Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Безопасная домашняя среда для детей с ТМНР

Организация безопасной домашней среды для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
Сегодня, в век высоких технологий, казалось бы, нет ничего естественнее безопасности. Наша посуда не бьется, окна плотно закрываются, мы пользуемся сейфами, камерами наблюдения … и все равно наши дети находят неприятности - режутся, обжигаются, ударяются и т. п. Как воспитывать ребенка, чтобы подобное не случилось в вашей семье? Необходимо создать ему безопасное пространство для развития. Прошу обратить внимание на всю фразу «безопасное пространство для развития», потому что просто безопасное пространство - это «мягкая комната». Многие сейчас скажут: «Что вы! Какая «мягкая комната»? У нас не так!» Но, к сожалению, у многих так, особенно у бабушек. И если это не обитая матрацами каморка без окон, то это - вечное «нельзя», «не лезь», «не трогай». Ребенок привыкает к «мягкому» миру вокруг, и когда вдруг где-то встречается с ножиком - ждите беды.
Понятие «безопасное пространство», пожалуй, можно разделить на две категории - базовую безопасность и безопасное развитие.
Базовая безопасность включает в себя, в первую очередь, адекватных родителей, которые не подвергают детей физическому насилию и прочим опасным для жизни ситуациям. Родители берут на себя всю ответственность за жизнь и здоровье ребенка, стопроцентную ответственность, а это значит, что если я-мама вижу, что папа оставил на пороге пилу, я не жду, когда он оторвется от телевизора и унесет ее в шкаф на балкон - я беру и уношу. Если я занимаюсь с ребенком, используя острые предметы, я не увлекаюсь сама, я слежу за ребенком. Если я проветриваю комнату, то не пускаю ребенка на окно и т.д.
Базовая безопасность подразумевает со стороны родителя:
• отсутствие возможности у ребенка самостоятельно покинуть квартиру или дом;
• закрытые окна (использование специальной фурнитуры);
• неподвижно закрепленные тяжелые опасные предметы интерьера (чтобы ребенок не мог уронить на себя телевизор, аквариум и т. п.);
• недоступность электричества (закрытые розетки, соединения и прочие подобные штуки);
• возможность безопасного передвижения по всей квартире;
• безопасные домашние животные;
• недоступность химии и лекарственных препаратов;
• правила для ребенка.
Базовая безопасность с точки зрения ребенка - это знание определенных правил. Ваш ребенок знает слово «нельзя»? А как быстро он на него реагирует?
«Нельзя» - это некая такая абстрактная субстанция, которая может относиться к чему угодно. Нарушение этого «нельзя» бывает караемо, а бывает, и забывается. Дети, которые часто слышат это слово, со временем вырабатывают к нему стойкий иммунитет и начинают реагировать на него очень выборочно. В общем, к базовой безопасности «нельзя» относится с большим трудом, и то, только для тех детей, которые всегда на него реагируют. «Нельзя» еще сложно тем, что приходится долго объяснять, почему «нельзя», о чем «нельзя» и насколько сильно «нельзя».
С точки зрения базовой безопасности два слова являются главными, необходимыми - это «стоп» и «опасно». Эти слова могут звучать только в крайних случаях. Например, Вася бежит за конфетой. «Вася, тебе нельзя конфету!» - это когда у Васи жутчайшая аллергия на сладкое и конфета уже № 110. «Стоп» - это когда у Васи на пути к конфете открытый колодец. Это когда Вася выбегает на проезжую часть, когда на него бежит собака, когда он бежит под качели, когда впереди разбитая бутылка - реальная опасность. В этом случае Вася останавливается как вкопанный, вы подходите и объясняете - вот колодец, машины несутся, стекло острое валяется - это опасно. Если Вася просто далековато отбежал от вас, и вам лень за ним бежать - кричите «стоп». Связка «стоп-опасно» быстро разрывается. Вася готовится взять конфету, а вы говорите «опасно», когда конфета вынимается из мусорного ведра, поднимается с земли на улице, когда это вишня в коньяке, когда руки только что были сами знаете где… Слово «опасно» изначально вводится в сознание ребенка с пояснениями:
• не трогай - плита горячая - это опасно;
• обходи стороной - стекло острое, им можно порезаться - это опасно;
• на подоконнике не играют - можно упасть - это опасно.
Таким образом, опасность постепенно осознается и данное слово начинает применяться само по себе.
Следующий раздел правил скорее относится к воспитанию. Это те ситуации, в которых ребенок приучен действовать только в сопровождении родителей. Это соблюдение таких прописных истин, как:
• переходим дорогу за руку по пешеходному переходу, светофору;
• гуляем, бегаем, играем в нескольких шагах от мамы (сколько шагов - зависит от мамы и возраста ребенка);
• общаемся с людьми на улице в присутствии и с согласия родителей;
• берем угощения из чьих-либо рук только с позволения родителей;
• определяем перечень игр и игрушек, в которые играем с родителями (там могут быть мелкие детали, острые штучки или иные «проблемные» игры);
• и т.д.
Конечно, все это усреднено. Чем младше ребенок, тем сильнее ограничения, но постепенно круг прав и обязанностей расширяется.
И здесь мы начинаем говорить о безопасной развивающей среде. Многие считают, что безопасная развивающая среда - это когда можно все, что не опасно для жизни. В какой-то степени это так. Но развития здесь маловато. Развитие, по большому счету, это срисовывание. Копирование, повторение, обучение у взрослого. Сколько бы возможностей и открытых дверей бы ни было перед ребенком, он может взять только то, что даете вы. Он перенимает навык ни тогда, когда вы рассказываете о нем (навыке, действии, картинке), а когда сами делаете что-то, причем много раз - сначала это делаете вы, потом вы делаете это с ребенком, потом ребенок делает это сам (вы помогаете), потом ребенок делает это один, но вы всегда готовы ответить на вопрос.
Таким образом, безопасная развивающая среда - это когда вы все делаете вместе с ребенком: убираетесь, готовите, стираете, гладите, рисуете, вырезаете. Т.е. все опасное - острое, горячее, ледяное, колючее и прочие бытовые штуки ребенок познает в открытом процессе рядом с родителем.
Ребенку, конечно, мы в руки ничего из того, что может его поранить, не даем. Однако мы берем его с собой на кухню, и вообще везде, где он с любопытством наблюдает за процессом уборки, приготовления еды и прочими хозяйственными делами. Вы закрываете розетки, убираете из зоны досягаемости все, что можно на себя уронить и далее по списку. Но, например, горячие батареи вы одеялами не завешиваете, а даете возможность потрогать. Т.е. вы за ребенком следите и, если он повадился вставать у батареи, не отгоняете его, а даете дотронуться - это горячо. Если у вас очень горячие батареи - ребенку будет достаточно одного раза, чтобы занести их в список «опасного». Если батареи еле теплые - за них можно держаться. Так же даем потрогать свою кружку с горячим чаем (не кипяток, конечно), но не даем трогать утюг или плиту. Все в рамках разумного. Даем попробовать горчицу, мартини оставляем себе. Кстати, если вы не можете правдиво объяснить ребенку почему «нельзя» - не употребляйте его при ребенке. «То, что у меня в фужере - только для взрослых», «конфеты – тетины, дядины, для взрослых» - это очень плохие отговорки. По сути, они не учат ребенка ничему. Дали попробовать перца Чили - сразу понял, почему это для взрослых. Алкоголь пробовать не давайте, это наказуемо. И, к сожалению, многим детям нравится.
Вы – родители активно передаете детям навыки базовой личной безопасности, навыки самообслуживания и далее по желанию - творчество, спорт, что угодно, что вы сами с удовольствием делаете.
Как это выглядит? На личном примере. Повторюсь, мы можем учить детей только своим примером. «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» - как раз из этой области.
Итак, что мы делаем с ребятишками?
1. Учимся безопасно закрывать и открывать двери в комнатах (чтобы не прищемить пальцы).
2. Учимся мыть лицо и ручки, овощи и фрукты, пользоваться краном, регулировать температуру воды.
3. Учимся самостоятельно выбирать маршрут движения на улице (обходить лужу; не наступать туда, где сложно оценить глубину, чтобы не провалиться; не ходим под сосульками; учимся правильно падать, если подскальзываемся; обходим качели; обходим опасные предметы на дороге; не приближаемся к проезжей части; отбегаем строго к обочине, если видим машину и т.д.).
4. Учимся взаимодействовать с животными.
5. Учимся одеваться, застегивать пуговицы и молнии, обуваться.
6. Учимся пользоваться «взрослой» посудой, аккуратно обращаться со стеклянной и керамической посудой.
7. Учим справляться с неожиданными ситуациями, озвучивать свои чувства и страхи, оказывать себе минимальную первую помощь (научите детей растирать - массажировать себе место удара, например, вместо того чтобы дуть или целовать).
Мы развиваем ребенка через творчество - лепка, глина, рисование(общение с разными видами красок, карандашей, мелков), кинетический песок, тесто, вырезалочки (общение с ножницами и клеем), физически. В идеале - спорт с родителями – «мягкая школа». Вы можете посмотреть эти занятия в интернете и делать с ребенком дома. Мы встаем на самокат, ролики, коньки, садимся на велосипед. Мы ходим всей семьей на длительные пешие прогулки, мы активно познаем спортивные комплексы и площадки в меру своих возможностей....
Все без фанатизма, все в меру сил и на личном примере.
Позднее мы начинаем постепенно «отпускать» детей. Расширяется круг их прав и обязанностей. В руках мальчиков появляются отвертки, в руках девочек ножи и овощечистки. Во многих детях просыпается активный интерес к деятельности взрослых. Они начинают с нами готовить, мыть полы, разбираться с аккумуляторами и батарейками. А мы начинаем постепенно передавать им дела. К определенному возрасту (у каждого индивидуально) ребенок чисто теоретически должен быть готов провести несколько часов дома один, а значит должен уметь:
• накормить себя (разогреть еду в микроволновке, что-то отрезать, вскипятить чайник, убрать за собой посуду);
• открыть-закрыть двери и не потерять ключи;
• включить фонарик (на случай отключения электричества);
• и т.д.
Т.е. как бы страшно нам ни было, мы начинаем давать детям в руки ножи, иголки, спицы, учить их пользоваться плитой и чайником и они начинают жить, можно сказать, своей жизнью.
Здесь важно помнить о двух моментах:
1. Разрешите детям ошибаться. Это опыт. И если вы поддерживаете ребенка, помогаете преодолеть ошибки, неудачи, страх, то появляется желание пробовать снова и снова. Критика же рубит на корню любую инициативу.
2. Последнее и самое главное - никто не застрахован от случайностей. Если ребенок порезал палец - не корите себя, сделайте все для максимально эффективного восстановления, проведите работу над ошибками и запомните опыт.
Будьте рядом со своим ребенком, помогайте ему осваивать новое, но не делайте вместо него. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках" Интеграция детей с ОВЗ Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Игровая деятельность в ГПД. Доклад | Диагностические задания для определения уровня сенсорного развития детей с умственной отсталостью
Опубликовано: 2177 дней назад (7 января 2019)
Просмотров: 1712
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!