Опыт работы воспитателя ДОУ. Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Описание работы: Представляю свой опыт работы. Данный материал доступен педагогу с любым опытом работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями.
Цель:
создание условий для организации работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование дидактические игры по изобразительной деятельности.
Задачи:
• Пополнить центр искусств дидактическими играми и пособиями по изобразительной деятельности
• Разработать методическое сопровождение.
• Совершенствовать изобразительные навыки и умения детей.
• Расширять знания детей по цветоведению.
• Формировать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера.
• Развивать чувства формы, цвета, композиции, пропорции
• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Приобщить родителей к организации и изготовлению игр, в семье и в детском саду.
Подготовительный этап
Свою работу начала с подборки картотек по цветоведению (цветные физкультминутки, стихи, загадки о цвете, цветные подвижные игры); а также картотеку дидактических игр по изодеятельности на развитие воображения, и творчества детей.
Дидактические игры делала своими руками, так как в продаже их очень мало. Это игры и по цветоведению (на изучение цветов спектра, основных цветов и их оттенков, на смешивание цветов для получения других), на композиционные решения, по декоративно прикладному искусству, на выкладывание орнамента, на жанровую живопись.
В центр искусств поместила куклу Художницу, которая решает ряд определённых задач (знакомство с профессией художника; с жанровой живописью: портрет, пейзаж, натюрморт; с палитрой, красками, кистью; основными цветами и их оттенками, холодными и тёплыми тонами, сочетание цвета).
Одела другие куклы в расписные одежды, украшенные по мотивам дымковской, городецкой росписи, гжель. Для использования их как дидактическое пособие.
Разработала конспекты по рисованию с использованием дидактических игр, а так же перспективное планирование по использованию этих дидактических игр в образовательном процессе.
Подобрала консультации для родителей.
Основной этап
Игры по изобразительному искусству включала в разные виды деятельности, а также использовала разные формы работы, (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.)
Использованием дидактических игр мотивировала детей в непосредственно-образовательной деятельности.
Например, на рисовании пейзажей «Лето», «Золотая осень», «Зимний пейзаж», вводилась дидактическая игра «Назови какого цвета лето (осень, зима, весна)?» на цветовое восприятие.
На рисовании таких пейзажей, как «Мой город», «Широка страна моя родная» использовала дид. игру «Собери пейзаж» с целью вспомнить и уточнить композиционные навыки и умение видеть свойства пространственной перспективы.
На рисовании по теме «Ваза с фруктами» проводилась дид. игра «Собери натюрморт», где дети выбирали из предложенных картинок то, что нужно и составляли натюрморт, соблюдая правила композиции и цветоведения.
На декоративном рисовании по теме «Композиция с цветами и птицами» использовала дид. игру «Чья поляна?», где предлагалось для каждой птицы используемой в декоративно-прикладном искусстве найти свою расписную поляну.
Дид. игры использовала как дифференцированный подход в совместной деятельности в режимных моментах, по подгруппам или индивидуально. На закрепление пройденного материала, или если у кого-то, что-то не получается.
Например, перед рисованием портрета мамы к 8 марта, с теми детьми, у которых возникают трудности изображения лица человека, проводили игру «Составь портрет». Дети могли потренироваться составлять лицо из составных его частей, соблюдая пропорции, и их пространственное местоположение.
Для активизации детей использовала такие методы и приёмы, как худ слово, беседа, сюрпризный момент, или проблемная ситуация и т.д.
Игры включали не только в игровую, но и в другие виды деятельности.
В познавательно-исследовательской деятельности дети играли с палитрой и красками. Смешивая получали разные оттенки цветов, или дополнительные цвета из основных.
В двигательной деятельности, кроме основной цели на физическое развитие закрепляли оттенки цветов.
Читали «цветные» стихи, сказки, загадывали о цвете загадки о цвете.
Дети тоже принимали активное участие в изготовлении игр.
Центр искусств был пополнен разнообразными дидактическими играми и пособиями по изо, которые выставлялись по мере необходимости, для решения конкретных задач.
Проводились консультации для родителей с целью повышения их компетентности и заинтересованности:
«Развитие творческих способностей детей посредством дидактических игр по изодеятельности», «Играем дома. В какие дидактические игры по изодеятельности можно поиграть с семьёй», «Влияние цвета на психическое развитие детей», «Что нужно знать о цвете и смешивании цветов.
Мастер-класс: «Эксперименты с цветом», «Как изготовить дидактическую игру по изобразительной деятельности».
Выставлялись папки – передвижки: «История цвета», «Читайте с детьми: «Цветные сказки», «Цветные стихи и загадки».
Завершающий этап
Развлечение «Путешествие в волшебный мир рисования».
Выставки детских рисунков.
Результаты
В ходе проводимой работы дети стали больше рисовать как в детском саду, так и дома.
Анализ детских работ показал, что повысился уровень художественно- творческих способностей детей, рисунки стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.
Литература
Дубровская Н.В, «Игры с цветом» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2005
Комарова Т.С. Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» М. Педагогическое общество России»,2005
Н.А.Курочкина «Знакомим с пейзажем»С-П. 2000 программа «Детство»
М.В.Трофимова «И учеба, и игра, и изобразительное искусство» Я-ль1997
Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004
Трофимова М.В.Тарабарина Т.И. «И учёба и игра.Изобразительное искусство» Ярославль «Академия развития», 1997 г.
Аллаярова И.Е. «Симфония красок» М.,2006
Камнева Е."Какого цвета радуга." М.: Детская литература, 1971
Н.А.Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Способы развития творческих способностей дошкольников
О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста