Цель: выяснить уровень и глубину знаний, полученных при изучении курса биологии 8 класса «Человек»; продолжить воспитание у детей чувства товарищества, взаимовыручки; развивать навыки нестандартного мышления, формировать умение работать с дополнительной литературой.
Оборудование.
На сцене плакаты, газеты, выпущенные учениками по теме курса; бочонок с цифрами; 6 рисунков с изображением внутренних органов человека; подносы с набором продуктов; ребусы.
I. Организация учащихся (приветствие, постановка целей).
II. Проведение викторины.
Принимают участие 2 команды 8 классов.
Состав команд - 8 человек.
Знакомство учащихся с конкурсами:
1) «Разминка»
2) «Заморочки из бочки»
3) «Конкурс капитанов»
4) «Тёмная лошадка»
5) «Ты - мне, я - тебе»
6) «Биоресторан»
7) «Гонка за лидером»
1-й конкурс. «Разминка»
Учащиеся обеих команд отвечают на одинаковые вопросы в течение 30 секунд (одна из команд предварительно покидает зал). Каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Какой жидкости в организме примерно 5 литров?
2. По каким нейронам информация передаётся в головной мозг?
3. Химический элемент, входящий в состав костей.
4. Что защищает череп?
5. Отдел мозга, отвечающий за координацию движений.
6. Защитный механизм организма.
7. Размер этого органа соответствует размеру сжатого кулака.
8. Недостаток этого витамина вызывает у человека цингу.
9. Сколько у человека ушей?
10. Ускоренное психическое и физическое развитие организма.
11. Самая большая железа в организме.
12. Мышца, прикреплённая одним концом.
13. Главная структура клетки.
14. Где находятся альвеолы?
15. Животное, на котором Павлов изучал условные рефлексы.
(Ответы: 1. Кровь. 2. Чувствительным. 3. Кальций. 4. Кожа головы. 5. Мозжечок. 6. Иммунитет. 7. Сердце. 8. С. 9. Два. 10. Акселерация. 11. Поджелудочная. 12. Диафрагма. 13. Ядро. 14. Легкие. 15. Собака.)
2-й конкурс. «Заморочки из бочки»
Каждой команде подносится бочонок, в котором находятся вопросы к конкурсу и один «счастливый случай». За правильный ответ - 1 балл.
1. Почему при операциях на головном мозге больные двигают рукой или ногой, если хирург прикасается к коре головного мозга перед центральной бороздой? (Там находится двигательный центр.)
2. Что легче: поднимать и опускать груз или держать его на весу? (Легче поднимать и опускать груз, динамическая работа мышц.)
3. Как с точки зрения гигиены объяснить английскую поговорку «Нет плохой погоды, есть плохая одежда»? (Одежда должна соответствовать погодным условиям и быть максимально комфортной и удобной.)
4. О каком органе идет речь:
В организме печка есть,
На неё ни лечь, ни сесть,
Не испечь в ней каравай,
Что за орган, отгадай? (Печень.)
5. Почему крик вредит голосовым связкам? Как при долгом крике изменится голос? (Меняется эластичность связок, голос становится хриплым и тихим.)
6. Почему в сумерках мы не различаем окраску предметов? (Света достаточно только для работы рецепторов-палочек, отвечающих за черно-белое зрение.)
7. Почему дети наследуют признаки отца и матери? (Это свойство организмов, наследственность, - способность организмов передавать признаки потомству через ДНК.)
3-й конкурс. «Конкурс капитанов»
Капитанам команд выдаются рисунки с изображением трёх внутренних органов. Капитаны должны назвать их и рассказать о них.
1-й команде -сердце, надпочечник, печень;
2-й команде -желудок, лёгкие, гортань.
4-й конкурс. «Тёмная лошадка»
Зачитываются задания, шифрующие какой-то орган. Команды должны угадать, что это за орган (кто быстрее).
1. Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Всё земное умещается в него,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело! До всего! (Сердце.)
2. Этот орган в древности считался важнее сердца. (Печень.)
3. Причина, вызывающая сужение сосудов. (Курение.)
4. Работы какого органа достаточно, чтобы поднять поезд на высоту г. Монблан. (Сердца.)
5-й конкурс. «Ты - мне, я - тебе»
Учащиеся задают друг другу заранее подготовленные 5 вопросов. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
6-й конкурс. «Биоресторан»
Каждой команде предлагается поднос, на котором находится набор из 8 продуктов. Необходимо выбрать набор продуктов и объяснить свой выбор.
1-я команда - выбрать продукты, которые были бы полезны больному цингой. (Картофель, лук, лимон, чеснок, капуста, морковь, сахар, яйцо.)
2-я команда - выбрать продукты, которые надо исключить из рациона больного сахарным диабетом. (Рис, сахар, хлеб, картофель, морковь, капуста, яйцо, лук.)
7-й конкурс. «Гонка за лидером»
Командам по очереди в течение 1 минуты задаются вопросы. За 1 ответ - 1 балл.
1. Орган, воспринимающий вкус пищи.
2. Количество хромосом в яйцеклетке.
3. Наружный покров тела человека.
4. Железа, вырабатывающая адреналин.
5. Недостаток этого витамина приводит к рахиту.
6. Кто изучал рефлексы?
7. Совокупность костей человека.
8. Вещество, покрывающее зуб.
9. Что образуется после слияния женской и мужской половых клеток?
10. Болезнь, при которой сильно увеличено глазное яблоко.
11. Рефлексы, передающиеся по наследству.
12. Нейроны, по которым информация идёт к рабочему органу.
13. Колбочками мы воспринимаем...
14. Где находится стремечко?
15. Газообмен происходит в...
16. Сколько у человека зубов?
17. Что может менять свою кривизну?
18. Какую соль добавляют в еду?
19. Железа, регулирующая количество йода.
20. Микроорганизм в кишечнике человека.
21. Гормон страха.
22. Химический элемент в составе гемоглобина.
23. Их у человека 46.
24. Где находятся отолиты?
25. «Животный сахар» в печени.
(Ответы: 1. Язык. 2. 46. 3. Кожа. 4. Надпочечники. 5. D. 6. Павлов. 7. Скелет. 8. Дентин. 9. Зигота. 10. Базедова. 11. Врожденные. 12. Двигательные. 13. Цвет. 14. Среднее ухо. 15. В легких и тканях. 16. 32. 17. Хрусталик. 18. NaCl. 19. Щитовидная. 20. Кишечная палочка. 21. Адреналин. 22. Железо. 23. Хромосомы. 24. Орган равновесия. 25. Гликоген.)
III. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Учитель обращает внимание на ошибки, неточности, допущенные во время ответов учащихся.
Игра по ботанике 6 класс с ответами
Игра «Что? Где? Когда?» по биологии, 9-11 классы
Ролевая игра по биологии, 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!