Игра по зоологии для 7 класса

Сценарий игры – викторины по зоологии с ответами для учащихся 7 класса «Зоомир»

Цели:

1. Выявлять и формировать знания по курсу зоологии у школьников, развивать глубину и широту их мышления, интереса к предмету.

2. Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы.

3. Формировать у учащихся элементы экологического мышления.

4. Выработка методических рекомендаций по проведению игры для учащихся.

Задачи:

1. Повторить и углубить знания по курсу зоологии.

2. Воспитывать убежденность в необходимости охраны природы.

3. Активизировать познавательную деятельность детей, интерес к зоологии.

Участники: в игре участвует команда от каждого класса параллели 7 классов. Команда состоит из 5 человек и капитана.

Оборудование:

• аудиозапись мелодии «Одинокий пастух»; инструментальные музыкальные композиции;

• рисунки, фотографии с изображением животных; плакаты;

• чистые листы бумаги, раздаточный материал для конкурсов.

План подготовки

1. Провести предварительную работу с классными руководителями по формированию от каждого класса команды и группы поддержки.

2. Каждой команде дается домашнее задание - конкурс названий команд, которое готовится заранее: продумывается символика команды и другие атрибуты.

3. Непосредственно с руководителем МО и администрацией школы определяется место (кабинет) и время проведения игры.

4. Заранее формируется методический материал, подготавливается необходимое оборудование.

5. Перед началом игры организуется место проведения, выбирается жюри (старшеклассники или преподаватели биологии и экологии).

Методические рекомендации.

1. На уроках биологии в течение года помимо основного изучаемого материала по курсу зоологии проводится дополнительная работа как со стороны учащихся - подготовка рефератов и докладов, расширяющих знания учащихся по предмету, так и со стороны учителя - подборка занимательного материала, мозговой штурм, постановка проблемных задач.

2. Во время игры запланированы игровые паузы, которые позволяют учащимся отдохнуть, а также задействуют игроков из числа болельщиков, что содействует большему сплочению команды.

3. Жюри формируется заранее; перед началом игры на доске или отдельном плакате рисуется таблица, которая заполняется по ходу игры и показывает, какое количество баллов набрала каждая команда после того или иного конкурса.

4. Во время рекламных пауз или во время творческих конкурсов ставится спокойная музыка, за музыкальное оформление отвечает специально закрепленный учащийся.

Сценарий игры

Девиз: «Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей» (Гете).

I. Вступление.

На фоне мелодии «Одинокий пастух».

Ведущий. «Вы - обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля» - с такими словами обратился однажды к землянам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Полвека минуло с тех пор, но лишь сегодня утверждается в нашем сознании, что это не просто поэтический образ, а глубинная суть нашего бытия на гигантском космическом корабле по имени Земля. Впрочем, «гигантский» - понятие относительное. Те, кому довелось видеть нашу планету со стороны, с высоты космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он светл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда - Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

На нашей планете вместе обитают миллионы живых существ, кого здесь только нет: черви, насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие; произрастает разнообразная растительность - от крошечной ряски до гигантских деревьев, есть целое царство грибов и невидимая армия бактерий и вирусов.

Но сегодня мы с вами поговорим только об одном классе царства животных, который называется МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, причем все мы прекрасно знаем, что человек тоже относится к этому классу.

Наша игра называется «Зоомир», и действительно, от этапа к этапу мы будем как бы путешествовать по миру животных.

II. Основное содержание.

1-й тур

Представление команд

За этот конкурс команда может получить 3 балла: оригинальность - 1 балл, соответствие названия и эмблемы - 1 балл, артистичность и оригинальность инсценировки - 1 балл.

2-й тур

Простые вопросы

Каждой команде ведущий задает десять вопросов подряд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимально - 10 баллов.

Вопросы команде № 1.

1. Детеныш тюленей. (Белёк.)

2. Целебный напиток из кобыльего молока. (Кумыс.)

3. Участок территории с определенными условиями существования, населенный теми или иными животными. (Местообитание.)

4. Животное, своим видом напоминающее хирургический инструмент. (Ланцетник.)

5. Ископаемые предки млекопитающих. (Зверозубые ящеры.)

6. Как называется процесс внутриутробного развития зародыша у млекопитающих? (Беременность.)

7. Молодые оленьи рога. (Панты.)

8. Сколько кругов кровообращения у млекопитающих? (Два.)

9. Историческое развитие органического мира. (Эволюция.)

10. Позвонки млекопитающих, к которым крепятся зачатки ребер. (Поясничные.)

Вопросы команде № 2.

1. Отряд, к которому относят ехидну, утконоса. (Яйцекладущие.)

2. Отряд, к которому относят ежа. (Насекомоядные.)

3. Домашние зайцеобразные. (Кролики.)

4. Чем внешне лев отличается от львицы? (Гривой.)

5. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая.)

6. Назовите самую крупную обезьяну. (Горилла.)

7. Самое маленькое млекопитающее. (Малая бурозубка.)

8. Выбросы земли из подземных нор крота. (Кротовины.)

9. Что ест медведь зимой? (Он не ест, он спит.)

10. Животные, живущие на теле или в органах других животных. (Паразиты.)

Вопросы команде № 3.

1. Другое название беззубых китов. (Усатые.)

2. Животное, которое питается животными. (Хищник.)

3. Наука о животных. (Зоология.)

4. Половые железы млекопитающих. (Яичники, семенники.)

5. Сумчатое яйцекладущее. (Ехидна.)

6. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детенышей молоком.)

7. Перечислите человекообразных обезьян. (Шимпанзе, горилла, орангутан.)

8. Особенности зубной системы насекомоядных. (Все зубы одинаковые.)

9. Какое животное развивает самую большую скорость? (Гепард.)

10. Сколько камер в сердце млекопитающих? (Четыре.)

Рекламная пауза.

«Зоопарк». Выбирается несколько человек из команды болельщиков, на листочках написано задание: «Изобразить то или иное животное и его характер», например:

- веселая корова;

- задумчивый пингвин;

- счастливый крокодил;

- испуганная курица;

и т. д.

3-й тур

Трудные вопросы

Ведущий задает 6 вопросов. Та команда, которая знает ответ, подает сигнал о готовности отвечать на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы командам:

1. Живут эти зверьки поодиночке, у них хорошо развит слух, но глаз нет. Их враги - хорьки. (Слепыш.)

2. Это животное, к великому сожалению, больше не существует. Описание охоты на него встречается во многих исторических документах. Дольше всего они сохранялись в Польше и Литве, благодаря приказу польского короля Сигизмунда III. Это животное является родоначальником крупного рогатого скота. Вымерли в 1627 г. Ни в одной стране не сохранилось даже его чучело. (Тур.)

3. Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества различных домашних животных: как и корова, дает молоко, с него стригут шерсть, как с овцы, хвост у него лошадиный, а хрюкает, как свинья. (Як.)

4. Многие века короткое название этого хищника звучало, как сигнал тревоги. Его называют бирюк, серый помещик, бич всего живого. С ним связаны мрачные народные поверья. Его имя входит в название многих ядовитых растений. (Волк.)

5. Почему у двухметрового кенгуру детеныш рождается двухсантиметровым? (Не донашивается, так как нет плаценты.)

6. Одна из самых умных и послушных собак, имеет древнее происхождение. С XX века стала комнатной «игрушкой». Шерсть ее подстригается определенным образом - «под льва». (Пудель.)

Рекламная пауза.

«Сиамские близнецы». Часто в животном мире рождаются детеныши, которые могут срастаться определенными частями тела. Выбирается 4 человека из числа болельщиков, из них образуются две «сиамские пары», которые с помощью платка связываются за руки ши за ноги; необходимо при помощи рук от разных участников:

- смотать клубок;

- завязать шнурок на ботинке;

- застегнуть пуговицы и т. д.

4-й тур

И в шутку и всерьез

А теперь переходим к третьему конкурсу - поэтическому. На парты раздаются листочки с парами слов. Необходимо расположить правую часть стихотворения в соответствии с левой: оцениваются скорость выполнения задания, логика и юмор - всего за конкурс 3 балла.

злой кабан                 сидел на ветке

пароход                      томился в клетке

соловей                      ел блины

дикобраз                     шил себе штаны

кошка                          биологию учила

Маша                          хвостик свой ловила

Буратино                    точил клыки

портной                      давал гудки

еж                               накрыт к обеду был

чиж                             усами шевелил

стол                            летал под облаками

чайник                        прыгал во дворе

мальчик                     булькал на костре

5-й тур

Кто быстрее?

Этот конкурс - на быстроту реакции. Зачитываются вопросы всем командам; та команда, которая знает ответ, поднимает сигнальный флажок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1. Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе. (Н. М. Пржевальского.)

2. Самый крупный грызун. (Водосвинка.)

3. Сыр из овечьего молока. (Брынза.)

4. Родоначальник пород лошадей. (Тарпан.)

5. Игольчатый грызун. (Дикообраз.)

6. Каких зубов нет у грызунов? (Клыков.)

7. Строит ли убежище летучая мышь? (Нет.)

8. Родоначальник пород овец. (Муфлон.)

9. Единственный дикий вид непарнокопытных в России. (Кулан.)

10. Что значит слово «приматы»? (Первые.)

11. Какой палец наиболее развит у лошади? (Средний, третий.)

12. У хищника - когти, у копытных - копыта, у приматов - ... (ногти).

13. Чем самцы оленей внешне отличаются от самок? (У них есть рога.)

14. Самый мелкий хищник. (Ласка.)

15. Самый крупный хищник. (Белый медведь.)

16. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры.)

17. Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. (Ультразвук.)

18. Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь.)

19. Как иначе называется бегемот? (Гиппопотам.)

20. Черный барс. (Пума.)

21. Безволосое ластоногое млекопитающее с длинными клыками. (Морж.)

22. Сумчатый медведь. (Коала.)

23. Дикая полосатая лошадь. (Зебра.)

24. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит.)

25. Самый высокоорганизованный отряд. (Приматы.)

26. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса.)

27. У кого длиннее кишечник - у овцы или у собаки? (У овцы.)

28. Вымершее млекопитающее из отряда хоботных. (Маонт.)

29. Самый высокоорганизованный примат. (Человек.)

30. Животное Волгоградской области, занесенное в международную Красную книгу. (Выхухоль.)

6-й тур

В мире животных

Капитаны команд выбирают задание - изобразить тот или иной процесс в животном мире. Без подготовки капитан должен изобразить этот процесс. Та команда, которая угадает, что и кого изображает участник, получает 2 балла.

Задания.

1. Крот, раскапывающий землю в поисках пищи.

2. Волк, выслеживающий зайца.

3. Мартышка, собирающая фрукты.

7-й тур

Наблюдательность

А теперь проверим, внимательны ли вы? Каждая команда получает текст «По дороге домой». Необходимо в тексте (в частях слов или в окончании одного и начале другого слова) найти названия животных. Команда получает 1 балл за каждое найденное животное, время на выполнение задания - 5-10 минут.

ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Возвращаясь из зоологического сада в свой поселок, ребята шли самой близкой дорогой - через лес, около левого притока Банчурки - реки, в которой водилось много рыбы красноперки. Вот и знакомый амбар. Сбоку от него красовался ствол клена. Вдруг из-за дерева выбежал какой-то зверек прямо под ноги идущим.

- Брысь! - крикнул шедший впереди и отскочил в сторону.

- Опять туча заслонила солнце! - воскликнула его сестра, услышав отдаленный гром.

- Ну и дела! - сказал один из мальчиков. - Не понимаю, что за шутка природы - гром в конце зимы.

Не успел он договорить, как они сразу бросились, спасаясь от дождя, к одной из амбарных стен.

- Откуда появились эти тучи так быстро? - добавил кто-то.

Подведение итогов.

Ведущий. «Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...» — запомните эти слова, дети, помните их всегда, всю жизнь, и выполняйте это правило.

Берегите растения и животных, берегите свою жизнь, берегите жизнь на нашей Земле.

Жюри подводит итоги, объявляется общий результат игры. Происходит награждение победителей.

Автор: Е. Ю. Щелчкова

Рекомендуем посмотреть:

Ролевая игра по биологии, 7 класс

Игра «Что? Где? Когда?» по биологии, 9-11 классы

Кроссворды по биологии для 5 класса с ответами и вопросами

Игра - соревнование про птиц для школьников, 6-7 класс

Игра по ботанике 6 класс с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!