Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект классного часа по экологии для 8-10 классов

Конспект классного часа «Кто спасёт одну жизнь – спасёт целый мир»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Описание материала: Предлагаю конспект классного часа для учащихся 8-10 классов по теме «Кто спасёт одну жизнь – спасёт целый мир». Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание любви к животным. Данный материал будет полезен для учителей биологии, педагогов дополнительного образования и всем людям, неравнодушным к проблемам, связанным с охраной природы.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: ознакомление с проблемами и охраной окружающей среды;
Задачи: расширять кругозор, способствовать формированию чувства ответственности, воспитывать бережное отношение к природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, просмотр презентаций и беседа по ним, подведение итогов.
Предварительная работа: выставка книг по охране природы.
Ход мероприятия «Кто спасёт одну жизнь – спасёт целый мир»
На доске надпись: Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок. Ралф Эмерсон
Учитель:
С каждым днём на нашей планете уменьшается количество видов животных. По каким причинам это происходит?
(Обсуждение)
За последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных и растений.
Чаще всего истреблению подвергались эндемичные виды, которые долгое время существовали в специфических условиях изолированно. Такие виды часто не имели естественных врагов и утрачивали защитные приспособления, в том числе менялись поведенческие реакции, у птиц утрачивалось умение летать. Причиной вымирания таких видов могло быть не прямое, а косвенное влияние человека - например, завезённые человеком намеренно или нечаянно животные (кошки, собаки, другие хищники, крысы), либо преобразование, а чаще полное уничтожение естественных экосистем (мест обитания эндемичных видов) под нужды сельского хозяйства, строительства, промышленности и других целей.
(Рассказы сопровождаются показом презентаций)
1 ученик:
Додо или дронт - утратившая способность летать птица. Обитала на острове Маврикий.

Европейские колонисты истребляли её из-за вкусного мяса, а привезённые моряками свиньи, кошки и обезьяны разоряли гнёзда дронтов, располагавшиеся на земле. Один из единичных скелетов находится в Дарвиновском музее в Москве. Во второй половине XX века дронт стал символом борьбы за защиту и сохранение редких видов животных. Последние упоминания относятся к 1662 году.
Примечание:
Дронт фигурирует в книге Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес».

Птица Додо появляется во второй и третьей главах. Додо - это карикатурный автопортрет Льюиса Кэролла, чьё настоящее имя - Чарльз Лютвидж Доджсон. Распространено неподтверждённое мнение, что Доджсон назвал себя Птицей Додо в связи с тем, что часто заикался и произносил своё имя так: «До-До-Доджсон».
2 ученик:
Маврикийский чубатый попугай.

Рисунок сделан по фактически единственному описанию, сделанному в 1601-1602 годах, хранится в библиотеке Утрехта. Основной цвет птицы - серо-голубой. Массивный клюв, на голове имелся выраженный хохолок. Крылья относительно тела непропорционально короткие, предположительно не мог летать, только вспархивал. Исчез в период колонизации острова европейцами, которые завезли собак, крыс, свиней, которые охотились на птицу и разоряли гнёзда. По свидетельствам, последнюю птицу видели в 1638, по другим данным - в 1673 году.
3 ученик:
Каролинский попугай обитал в Северной Америке.

Вымер вследствие беспощадного истребления охотниками. Такое сильное преследование объяснялось вредом, наносимым этими попугаями полям и плодовым деревьям. Последний попугай умер в зоопарке в 1918 году.
4 ученик:
Печальная известность досталась и виду, открытому и описанному зоологом Стеллером в ходе экспедиции Витуса Беринга.
Морская, или стеллерова, корова во многом напоминала ламантина и дюгоня, но была намного крупнее их.

Большие стада этих животных плавали у самой поверхности воды, кормясь морской капустой (ламинарией). Животное было названо морской коровой. Мясо её, которое было очень вкусным и не пахло рыбой, активно употреблялось в пищу, так что стеллерова корова была истреблена полностью всего за 30 лет, несмотря на впечатляющие размеры популяции. Правда, отдельные свидетельства моряков, якобы заметивших несколько морских коров, приходили до 1970-х годов и позже. Скелет морской коровы можно увидеть в зоологическом музее МГУ.
5 ученик:
Одним из примеров исчезновения по вине человека является странствующий голубь.

Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Завидев пищу, голуби как огромная саранча бросались вниз, а насытившись - улетали, начисто уничтожая фрукты, ягоды, орехи, насекомых. Подобная прожорливость вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. В одном из романов Фенимора Купера описано, как при приближении стаи голубей всё население городов и посёлков высыпало на улицы, вооружившись рогатками, ружьями, иногда даже пушками. Убивали столько голубей, сколько могли убить. Голубей закладывали в погреба-ледники, готовили сразу, кормили собак или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям, а ближе к концу XIX века стали использовать и пулемёты. Последний странствующий голубь, по имени Марта, умер в зоопарке в 1914 году.
6 ученик:
Квагга, обитавшая на юге Африки, относится к отряду непарнокопытных.

Спереди она имела полосатую расцветку, как у зебры, сзади - гнедой окрас лошади. Буры добывали кваггу ради её прочной шкуры.
Примечание: Буры (нидерл. boeren — «крестьяне»). Бурами называют фермеров - африканеров, белых сельских жителей.
Квагга - едва ли не единственное из вымерших животных, представители которого были приручены человеком и использовались для охраны стад. Квагги намного раньше домашних овец, коров, кур замечали приближение хищников и предупреждали владельцев громким криком «куаха», от которого получили своё название. Последняя квагга была убита в 1878 году.
7 ученик:
Сходная участь постигла бескрылую гагарку, «пингвина северного полушария» - нелетающую птицу из семейства чистиковых, гнездившуюся на северных островах Атлантического океана.

Их добывали ради мяса и знаменитого пуха, а позже, для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 году.
8 ученик
Животное, считающееся вымершим, не обязательно вымерло. Всегда есть шанс, что несколько особей избежали гибели, став осторожнее. Чем большую территорию занимал раньше вид и чем меньше она освоена, тем выше такой шанс. Так, например, были обнаружены особи такахе, вида, который считался вымершим. Такахе, или бескрылая султанка (лат. Porphyrio hochstetteri A. B. Meyer, 1883) — нелетающая редкая птица, считалась вымершей. Но оказалось, что птицы обитают в горах Южного острова Новой Зеландии, около озера Те-Анау. В 1948 году экспедиция Джиофри Орбелла в лесах Те-Анау обнаружила двух такахе. Птицы были сфотографированы, окольцованы и отпущены на волю. Через год доктор Орбелл нашел гнёзда такахе. Исследовав 30 гнезд, он пришёл к выводу, что такахе воспитывает в год только по одному птенцу. Правительство Новой Зеландии объявило заповедником места обитания такахе. Современный заповедник у озераТе-Анау охватывает площадь в 160 тысяч гектаров.
Но в большинстве случаев вероятность вторичного обретения вида близка к нулю.
Мероприятия по защите вымираюших видов.
9 ученик
Только в ХХ веке человечество пришло к выводу, что истребление редких видов животных может наносить непоправимый ущерб природе. Однако первые попытки сохранения видов часто оказывались неудачными. В частности, это было связано с тем, что зоологи пытались реанимировать вид, имея в своём распоряжении всего одну-две пары особей. Вклад в изменение этой ситуации внёс Джеральд Дарелл.

Он стал первым человеком, превратившим зоопарк в институт разведения редких видов животных. Для восстановления численности исчезающего вида требуется как минимум несколько пар неродственных особей, условия содержания и пища, подобранные для каждого вида индивидуально. Положительный итог работы по сохранению видов достигается в том случае, если особей становится достаточно много для успешного переселения их в естественную среду обитания, либо в аналогичную среду, если естественная среда уничтожена человеком. Таким образом, уже спасено множество видов животных.
Если животное уже является редким, но ещё не стоит на пороге вымирания, практикуется создание заповедников.
Власти Кении и Танзании уже осознали, что туристы, желающие увидеть живых слонов и других животных в естественной обстановке, приносят куда большие прибыли, чем продажа слоновой кости и львиных шкур.
10 ученик:
В России такая работа проводится в недостаточном объёме, заповедники часто охраняются не слишком хорошо. Как итог – дальневосточный леопард может быть потерян в любой момент.

11 ученик:
Потепление климата привело к тому, что за последние 40 лет толщина арктического льда уменьшилась более чем на 4 %. В ближайшие 50 лет, по мнению учёных, в летние месяцы ледовый покров в Арктике может исчезнуть. Это связано с риском таяния материкового льда и повышением уровня океана. Если он растает, уровень океана может подняться до 7 метров. Сокращение ледового покрова Арктики для белого медведя означает потерю значительной части его наиболее продуктивных местообитаний. Сезонное исчезновение льдов в арктических морях заставляет белых медведей высаживаться на сушу и пережидать период открытого моря на берегу, не имея возможности охотиться и нормально кормиться. Это увеличивает стресс для многих популяций и делает белого медведя значительно более уязвимым к негативному воздействию со стороны человека. Из-за особенностей динамики дрейфующих льдов и более выраженного таяния ледового покрова в российском секторе Арктики белые медведи здесь более подвержены стрессу, рискам и угрозе катастрофического сокращения численности. Однако не только глобальное потепление и сокращение ледового покрова убивают белого медведя. Из других факторов риска следует назвать загрязнение Арктики (особенно региона Баренцева моря) и браконьерство.
Белый медведь занесен в Международную Красную книгу и в Красную книгу Российской Федерации.

Охота на него в России полностью запрещена. Всего трех десятилетий интенсивной трофейной охоты на белых медведей в первой половине ХХ века оказалось достаточно, чтобы поставить этот вид на грань исчезновения. Только подписание в 1973 году пятистороннего международного соглашения по белому медведю помогло спасти этот вид от исчезновения. В советский период этот запрет эффективно выполнялся: случаи браконьерства были единичными и не наносили большого вреда популяциям. Ситуация коренным образом изменилась в начале 1990-х: в некоторых районах российской Арктики браконьерство приняло широкий размах.
12 ученик:
19 февраля во всем мире отмечается Всемирный день защиты морских млекопитающих или День китов.
Эта дата считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и разных других живых существ, обитающих в морях и океанах нашей планеты. Этот День был учрежден в 1986 году, когда вступил в силу мораторий на китовый промысел, введенный Международной китовой комиссией (МКК) (International Whaling Commission, IWC).
Этот мораторий действует и поныне и означает, что во всем мире охота на китов, а также торговля китовым мясом запрещены. В настоящее время промысел китов разрешен исключительно для удовлетворения потребностей коренного населения (так называемый, аборигенный) и изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств-членов МКК. Прежде всего, День китов – это привлечение внимания общественности, представителей власти и всего человечества к вопросам защиты этого уникального вида животных и вообще всех морских млекопитающих, которых к настоящему времени на нашей планете сохранилось всего 119 видов. Интенсивное и беспощадное истребление морских млекопитающих и, в частности, китов, продолжающееся уже более 200 лет, пагубным образом сказывается на их численности – многие представители этого отряда оказались на грани исчезновения. Также Всемирный день китов и дельфинов отмечается 23 июля.

Учитель:
Выскажите своё мнение по поводу следующих цитат.

…Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете - мы экипаж одного корабля. Антуан де Сент-Экзюпери

У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь. Жан Дорст

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность. Иоганн Гете

Одна из сложнейших задач современности - проблемы замедления процесса уничтожения живой природы… Арчи Карр

Всё живое боится мученья, всё живое боится смерти; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти. Буддийская мудрость

В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. Андрей Крыжановский

В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление - ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло. Лев Толстой
(Заслушивание высказываний)
Учитель:
Примеров отрицательных последствий деятельности человека на состояние биосферы большое количество. Может быть, одним из самых опасных из них является сокращение биоразнообразия. За время эволюции появилось и исчезло гораздо больше видов, чем существует на Земле сейчас. Но это был медленный процесс, и суммарно количество видов на Земле увеличивалось. Сейчас процесс исчезновения видов убыстрился в результате антропогенной деятельности.
В настоящее время под угрозой исчезновения находится каждый восьмой из 9946 описанных видов птиц, каждый четвёртый из 4763 видов млекопитающих, каждый третий из описанных 25 000 видов рыб. В некоторых странах это весьма ощутимо. Так, за последние 200 лет в Австралии исчезли 26 видов млекопитающих из обитавших там 140 видов. В реке Колорадо исчезли, частично из-за высыхания мест обитания, 29 видов рыб из 50 обитавших там.
Это ставит под угрозу самое большое богатство Земли – генетический банк. Мы уничтожаем то, что даже не исследовали, не выяснив значение не только для природы в целом, но и для человека.
Существуют проекты генетического воссоздания видов с помощью сохранившихся образцов ДНК, но ни один из них пока не реализован.
Учитель:
Послушайте рассказ и выскажите своё мнение по отношению к услышанному.
...Один человек шёл после бури по пляжу и увидел, как далеко впереди другой человек занимается каким-то странным танцем. Подойдя ближе, он понял, что это не танец, просто этот человек что-то поднимал с песка и бросал в океан. Он подошёл ещё ближе и сказал:
- Что это Вы делаете?
- Бросаю обратно в воду морских звёзд, которых прибой вынес на берег.

- Зачем?
- Солнце поднялось, а вода ушла. Если я их не брошу в воду, они погибнут.
- Но Вы же понимаете, что пляж тянется на много километров, этих звёзд здесь тысячи и Вы не сможете им всем помочь. То, что Вы делаете, не имеет смысла, это ничего не меняет.
Молодой человек подобрал ещё одну морскую звезду, посмотрел на неё, кинул в воду и сказал:
- Для неё – меняет.

(Обсуждение рассказа)
Учитель:
Каковы причины сокращения биоразнообразия на нашей планете?
Что является следствием уничтожения живых организмов?
Какое значение имеет биоразнообразие для человека и природы?
Какова цена успехов научно-технического прогресса?
В чём проявляются изменения климата и каковы последствия этих изменений?
Согласны ли вы с данным утверждением? (обращает внимание на запись на доске)
"Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок" Ралф Эмерсон
А что можете сделать вы?
(Заслушивание ответов)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс Внеклассное мероприятие для 9 класса на тему: Казахстан Классный час, посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов

Похожие статьи:

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Конспект занятия кружка в 6 классе «Комнатное садоводство» | Конспект занятия кружка «Комнатное садоводство» по теме «Бегония»
Опубликовано: 3590 дней назад (24 января 2015)
Просмотров: 6770
+4
Голосов: 4
Надежда Викторовна Васильева # 24 января 2015 в 14:20 +1
Интересно, познавательно и актуально. Практическая значимость представленного материала, на мой взгляд, состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях.Голос!
Марина Ветрова # 24 января 2015 в 15:49 0
Интересный классный час. Я бы с удовольствием приняла в нем участие!
После прочтенного стоит задуматься об участи нефти и газа. Не хочется, чтобы нашим потомкам говорили: "А вот это последняя нефть и последний газ, посмотрите, дети!"
Нужно беречь то, что есть. Есть надежда, что школьники, после такого мероприятия будут менять свое отношение к природе и задумыватьс над своими действиями.
Спасибо за работу! ;)
Наталья Борисовна Щипцова # 24 января 2015 в 16:51 0
Добрый день, Наталья Сергеевна. Голосую за экологическое воспитание, за привитие ответственности за будущее планеты. Замечательный, интересный и актуальный материал Вы представили. Желаю успехов, с уважением Н.Б.
Алиев Ильхам Исмаил # 25 января 2015 в 08:30 0
ekalojiya eto vsemirnomu problema kaydiy calavek doljin dumut anom
Анастасия Николаевна Малкова # 25 января 2015 в 15:54 0
Добрый день, Наталья Сергеевна!
Очень интересный и познавательный сценарий. Можно использовать материал и в рамках классного часа и занятия дополнительного образования. Приведены интересные и достоверные факты о охране животных. Кстати, если охватывать проблему охраны белого медведя в планетарных масштабах, то можно смело заявлять, что он находится под международной охраной.
Большое спасибо за творческий труд!
Наталья Юрьевна Троеглазова # 2 февраля 2015 в 08:50 0
Наталья Сергеевна спасибо!!! Разработка интересная, приведены достоверные факты. Спасибо и творческих вам успехов!