Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие Каркуши» (знакомство со звуками [К-К*], буквой К
Программное содержание:
Образовательная область «Речевое развитие»:
• познакомить детей со звуками [К-К*], буквой К;
• совершенствовать навык звукового анализа слова; осуществлять подбор слов на заданный звук;
• развивать фонематический слух, слуховую память;
• закрепить умение зрительно узнавать ранее изученные буквы;
• совершенствовать навык слогового чтения.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
• способствовать установлению эмоциональных контактов между сверстниками;
• формировать умение вступать в речевой диалог со сверстниками;
• совершенствовать умение работать в паре (группе), выполнять общее дело, умение договариваться.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
• развивать умение планировать предстоящую деятельность, выкладывать букву из предложенного материала.
• развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.
Материал:
• картинки: Каркуша, кукушка, кукушонок
• набор предметных картинок, в названии которых встречаются звуки [К]и [К']: кит, кукла, корзина и т.д.
• стилизованная буква К;
• материал для выкладывания букв: фасоль, кусочки ваты, шнурки, крышки .
• магнитные буквы:К,Ы О, У;
• микрофон.
Содержание:
В: Кар-кар, кар-кар.Как хоррошо все видно сверху! А что это там в корзине на травке?
В.: Ребята, Каркуша принесла нам корзинку, в ней картинки с новым звуком, он живет вот в этих словах: кукушка, корова, кот, киви.
В.: Что же это за звук? (К).
В.: Слышите, мне кажется нас кто – то зовет, это кукушонок, а голосок-то звучит, мягко [К'].
Акустический и артикуляционный анализ звуков [К - К']
В.: Давайте покукуем, как подружка Каркуши ,кукушка: КУ-КУ
В.: Этот звук можно тянуть? (Да).
В.: А петь его можно? (Нет).
В.: Что мешает этому звуку при произнесении? (губы).
В.: Действительно звук [К] встречает преграду, его нельзя петь, значит, он согласный.
В.: Когда этот звук [К] произносила кукушка, ее голос звучал уверенно, твердо, а наш подбородочек опускался вниз, этот звук твердый согласный
В.: А когда этот же звук произносил кукушонок, голосок его звучал нежно, мягко, звук [К'] мягкий.
Игровое упражнение «Определи звук в слове»
Интерактивная технология «Карусель
1 этап мотивационный
В.: Каркуша приглашает вас прокатиться на « карусели», и определять какой звук слышится в слове твердый(синий) [К]или мягкий (зеленый) [К']. Дети включаются в деятельность предложенную педагогом.
2 этап организационный
В.: Для того чтобы наша карусель начала крутиться, вам необходимо договориться, кто с кем в паре будет кататься, кто в паре будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества:
дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по звону колокольчика.
3 этап деятельностный
В.: Дети, которые будут стоять во внутреннем круге, возьмите картинку. Дети, стоящие во внешнем круге, возьмите одну зеленую фишку и одну синюю.
В.: Те дети у кого картинка, четко произносят слово, голосом выделяя звук [К] или [К'].
В.: А дети внешнего круга если услышат в слове звук [К] то поднимут синюю фишку, а если [К'] то зеленую.
После выполнения задания дети меняются местами и выполняют аналогичное задание. Дети разбирают предложенный материал.
Образуют два круга: внутренний и внешний.
Дети активно взаимодействуют друг с другом, определяют какой звук в слове твердый [К]или мягкий [К'] и соответственно поднимают фишку.
Дети стоящие во внутреннем и внешнем круге меняются местами и познавательный диалог повторяется.
4 этап итоговый
В.: «Катаясь» на карусели вы узнали в названии каких картинок звук [К]твердый, а в каких мягкий [К']. Обсуждают и оценивают свое участие в общей работе.
Представление буквы К
Интерактивная технология «Работа в парах
В: Каркуша вместе с вами хочет рассмотреть и познакомиться с буквой К, приглашает вас сесть в вагончики, но в каждый вагончик помещается только 2 человека
В.: Для того чтобы познакомиться с буквой К, договоритесь с кем в паре вы сегодня поедете в вагончике и там поиграете..
В.: Слушайте внимательно стихотворение и выполняйте те движения, о которых говорится в этом стихотворении:
Кот катал кругом клубочек,
Красный,кругленький комочек,
Как проказник, как чертенок,
Кувыркался наш котенок!
В.: Какая буква у вас получилась? (К).
Моделирование буквы К
Интерактивная технология «Работа в парах»
В.: А сейчас давайте букву К выложим в парах.
В.: Договоритесь, с кем в паре вы выложите букву К и из какого материала (фасоли, кусочков ваты, шнурков, крышек и др.).
Дети, договариваются, из какого материала будут выкладывать букву К (фасоли, кусочков ваты, шнурков, крышек и др.) и выполняют задание.
В.: Выполнив задание, договоритесь, кто в паре расскажет, какую букву вы выложили, из какого материала и на что она похожа.
Игровое упражнение «Приходите в гости"
В.: Буквы очень любят ходить друг к другу в гости, посмотрите, здесь живет буква К, а здесь буква Ы, давайте им поможем встретиться проведем дорожку, а пока идем до буквы Ы, будем тянуть букву К.
К_______________Ы
К_______________О
К_______________У
Анализ образовательной деятельности
Интерактивная технология «Интервью»
В.: Каркуше очень понравилось с вами играть и путешествовать. А наше знакомство с буквой и звуком К подошло к концу. А вот чтобы узнать, что мы сегодня узнали нового, я предлагаю поиграть в игру «Интервью».
В.: Договоритесь, кто будет корреспондентом и задаст вопросы?
Ребенок - корреспондент задает вопросы, используя алгоритм:
• Что понравилось?
• В какие игры играл?
• Что больше всего запомнил?
• Что нового узнал?
• С кем понравилось играть?
• Что делал?
• Что не понравилось?
Рекомендуем посмотреть:
НОД в области обучение грамоте для детей старшей группы
Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов у детей старшей группы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: Сражения Великой Отечественной Войны
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласный звук А, буква А, а»