Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку и литературе
Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно недавно – с начала 50-х годов XX века. Вопрос о принципах организации внеурочной работы по русскому языку и литературе остается открытым. Все методисты, работающие в этой области, отмечают общедидактические принципы, на которые опирается внеурочная работа: научности, последовательности, систематичности и другие. Кроме общедидактических, выделяются специфические для внеклассной работы методические принципы. Количество принципов у разных авторов колеблется от двух до восьми. ( Е. А. Баринова – два, Л. Т. Григорян – восемь, Б.Т. Панов – пять, Н. Н. Ушаков – шесть). Требует дальнейшего уточнения и вопрос о содержании, видах и формах, методах проведения внеурочной работы по русскому языку и литературе. Всем этим и определяется актуальность данной проблемы: “Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении русскому языку и литературе”.
Актуальность разработки и проведения внеклассной работы по русскому языку и литературе определяется также необходимостью формирования у школьников в сложных условиях переходного времени, переживаемого нашей страной, высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого является язык и искусство слова.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель как на уроке, так и во внеурочное время.
Значение цели и задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе
Внеклассные занятия по русскому языку и литературе – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится постоянно. Организуется она для развития творческих способностей учащихся. Здесь учащиеся, как и на уроках, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих языком и речью в их устной и письменной форме, В то же время внеурочная работа
имеет свои цели:
- развить интерес к русскому языку и литературе как к учебным предмeтам;
- привить любовь к великому русскому языку, художественному слову;
- повысить общую языковую культуру.
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе:
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка и литературы;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.
Виды и формы внеклассной работы по русскому языку и литературе
Виды внеклассной работы по русскому языку и литературе необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:
- постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, журналы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
- эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).
В последнее время появились новые эпизодические формы, которые я использую в ходе внеклассной работы по русскому языку и литературе. Они напоминают публичные формы общения – конференции, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж). Эти занятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, у них не обязательна единая цель. Проводимые мероприятия действительно остаются эпизодом, ярким эпизодом в сердцах детей.
Возрастает активность школьников на диспутах, турнирах, регламентированной дискуссии. Эти формы лишены четко расписанного сценария, для их проведения составляется обычно план, при реализации которого допускаются некоторые отклонения, естественны уточняющие, детализирующие вопросы ведущего. В выступлениях участников много личных суждений. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует. Каждый имеет право высказать ту мысль по обсуждаемой проблеме, которая "приходит в голову".
Учителям – предметникам среднего и старшего звена необходимо начинать учить детей с 5 класса выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. У него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.
В практику внеклассной работы прочно вошло проведение мероприятий, посвященных русскому языку и литературе, в рамках предметных недель, для которых характерны мероприятия массового, иногда даже развлекательного характера. Здесь учащиеся представляют сообщения по определенным научным темам, инсценировки, стихи.
Неделя Русского языка и литературы – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий. А заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету "русский язык ". Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников.
Проведение недели русского языка – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей.
Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.
Главными задачами проведения тематических мероприятий являются:
- привлечение к работе по подготовке и проведению внеклассных мероприятий как можно большего количества учащихся;
- развитие интереса к углубленному изучению русского языка и литературы;
- организация активного отдыха школьников средствами учебных предметов.
Во внеурочное время провожу также индивидуальную работу с сильными учащимися, которая требует от ученика творчества, инициативы, содержащая элементы исследования. На внеклассных занятиях стараюсь разнообразить виды работ по развитию речи. Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни.
Ф. И. Буслаев работу над развитием речи относил к упражнениям “высшего порядка”. К. Д. Ушинский говорил об обязанностях наставника “исправлять и пополнять словесный запас дитяти”. Вопрос развития речевой культуры, как происходит процесс порождения восприятия высказывания интересовал и других русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других. Их труды помогают сохранить важнейшую закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.
Не только нужно, но и необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук. Во внеурочное время ученики работают со специальными иллюстрированными индивидуальными карточками по развитию речи. Карточки – это не просто развлечение. Они соответствуют определенным темам. Задание в карточках приблизительно такого характера: написать сочинение-миниатюру по данной теме с определенным заданием или предлагаю такую карточку: составить рассказ по данному началу и концу – основную часть надо пофантазировать, сочинить самим. Далее необходимо выполнить задание различного характера.
Воспитание речевой культуры посредством работы над развитием речи учащихся как на уроках, так и во внеурочное время необходимо.
Методы и приемы внеклассной работы по русскому языку и литературе
Цели и задачи внеклассной работы школы определяют выбор методов и приемов работы, ставящих ученика в позицию активного участника: решение познавательных задач, поисковые задания, рассчитанные на продолжительное время, самостоятельный подбор материалов по теме и последующее публичное выступление, занимательный материал…
Вопрос о методах и приемах обучения рассматривается применительно к урокам. На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например, если говорить о таком методе, как “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад), то он широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть лекция или сообщение приглашенного специалиста, это может быть и сообщение (доклад) ученика по какой-либо заданной учителем теме. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика.
Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях учу детей работать с научно-популярной литературой. Они составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады. Таким образом, использую те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше.
Широко используется метод наблюдения над языком, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях использую познавательные задачи.
Разновидности познавательных задач:
1) обучающе-познавательные (учитель предлагает задачу и решает ее сам, показывая ученикам способ и ход ее решения);
2) тренировочно-познавательные (ученики решают сходные с показанной задачи);
3) поисково-познавательные (ученики самостоятельно решают задачи).
Пример задачи:
а) какой частью речи является слово "ученый" в следующих выражениях: письмо ученого соседа; Левин отец, ученый временем, молча слушал?
б) предлог О употребляется и в виде ОБ, если существительное начинается с гласного. Правильно ли говорят и пишут: О елке, о яблоке, о юбилее, о Егоре?
в) можно ли сказать о живущем во дворе щенке, что он живучий? Почему? Можно ли употребить слово мозги вместо слова мозг?
г) могут ли двое лосей выйти из леса?
Познавательные задачи используются в викторинах, КВНах, на групповых занятиях. Именно на внеклассных занятиях используется, наряду с частично-поисковыми, полностью исследовательский метод. Например, ученик получает задание собрать местные названия улиц, историю их названия или провести исследование об исторических корнях возникновения своей фамилии.
Проблема занимательности
Вопрос о методах обучения во внеклассной работе связан с проблемой занимательности и ее ролью в воспитании интереса к предмету. Занимательность на уроках русского языка имеет своих поклонников и непримиримых противников.
М.А. Данилов, И.Ф. Бунаков, Г.И.Щукина, С.М. Бондарёнко считают занимательность важным и “острым средством обучения”, средством привития интереса к предмету. В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, К.Д.Ушинский выступали против “потешающей педагогики”, против “не идущих к делу прикрас”.
Очевидно, что ученые и учителя по-разному смотрят на роль занимательности в обучении. Практика моей работы показала, что занимательность способна вызвать интерес к изучению русского языка. При организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного бремени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Игры обязательно должны быть доступны детям. Все ли внеклассное занятие должно быть занимательным? Нет. Конечно, занимательным, интригующим может быть начало или отдельные этапы.
Для развития творческих способностей учащихся в 5–7-х классах используются дидактические игры: – это игры-задачи, игры-инсценировки, игры-загадки. Содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки учащихся.
Игры-задачи. К играм-задачам можно отнести грамматические и орфографические лото, домино.
Игры-соревнования. Их девизы: “Кто быстрее?”, “Кто больше?” (на выполнение такой работы дается задание и отводится определенное время). Например: кто быстрее и кто больше составит слов с суффиксом – -от- ?
Игры-инсценировки. Учащиеся могут самостоятельно составить сказку, басню на определенную тему, а затем сыграть их по ролям. Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства ритма, слова. У детей есть творческие тетради. В них они учатся сочинять не только сказки, но и стихи, загадки, частушки. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои потенциальные способности. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу каждого ребенка”, – утверждал В. А. Сухомлинский.
Игры-загадки. К ним относятся метаграммы, например:
Когда я с “д”, меня сорвут,
Когда я с “г” на мне плывут.
(Плод-плот).
Отгадывание метаграмм углубляет знание Законов фонетики, помогает решать проблемы правописания.
Логогрифы – это загадка, по условиям которой из заданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука (или буквы, слога) получается новое слово. Логогрифы могут быть стихотворными и прозаическими. Например: целое слово – часть дерева, без одной буквы река, без двух местоимение, без трех предлог (крона – рона – она – на).
Подобный дидактический материал помогает мне решать серьезные задачи: повторить части речи, признаки частей речи.
Шарада – эта загадка требует, чтобы учащиеся отгадали слово по частям, например:
Корнем с “дорогой” роднится,
В “сборе” приставка таится.
Суффикс – как в слове "дневник".
Целым же в космос проник. (Спутник).
Анаграммы – это особый вид шарад. Задача – из данного слова создать другое, с тем же набором букв, слогов: марш – шрам, руда – удар, рост – сорт.
Кроссворды и чайнворды. Эти виды использую для систематизации и углубления словарной работы. Отгадывать кроссворды можно в порядке конкурса, коллективного или индивидуального. Кроссворды и чайнворды могут быть тематическими. Детям очень нравится разгадывать кроссворды. Работа с ними развивает мышление, требует хорошего знания грамматического и словарного материала.
Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. Работая по данной проблеме, учитываю конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.
Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку и литературе, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что интересует в преподавании этих предметов самих учащихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках.
Для большинства учащихся учитель и предмет, который он ведет, часто отожествляются: личность учителя, интересная сама по себе (вспомним высказывание Е. Н. Ильина: “Я сам себе интересен”), способствует возникновению интереса к учебному предмету.
Известный педагог, один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. (Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М.: 1979. – Т.1. – С. 78-79).
Выдающийся русский педагог второй половины IXX – начала XX вв. П. Ф. Каптерев писал: “Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место… Учащиеся многое переймут от своего учителя или учительницы совершенно невольно. Речь, интонацию..”. (Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: 1982. – С. 595, 602).
Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.
Рекомендуем посмотреть:
Как выполнить работу над ошибками по русскому языку
Предупреждение орфографических ошибок в процессе комментированного письма
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы
Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений
Похожие статьи:
Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми