Конспект внеклассного мероприятия «Музыка и биология»
Автор: Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Описание материала: Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для учащихся 7-8 классов по теме «Музыка и биология». Данный материал будет полезен для учителей музыки и биологии. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к музыке, растениям, животным и развитию любознательности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: продолжить формирование представлений о многообразии животного и растительного мира и мира музыки.
Задачи: сформировать представление о многообразии мира, в котором мы живём;
развивать логическое мышление, расширять кругозор;
воспитывать любовь к музыке, растениям и животным.
Раздаточный материал: тесты; листы с заданиями и цитатами.
Методические приёмы: беседа-диалог, прослушивание музыкальных произведений и беседа по ним, подведение итогов.
Ход мероприятия «Музыка и биология»
Ведущий:
Тему сегодняшнего мероприятия вы должны угадать. О чём идёт речь?
Гюго это называл неприятным шумом, Наполеону это расстраивало нервы, Дарвину помогало сосредоточиться, Суворов же считал, что это должно быть громким?
(О музыке)
Писатель Жан Поль сказал: «Музыка – поэзия воздуха». Музыка окружает нас с детства: это колыбельные песни, танцевальная музыка, лирические пьесы и песни их кинофильмов.
Наше мероприятие называется «Музыка и биология». Как музыка может быть связана с биологией?
(Заслушиваются ответы)
1. Какие насекомые присутствуют в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина?
(Коршун, лебедь, шмель, белка...)
Римский-Корсаков к 100-летию А.С.Пушкина создал оперу по этой сказке.
(Просмотр фрагмента фильма «Сказка о царе Салтане». Песенка белки.)
2. Знаете ли вы, какое насекомое стало эмблемой музыки у греков?
Древнегреческая легенда рассказывает, что два музыканта, Эвном и Аристон, устроили состязание, у Эвнома лопнула струна. На её место села цикада, и своим пением принесла Эвному победу.
А каким образом цикадам удаётся издавать сильные и мелодичные звуки? Оказалось, что у них на груди имеются камеры, а в них – специальные перепонки, приводимые в движение сильной мышцей. Перепонки при колебании издают сильный звук, он проходит через сложную систему усилителей, и поэтому слышен очень далеко.
Люди давно обратили внимание на музыкальные способности цикад. На Востоке любители этой своеобразной музыки содержали цикад в клеточках, как певчих птиц, и наслаждались их пением.
3. Вам знаком фортепьянный цикл «Времена года» Чайковского? В нём композитор отразил дорогие его сердцу картины природы. Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Бернарду, издателю журнала «Нувеллист».
Послушайте стихотворение А.Майкова и скажите, какому месяцу посвящено произведение Чайковского?
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастии ином.
(Апрелю)
(Звучит музыка)
Ведущий:
Сегодня вы должны показать свою эрудицию и ответить на вопросы, в которых встречаются названия животных, растений.
1 тур. Тесты.
Каждой команде раздают листы с тестами. Необходимо подчеркнуть правильный ответ.
(Во время проведения конкурсов звучит музыка)
1.Шуман и Григ посвятили фортепьянную пьесу насекомым:
А) блохам Б) тараканам В) бабочкам
2.Бах посвятил кантату напитку:
А) морсу Б) кофе В) молоку
3.Как называлось произведение Александра Дюма – сына, которое было положено в основу оперы Верди «Травиата»?
А) «Дама с розами» Б) «Дама с камелиями» В) «Дама с маргаритками»
4.Сборник пьес «Золотые рыбки» назвал композитор:
А) Гегель Б) Мендель В) Равель
5.Брамс посвятил песню:
А) фиалке Б) крапиве В) полыни
6.Оперетта Иоганн Штрауса называется:
А) «Летучая мышь» Б) «Крот» В) «Ёж»
7. Мусоргский посвятил песню своему домашнему животному:
А) кошке Мурке Б) псу Шарику В) коту Матросу
8.О каком озере, которого нет на карте, создал балет Чайковский?
А) утином Б) лебедином В) журавлином
Ответы: В, Б, Б, В, А, А, В, Б
(показ фрагмента из балета «Лебединое озеро»)
2 тур «Викторина»
Ведущий:
А сейчас вы будете отвечать на вопросы по очереди.
Если одна команда не сможет ответить, то вопрос переходит к другой команде.
1.Из какого хвойного дерева делали скрипки великие мастера Амати и Страдивари?
(Из ели)
2.Из какого растения делают барабан тамтам?
(Из тыквы)
3.Из какого дерева делают контрабасы?
(Из кавказской пихты)
4.Превратите хвойное дерево кипарис в виртуозную пьесу с причудливой сменой эпизодов и настроения
(Кипарис – каприс)
5.Путём перестановки букв превратите животное из отряда приматов с названием «гамадрил» в музыкально- поэтическое произведение, которое сложилось на основе народной песни в ХIV веке.
(Мадригал)
6.Садко играл на яворчатых гуслях. А из чего они были сделаны?
(Явор- белый клён)
7.Какая птица, когда возвещает о начале грозы – издаёт звук флейты?
(Иволга)
8.И крупный хищник, и длинная пластинка из дерева или пластмассы у струнных инструментов.
(Гриф)
9.Какое вещество, получаемое при перегонке смолы хвойных деревьев, употребляется для натирания смычков?
(Канифоль)
10.Какая птица с названием музыкального инструмента изображена на монетах Австралии?
(Лирохвост)
11.Какой композитор написал «Вальс Цветов»?
(Чайковский)
(Видео «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик»)
3 тур «Кто и что это?»
Ведущий:
Вам нужно догадаться, какие ноты необходимо добавить, чтобы можно было прочитать и сказать: кто и что это?
(Каждой команде даётся на листах отдельное задание.)
Оценивается полный ответ (расшифровка, фамилия, профессия или название семейства -2-3 балла)
(Звучит музыка)
ША..ПИН
(Шаляпин – певец)
А..БЬЕВ
(Алябьев – композитор)
ФО..ЛЬ
(Форель - речная или озёрная рыба семейства лососевых)
ПО….Р
(Помидор - плод растения семейства паслёновых)
ЧЕ..ПАХА
(Черепаха - пресмыкающееся)
КОН..Р
(Кондор - хищная птица из семейства грифов)
Т..
(Тля - паразитическое насекомое из отряда полужесткокрылых)
..ВУЧ
(Сивуч - морское млекопитающее из семейства ушастых тюленей)
….ВЕЙГ
(Сольвейг - героиня поэмы Генрика Ибсена и музыки Эдварда Грига «Пер Гюнт»)
(видео ария Сольвейг)
4 тур «Песенный конкурс. Кто больше?"
Ведущий:
А теперь вы должны спеть песни, в которых есть названия растений и животных.
Команды поют песни ( в течение 5 – 10 минут)
Ведущий:
Какое высказывание, наш взгляд, более точно говорит о музыке? Почему Вы так думаете?
(Каждой команде выдаётся лист, на котором написаны высказывания о музыке)
«Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.» Сюнь-цзы
«Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.» Жан Поль
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.» Платон
Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Р.Роллан Р.
(Заслушиваются высказывания)
Подводятся итоги, объявляется победитель.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного мероприятия «Изобразительное искусство, литература и биология», 6-7 класс
Внеклассное мероприятие по биологии, 7 класс
Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 7 классов по теме «Знаете ли вы птиц?»
Игра «Эрудит». Сценарий для 6 - 7 класса
Похожие статьи:
Игра по биологии 8 класс с ответами
Сценка по биологии, 7 класс
Игра по зоологии для 7 класса