Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «В гости в волшебное королевство»
Пояснительная записка
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними: уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства, что является необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
В моей профессиональной деятельности считаю раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, учитывая его личностные возможности. В обучающем процессе использую разнообразные приемы, методы и средства, позволяющие достичь хороших результатов по усвоению образовательной программы. Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.
Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования основанной на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой осуществляется в образовательной области «Познавательное развитие» различными методами и приёмами: беседы о прочитанном, рассматривание картин и иллюстраций, получение новостей от массовой информации, игровые упражнения, наполнение багажа знаний.
Цель: Методической разработки является развитие интеллектуальных и мыслительных способностей детей на основе дидактических игр. Выявить знания, умения и представления, полученные детьми в течении учебного года.
Задачи:
Образовательные:
- учить правильно выполнять основные движения;
- закрепление навыков построек;
Развивающие:
- развивать слуховое внимание;
- развивать логическое мышление детей;
- развитие конструктивного воображения, фантазии;
Воспитательные:
- воспитывать дружелюбное отношение друг к другу;
- чувство товарищества, желание прийти на помощь;
- воспитывать самостоятельность, умение понимание учебную задачу и выполнять её самостоятельно
Связь с другими областями
1. «Познавательное развитие» Закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции; закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух.
2. «Художественное творчество» Закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм.
3. «Музыка» Музыкальное сопровождение для игр. Фонограмма песни.
4. «Речевое развитие» Активизация речевой активности.
5. «Связь с игрой» - д/и «Веселая неделя», «Вставь пропущенную цифру»
Планируемые результаты: Освоение счета до 10, сформированность знаний о днях недели, математических знаков, решение простых арифметических примеров, проявление самостоятельности и инициативы.
В ООД обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Такая деятельность создает положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повышает речевую активность детей и сохраняет интерес на протяжении всей ООД
Использование в ООД проблемно-поисковых ситуаций позволило конкретизировать и расширить представления, определить эффективность их применения и, главное, активизировать интерес ребенка к познанию.
В ходе ООД использовались наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. На протяжении всей ООД дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми стоят в кругу.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам. Доброе утро, ребята.
Дети: Доброе утро.
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто там пришел к нам в гости!
В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Ребята вам письмо! »
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Королева Математика. Вот, послушайте внимательно, что она нам пишет».
(Читает письмо.)
Письмо Королевы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Математика. Мне очень нужна ваша помощь. У меня случилась беда, в мое королевство забрался мальчишка - хулиган. Этот мальчишка - хулиган испортил город из геометрических фигур, решил примеры с ошибками! Все нарушилось в моем математическом королевстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое королевство в опасности. Ваш друг Королева Математика».
Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом королевстве?» (Приложение 1,2)
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это королевство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Прохождение пароля.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько глаз у светофора? (3)
3. Сколько пальцев на двух руках? (10)
4. Сколько солнышек на небе? (1)
5. Сколько лап у собаки? (4)
6. Сколько в неделе выходных дней? (2)
7. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
8. Сколько хвостиков у мышки (1)
9. Сколько крылышек у птички (2)
10. Сколько пальчиков на одной ручке (5)
11. Сколько ушей у собаки (2)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране.
А вот и первое задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки».
Дидактическая игры «Веселая неделя»
(Приложение 3)
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Материал: семь цветных картонных листов размером А5.
Ход: на столе лежат семь цветных карточек. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник –красный,
вторник –оранжевый,
среда – желтая
четверг –зеленый
пятница –, голубая
суббота –синяя
воскресенье –фиолетовое
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
Воспитатель: «Молодцы, ребята. А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Задание «Построй город из геометрических фигур»
(Приложение 4)
Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.
Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город. Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Идем дальше по ровненькой дорожке.
Физкультминутка «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке,
Дети идут шагом,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
прыгают на двух ногах,
По камешкам, по камешкам...
В яму — бух!
приседают на корточки
Сейчас нам предстоит выполнить еще одно задание, вставить пропущенную цифру.
Игра «Вставь пропущенные цифры»
На столе карточки. Дети подходят к столу и выполняют задание. Задание: вставь пропущенную цифру. Например
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!
А теперь снова в путь. Нам предстоит решить арифметические примеры».
Игра «Считалка»
(Приложение 6)
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, выкладывать решение в виде карточек - примеров, самостоятельно выбирая нужный ответ.
Материал: карточки примеров и ответов.
Ход: дети должны каждой карточки - примеру подобрать картинку- ответ.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то мы вернемся назад в детский сад».
Прохождение пароля на выход из волшебной страны
(Приложение 7)
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 1 до 10).
Материал: числовые карточки (от 1 до 10).
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 1 до 10)
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду.
Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Опять стук в дверь.
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Королева математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику».
Письмо Королевы Математики:
«Ребята огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».
Воспитатель вручает детям конфеты и приглашает их на чаепитие.
Заключительная часть
Предложенная схема построения занятия (в виде путешествия) позволяет легко вносить коррективы под имеющиеся на данный момент условия. Можно изменить задания использовать конспект в разных возрастных группах. Данный материал будет полезен воспитателям детей дошкольного возраста.
Используемая литература
1. В.В. Волина «Занимательная математика» (Издат:Весть – ТДА 2001г.), «Праздник числа» (М: Знание, 1993 г.)
2. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день», «Логика для дошкольников» (Ярославль «Академия развития» 2002 г.)
3. Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет.» (Издат: "Олма Медиа Групп" – 2015г. )
4. Е.А.Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А.Терпак. Формирование математических представлений : конспекты занятий в старшей группе (Волгоград: Учитель, 2008.- 175с.:
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему «Пословицы и поговорки народов России»
Конспект занятия «Радуга - дуга» в старшей группе детского сада
Конспект занятия в старшей группе по валеологии «Мое сердечко»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему "Перелётные птицы"