ТЬСЯ
Какие у вас есть предложения по поводу написания этих сочетаний? Как определить, когда у глаголов пишется –тся, а когда –ться?
1. По вопросу
2. По форме глагола.
Проверим правильность ваших гипотез.
8. Работа над правилом.
Прочтите правило в учебнике о правописании глаголов на –тся и –ться.
Как по вопросу определить правописание?
Как по форме глагола определить правописание?
Под карточками (-тся и -ться) появляются надписи
-ТСЯ
Что делает?
Что сделает?
Настоящее время
Будущее время
3-го лица
-ТЬСЯ
Что делать?
Что сделать?
Неопределённая форма
Послушаем правило о написании глаголов на –тся и –ться из справочного материала по русскому языку.
Расскажите, когда у глаголов на –тся пишется мягкий знак, а когда-нет.
9. Первичное закрепление.
Запиши словосочетания, вставляя, если надо мягкий знак. (Работа у доски)
Смеяться над рассказом, спасётся от дождя, потеряться в лесу, увлекается чтением, искупаться в воде.
Как правильно писать глаголы на –тся ?
10. Самостоятельная работа по карточкам.
Теперь вы легко можете перейти к следующему заданию, доказывая выбор сочетаний –тся или –ться.
Вы записываете словосочетания, при необходимости, вместо точек вставляете мягкий знак. Работайте самостоятельно.
Улыбат…ся ребёнку, вертит…ся на языке, провалит…ся сквозь землю, улыбает…ся при встречах, вернут..ся из дальней поездки.
Назови фразеологические обороты. (Вертится на языке, провалиться сквозь землю).
Как вы понимаете их значение? Уточним в словаре фразеологизмов.
Какие глаголы написали с мягким знаком? (Улыбаться ребенку, провалиться сквозь землю.)
Какой формы эти глаголы? (Неопределённой формы)
Какой формы остальные глаголы? (Настоящего времени, 3 лица)
11. Проверка индивидуального задания.
Какой глагол вызвал сомнение? (Вернутся из дальней поездки, вернуться из дальней поездки).
Вы правы, здесь возможны 2 варианта решения. Дома 1 ученик выполнял индивидуальное задание и составил 2 предложения, в которых данное сочетание будет писаться по-разному.
12. Синтаксический разбор предложений.
Я хочу вернуться из дальней поездки.
Скоро родители вернутся из дальней поездки.
(1 ученик записывает и выполняет синтаксический разбор 1 предложения, второе предложение дети разбирают самостоятельно).
13. Физминутка-игра «Карлики и великаны».
Если слышится глагол с сочетанием –тся, то нужно показать «карликов», если глагол с сочетанием –ться, то «великанов».
Кататься с горы, ярко искрятся, зарывается в снег, переливаться на солнце, серебрятся в снегу.
14. Работа по развитию речи.
О каком времени года напомнили эти словосочетания?
К данным глаголам подберем глаголы-синонимы на –тся и –ться.
И составим мини-рассказ о зиме с использованием этих слов.
Падает
Сверкает
Ездит
Хохочет
(кружится, искрится, мчится, смеётся)
Зима.
Кружится пушистый снежок. Он искрится на ярком солнышке. Детвора дружно мчится с горы. Ребята громко смеются.
15. Подведение итогов.
Что нового узнали на уроке?
Когда в глаголах пишется –тся,-ться?
Закончить урок мне бы хотелось древним китайским изречением.
Желаю вам учиться так, словно ваших знаний вам не хватает, и так, словно вы вечно страшитесь растерять их.
16. Домашнее задание.
17. Оценивание.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите
Конспект урока русского языка в 4 классе
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс