Тема: Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться».
Цель: предметные: овладение навыками анализа текста, подготовка к сочинению; метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование информационной культуры личности ребенка, навыков творческой деятельности, развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; личностные: формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ поэтического текста, духовное развитие через работу с понятием и текстом.
Развиваемые УУД: личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание своих высказываний, самоопределение;
регулятивные: целеполагание, осознание уровня усвоения материала;
познавательные: поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста;
коммуникативные: слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, точно выражают свои мысли, оценивают действия партнера, выявляют проблему, принимают решения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Предкоммуникативная фаза.
1) Работа со словом.
- Мы живем в век компьютеров, электронной почты, мобильных телефонов.… Как вы думаете, хорошо ли это? Да, безусловно. В Японии, например, одинокие люди даже покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо: человек не одинок.… Но с другой, робот не может заменить общение с живым человеком. Почему? Что же отличает живого человека от робота? (Душа)
- Душа.…А что такое душа? Какие слова притягиваются к слову «душа» и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета… О чем вы думаете, когда произносите слово «душа»? (Об уютном доме, о доброте, о тепле, о сердечности, о чем-то светлом; о внимании; об отношении к окружающим, о желании прийти на помощь….)
2) Индивидуальная работа. Выстраивание ассоциативного ряда.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите слово «душа»? Изобразите в виде солнышка. (дом, добро, любовь, гармония, тайна, защита, человеческое сознание, поле с цветами, свет и т.д).
3) Проверка результатов.
4) Работа со значением слова. Работа по вариантам.
- 1 вариант – подобрать антонимы к слову «душа». (бездушие, бессердечие)
-2 вариант – подобрать эпитеты, чтобы они начинались на буквы слова «душа». (д-доброжелательная, деликатная; у- увлекающаяся, умная; ш- широкая; а- активная, артистичная).
- Объясните лексическое значение слова «душа». Однозначным или многозначным является это слово? (Душа – это то, что находится внутри человека; то,что мы не видим, но чувствуем; душа-человек – это добрый человек. Слово является многозначным).
- Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю. (С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»).
Душа - 1. Внутренний психический мир человека, его сознание. 2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.
4.В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. 5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).
- Например, Л.Н.Толстой сказал так: «Душа – поле борьбы добра и зла», а в христианстве «душа –это человек». Теперь попытайтесь сформулировать свое определение, используя слова и словосочетания из словаря и высказываний. (примерно: душа – это внутренний, психологический мир человека, его сознание, мышление, то, что может вдохновить человека, то, что руководит поступками).
- Что можно говорить о душе с точки зрения морали? (Какой должна быть душа. Она должна быть доброй, чуткой, отзывчивой…)
- На уроках русского языка, что можно говорить о душе? (Определить лексическое значение данного слова, форму слова, морфологические признаки).
- А на уроках литературы? (образ души в произведении, состояние души, что происходит в душе героев).
- Что может происходить в душе человека? С помощью глаголов попытайтесь описать состояние души. В первый столбик положительные глаголы, а во второй отрицательные.
+ -
веселиться гневается
успокаивает завидует
помогает провоцирует
возрождает убивает
мирит ссорит
радуется злится
трудится ленится
- Слово «трудится» помогает человеку самосовершенствоваться, а слово «ленится» приближает его к бездушным роботам. О каких состояниях души мы будем говорить сегодня на уроке?
- Приведите ситуации, когда по вашему мнению «душа трудится», а когда «ленится».
III. Коммуникативная фаза. Работа со стихотворением Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
1) Слово учителя.
- Проблемы, связанные с темой «Душа», злободневны, волнуют каждого человека. Поэт Николай Заболоцкий тоже размышлял над словом «душа». Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Не позволяй душе лениться». Важно ли, чтобы наша душа не ленилась? Выскажите свою точку зрения.
2) Чтение стихотворения.
3) Первичная беседа.
- О чем вы подумали, когда прослушали?
- Как вы думаете, что это: совет, наказ, нравоучение, обращение к читателю, к себе?
- Какие проблемы решает автор? (проблема жизненной цели, проблема освоения чего-то нового)
– Каждый человек должен самосовершенствоваться, постоянно работать над собой, не должен останавливаться на достигнутом. Нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз, ты становишься ее заложником («она последнюю рубашку…»). Только в труде человек растет, развивается, постоянно узнает новое. Только тогда ты сможешь достигнуть цели, когда будешь трудиться не покладая рук. Вот и сейчас ваша душа должна потрудиться, чтобы получить результат.
4) Исследовательская работа в группах.
Задания для групп:
Группа №1 – Объясните значение слов и выражений «чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», «пустырь», «бурелом», «ухаб», «держи лентяйку в черном теле», «узды», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи».
Группа №2 – Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Постарайтесь объяснить, почему такое обилие глаголов.
Группа №3 – Какие знаки препинания преобладают в стихотворении, какова их роль в тексте? Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор?
Группа №4 – Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению.
5) Защита работ.
6) Анализ текста.
- Какова основная мысль стихотворения? («душа обязана трудиться»).
-Зачем она должна трудиться? («Чтоб воду в ступе не толочь» - бесполезное дело, оно безрезультатное, бесцельное. Значит зря тратить время).
- Как, по мнению автора, можно заставить трудиться? Что нужно делать, чтобы не позволять душе лениться? ( «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды»).
-Это автор употребляет в переносном значении. Какой смысл он вложил в эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)
- Что произойдет, если душе «дать поблажку»? (Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)
- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
-Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?
-А как сам автор относится к своей душе? (строг к своей душе)
- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам.
- Стихотворение не имеет названия. Какой заголовок вы придумали бы для него? ( «Воспитание души», «Труд души»)
- Какими словами из текста можно назвать это стихотворение? Что отражено в этом названии?
(«Не позволяй душе лениться» - в названии отражена основная мысль стихотворения.)
- Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется?
7) Формулирование проблемы урока.
- Перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?
-Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали? ( Воспитание души, труд души)
-Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»? Что такое труд души? (Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…)
8
) Слово учителя.
- Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели.
Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни. Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. у человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится».
И не только поэт Н.Заболоцкий решает проблемы истинных духовных ценностей. Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих писателей и поэтов. О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать.
IV. Рефлексия.
-Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.
V. Домашнее задание: Задание №1. Составьте синквейн «Душа»
Задание №2. Напишите сочинения- миниатюры (по выбору):
1.Что такое истинные человеческие ценности?
2.Что делать, если душа сопротивляется?
3.Душа – это…
4.Какой должна быть душа?
5.Моя душа.
Задание №3. Попробуйте разделить стихотворение на микротемы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы в 7 классе
Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс
Литературная игра для учащихся 7-8 классов
Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»
Похожие статьи:
Конспект урока-игры по литературе в 7 классе
Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Обобщающий урок по былинам, 7 класс