Сценарий речевого досуга «Любование черёмухой» в старшей логопедической группе
Автор: Мурашова Наталья Ивановна, учитель-логопед МДОУ № 136 г. Комсомольск-на-Амуре
Описание материала. Предлагаю актуальный вид работы для дошкольных логопедических групп. Речевой досуг предполагает использование большого количества игровых заданий, что помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мыслительной и речевой деятельности, снимает у детей напряжение. Данный материал будет интересен и для дошкольных массовых групп.
Цель. Получение удовольствия от созерцания черёмухи, высказывание восхищения её красотой
Задачи:
1. Расширить, уточнить знания о цветущей черёмухе, вызвать интерес к ней
2. Воспитывать наблюдательность, навыки любования красотой, эмоциональную отзывчивость
3. Развивать выразительность речи при высказывании слов восхищения, при подборе образных сравнений
Словарная работа: активизация прилагательных-синонимов, называющих размер (малюсенькие, миниатюрные, мелкие, крохотные, крошечные); запах (пахнущая, душистая, ароматная, благоухающая); красоту (красивая, прекрасная, великолепная, восхитительная, чудесная, очаровательная, замечательная, симпатичная)
Оснащение: ветка черёмухи в вазе, символ восклицательного знака, музыкальная пьеса П. Чайковского «Вальс цветов», любая весёлая музыка, проектор, экран, ноутбук, презентация (изображения черёмухи, Паровозика, Бабы Яги, цветочного ковра, невесты), две аудиозаписи (цитата из книги Ю. Д. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт»; слова Бабы Яги), флакон духов, черёмуховый пирог
Предварительная работа: знакомство с лексической темой «Цветущие растения», разучивание стихов о цветах, чтение сказки Г. Цыферова «Паровозик из Ромашково»
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие. Формирование представлений о черёмухе (цвет, размер, запах, красота, части, польза, образы), активизация знаний в речи.
Социально-коммуникативное развитие. Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения выражать восхищение при любовании объектом.
Физическое развитие. Охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия при проведении физкультминутки, психогимнастики.
Речевое развитие. Лексико-грамматические упражнения на обогащение и активизацию словаря, усвоение навыков словообразования, отработку построения фразы; работа над выразительностью речи, слуховым вниманием.
Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, потребности любоваться красотой, подражая персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой музыкальной и речевой деятельности.
ХОД
I. Организационный момент
На экране ветка черёмухи (1 слайд)
Звучит музыка. Дети свободно двигаются, танцуют под музыку.
Логопед: Почему у нас так красиво и звучит музыка? (праздник черёмухи)
- Хотите, принесу настоящую черёмуху?
- Тогда садитесь и подождите.
(величественно, торжественно, под музыку, заношу букет черёмухи в вазе)
Первичное восприятие черёмухи
(дети смотрят на букет, восхищаются, выражают неподдельный восторг: «ААА!»)
Упр. «Эстафета восхищения»
Логопед: Кому нравится черёмуха, скажите восхищённо: «Какая КРАСИВАЯ Черёмуха!»
(дети говорят фразу, передавая символ восклицательного знака)
Логопед: Кто хочет ВОСТОРЖЕННО прочесть стихи о черёмухе?
Ребёнок: Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила.
Ребёнок: Черёмуха душистая
Развесившись стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ребёнок: Белая черёмуха
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(дети читают выученные ранее отрывки стихотворения С. Есенина «Черёмуха" и др.)
II. Основная часть
Логопед: Кто помнит сказку про «Паровозик из Ромашково»? (2 слайд)
Мотивация
Логопед: Какой он был и что он делал?
Дети: Паровозик был очень любознательный, наблюдательный, внимательный.
- Когда Паровозик видел красоту, он всегда останавливался.
- Он нюхал ландыши.
- Он слушал соловья.
- Он любовался закатом.
- Кто хочет быть таким же внимательными?
- Тогда нам нужно хорошо - хорошо рассмотреть черёмуху! Согласны?
Упр. «Подбери к звуку слово»
Логопед: Паровозик всегда говорил, что Черёмуха ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ!!!
- Слова красоты мы тоже знаем, к звуку нужное слово подбираем!
-
К? - Какое слово подходит?
- Дети:
Красивая
-
Ч? (
Чудесная)
-
П? (
Прекрасная)
-
О? (
Очаровательная)
-
В? (
Восхитительная)
-
Вь? (
Великолепная)
-
З? (
Замечательная)
-
Сь? (
Симпатичная)
Упр. «Назови ласково»
Логопед: Паровозик про черёмуху говорил только ласково. Это не кисти, а что? (кисточки). Не ветки, а…? (веточки). А это что? (листочки, листики, цветочки, лепесточки).
Упр. «Скажи иначе»
Логопед: Вот лупа. Зачем она нужна? (рассматривать мелкие предметы, цветочки)
- Без лупы они такие маленькие, а иначе: малю
Сенькие, миниа
Тюрные, ме
Лкие, кро
Хотные, кро
Шечные.
(выделяю звуки
Сь, Ть, Л, Х, Ш для лучшего запоминания похожих слов)
Дети смотрят на цветочки и говорят запомнившееся, понравившееся им слово.
Упр. «Образуй слова»
Логопед: Ой, ребята, кажется, я разлила духи (выражаю испуг, принюхиваюсь, нюхаю).
- Нет, флакон закрыт, духи целые…
(достаю духи, всматриваюсь, выражаю мимикой удивление)
Проблема
Логопед: Тогда почему у нас в группе такой вкусный запах?! (Это пахнет черёмуха)
- Если она ПАХнет, какая она?
Дети: ПАХнущая
- Если пахнет как ДУхи, она какая? (ДУшистая)
- Если БЛАГОУХАет, то…? (БЛАГОУХАющая)
- Если идёт АРОМАТ, то …? (АРОМАТная)
Упр. «Понюхаем»
Логопед: Хотите насладиться этим запахом? Давайте вместе его вдыхать!
- Глубоко - глубоко вдохнули, широко развели руки, втянули в себя этот чудесный запах.
- Задержите его чуть-чуть в себе, напитайтесь этим ароматом.
- А теперь медленно выдыхайте. Нежно обнимайте себя руками.
- С наслаждением говорите: «Душистая Черёмуха!»
(4 раза, меняя признаки: ароматная, пахнущая, благоухающая)
Сюрпризный момент (изображение Бабы Яги - 3 слайд)
Аудиозапись: "Фу, как воняет эта мерзкая, отвратительная, страшная, безобразная черёмуха. Как она злит меня! Как я её ненавижу. Я её всегда рву, ломаю, бросаю, топчу. Я хочу, чтобы она исчезла!"
Проблема
Логопед: Можно делать так, как делает Баба Яга? (нет, нельзя, нельзя рвать, нельзя ломать, ...)
Ребёнок: Если я сорву цветок.
Если ты сорвёшь цветок.
Если мы сорвём цветы,
То окажутся, пусты все деревья и кусты.
- Почему нельзя рвать черёмуху? (черёмуха полезная)
- Хотите послушать научные сведения о пользе черёмухи?
Аудиозапись: «Весной зацветает черёмуха. Стоит она, как белое пышное облако, спустившееся на землю. Но вот ветку черёмухи поместили под стеклянный колпак, а рядом поставили грязную воду. Через несколько минут учёные, которые проделывали опыт, сняли колпак и исследовали воду. Оказалось, что все микробы в воде умерли. Черёмуха их убила. Но как? Ведь она даже и не прикасалась к воде? В том-то и дело, что растения могут убивать микробов на расстоянии выделяемыми фитонцидами. Вот у черёмухи много таких полезных веществ - фитонцидов. Её цветущие ветки обламывать нельзя».
Проблема
Логопед: А что же нам теперь делать с нашей срезанной веткой черёмухи?
(мы подержим ветки в воде, дождёмся корешков, посадим в землю на участке, вырастим дерево - черёмуху)
Физкультминутка
1. Игра «1-2-3-руками дерево покажи»
Логопед: Покажем корни. Ствол. Ветки. Листики. Цветочки. Лепесточки.
2. Игра «Цветы»
Дети выполняют движения, согласовывая их со словами:
После зимней пустоты распускаются цветы (наклоняемся, тянемся вверх).
Как давно не видел ты (повороты головой в стороны).
Этой чУдной красотЫ (вскидываем руки от груди 3 раза).
3. Музыкальное упражнение «Вальс цветов» (цветочный ковёр - 4 слайд)
Логопед: Все цветы танцуют вальс, и дети плавно закружились под музыку.
III. Заключительная часть
Логопед: Вы заметили, на ковре среди цветов нет черёмухи. Мне кажется, она загрустила. Столько злых слов ей сказала Баба Яга.
Проблема
- Что делать? (нужно с любовью сказать о ней добрые, красивые, интересные слова)
Игра «Сравни»
Логопед: Я бы цветущую черёмуху сравнила с невестой. Почему? (белая)
- Цветущая черёмуха белая, как невеста.
- И вы сравните. Цветущая черёмуха белая, как … кто? Цветущая черёмуха белая, как … что?
Дети предлагают свои варианты образных сравнений.
Например: Цветущая черёмуха белая, как врач в белом халате.
...как белое пушистое облако.
...как белые кудри у красавицы.
...как белые серёжки у девушки.
...как белое ажурное украшение.
...как чистая белая рубашка.
...как белая Снежная Королева и любые другие варианты
Итог. Благодарность. Оценка. Поощрение
Логопед:
Спасибо. Вы такие же добрые дети, как сказочный Паровозик.
Любите цветы! Умеете любоваться ими! Так здорово восхищаетесь их красотой!
Вот вам пирог с черёмухой, угощайтесь!
(звучит любая весёлая музыка, дети пьют чай с пирогом, танцуют)
Рекомендуем посмотреть:
Занятие активизирующего общения для детей с тяжелой умственной отсталостью
Сценарий речевого досуга в старшей логопедической группе
Логопедический досуг в старшей группе по лексической теме: Цветы
Сценарий спортивного логопедического досуга в старшей группе детского сада