Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через дидактические игры по изобразительной деятельности

Опыт работы воспитателя ДОУ. Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Описание работы: Представляю свой опыт работы. Данный материал доступен педагогу с любым опытом работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями.

Цель:
создание условий для организации работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование дидактические игры по изобразительной деятельности.

Задачи:
• Пополнить центр искусств дидактическими играми и пособиями по изобразительной деятельности
• Разработать методическое сопровождение.
• Совершенствовать изобразительные навыки и умения детей.
• Расширять знания детей по цветоведению.
• Формировать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера.
• Развивать чувства формы, цвета, композиции, пропорции
• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Приобщить родителей к организации и изготовлению игр, в семье и в детском саду.

Подготовительный этап
Свою работу начала с подборки картотек по цветоведению (цветные физкультминутки, стихи, загадки о цвете, цветные подвижные игры); а также картотеку дидактических игр по изодеятельности на развитие воображения, и творчества детей.
Дидактические игры делала своими руками, так как в продаже их очень мало. Это игры и по цветоведению (на изучение цветов спектра, основных цветов и их оттенков, на смешивание цветов для получения других), на композиционные решения, по декоративно прикладному искусству, на выкладывание орнамента, на жанровую живопись.




В центр искусств поместила куклу Художницу, которая решает ряд определённых задач (знакомство с профессией художника; с жанровой живописью: портрет, пейзаж, натюрморт; с палитрой, красками, кистью; основными цветами и их оттенками, холодными и тёплыми тонами, сочетание цвета).
Одела другие куклы в расписные одежды, украшенные по мотивам дымковской, городецкой росписи, гжель. Для использования их как дидактическое пособие.

Разработала конспекты по рисованию с использованием дидактических игр, а так же перспективное планирование по использованию этих дидактических игр в образовательном процессе.
Подобрала консультации для родителей.

Основной этап
Игры по изобразительному искусству включала в разные виды деятельности, а также использовала разные формы работы, (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.)
Использованием дидактических игр мотивировала детей в непосредственно-образовательной деятельности.
Например, на рисовании пейзажей «Лето», «Золотая осень», «Зимний пейзаж», вводилась дидактическая игра «Назови какого цвета лето (осень, зима, весна)?» на цветовое восприятие.
На рисовании таких пейзажей, как «Мой город», «Широка страна моя родная» использовала дид. игру «Собери пейзаж» с целью вспомнить и уточнить композиционные навыки и умение видеть свойства пространственной перспективы.

На рисовании по теме «Ваза с фруктами» проводилась дид. игра «Собери натюрморт», где дети выбирали из предложенных картинок то, что нужно и составляли натюрморт, соблюдая правила композиции и цветоведения.

На декоративном рисовании по теме «Композиция с цветами и птицами» использовала дид. игру «Чья поляна?», где предлагалось для каждой птицы используемой в декоративно-прикладном искусстве найти свою расписную поляну.

Дид. игры использовала как дифференцированный подход в совместной деятельности в режимных моментах, по подгруппам или индивидуально. На закрепление пройденного материала, или если у кого-то, что-то не получается.
Например, перед рисованием портрета мамы к 8 марта, с теми детьми, у которых возникают трудности изображения лица человека, проводили игру «Составь портрет». Дети могли потренироваться составлять лицо из составных его частей, соблюдая пропорции, и их пространственное местоположение.

Для активизации детей использовала такие методы и приёмы, как худ слово, беседа, сюрпризный момент, или проблемная ситуация и т.д.

Игры включали не только в игровую, но и в другие виды деятельности.
В познавательно-исследовательской деятельности дети играли с палитрой и красками. Смешивая получали разные оттенки цветов, или дополнительные цвета из основных.

В двигательной деятельности, кроме основной цели на физическое развитие закрепляли оттенки цветов.

Читали «цветные» стихи, сказки, загадывали о цвете загадки о цвете.
Дети тоже принимали активное участие в изготовлении игр.


Центр искусств был пополнен разнообразными дидактическими играми и пособиями по изо, которые выставлялись по мере необходимости, для решения конкретных задач.

Проводились консультации для родителей с целью повышения их компетентности и заинтересованности:
«Развитие творческих способностей детей посредством дидактических игр по изодеятельности», «Играем дома. В какие дидактические игры по изодеятельности можно поиграть с семьёй», «Влияние цвета на психическое развитие детей», «Что нужно знать о цвете и смешивании цветов.
Мастер-класс: «Эксперименты с цветом», «Как изготовить дидактическую игру по изобразительной деятельности».
Выставлялись папки – передвижки: «История цвета», «Читайте с детьми: «Цветные сказки», «Цветные стихи и загадки».

Завершающий этап
Развлечение «Путешествие в волшебный мир рисования».
Выставки детских рисунков.

Результаты
В ходе проводимой работы дети стали больше рисовать как в детском саду, так и дома.
Анализ детских работ показал, что повысился уровень художественно- творческих способностей детей, рисунки стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию.



Литература
Дубровская Н.В, «Игры с цветом» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2005
Комарова Т.С. Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» М. Педагогическое общество России»,2005
Н.А.Курочкина «Знакомим с пейзажем»С-П. 2000 программа «Детство»
М.В.Трофимова «И учеба, и игра, и изобразительное искусство» Я-ль1997
Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004
Трофимова М.В.Тарабарина Т.И. «И учёба и игра.Изобразительное искусство» Ярославль «Академия развития», 1997 г.
Аллаярова И.Е. «Симфония красок» М.,2006
Камнева Е."Какого цвета радуга." М.: Детская литература, 1971
Н.А.Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»

Рекомендуем посмотреть:

Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Способы развития творческих способностей дошкольников О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста
Участник №28 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2019 года
Перспективное планирование работы по использованию дидактических игр по изобразительной деятельности | Итоговое мероприятие по лексической теме "Деревья" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 1709 дней назад (22 августа 2019)
Просмотров: 3621
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Нина Николаевна # 23 августа 2019 в 09:19 +5
Ваш опыт работы по формированию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности, достоин внимания и похвал.
Голос!
Наталья Владимировна Боницкая # 23 августа 2019 в 09:54 +5
Спасибо!
Ольга Станиславовна Средина # 23 августа 2019 в 13:29 +3
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Дидактические игры по изобразительной деятельности, сделанные своими руками - это здорово! Если дети участвуют в их изготовлении - это дополнительный плюс.
У нас в изостудии тоже много игр. Многие я делала сама, что-то приобретала в в магазинах. Сейчас, кстати, появилось довольно много тематических настольно-печатных игр для юных художников. По крайней мере по народному искусству.
Что-то я уже выкладывала здесь, что-то еще готовлю к публикации. Здесь нельзя публиковать уже опубликованные ранее материалы. Если Вам будет интересно, у меня были статьи про плоскостные и объемные игры в "Дошкольном образовании".
ГОЛОС
Наталья Владимировна Боницкая # 23 августа 2019 в 14:38 +4
Спасибо за комментарий и голос!
Вера Валерьевна Павлова # 5 сентября 2019 в 20:06 +3
Наталья Владимировна!
Вами представлен интересный опыт работы Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
В публикации Вы рассмотрели варианты обогащения развивающей образовательной среды путем изготовления для дошкольников разнообразных игр и игровых пособий. Все это только увлекает дошкольников, расширяя их познания и развивая художественно - творческие способности. Все задачи Вами решены, цель достигнута.
Предложения. Вы могли бы представить отдельно картотеку Ваших дидактических игр и обогатить Ваш материал; либо скомпановать несколько игр в презентацию. так было бы нагляднее и интереснее смотрелся бы Ваш материал.
Желаю Вам успехов в творчестве, развивайте и дальше Ваших дошкольников путем приобщения их к миру искусства через дидактические игры.
Посмотрите, коллеги публикуют много интересных игр по народным промыслам, возможно и Вам они будут интересны.
Мой ГОЛОС для Вас.
Наталья Владимировна Боницкая # 6 сентября 2019 в 20:25 +2
Спасибо!
Наталья Анатольевна Питаева # 7 сентября 2019 в 16:17 +3
Здравствуйте, Наталья Владимировна.Возьму на вооружение вашу подборку дидактических игр -они интересные.Особенно игры "Составь портрет" и"Составь пейзаж".Ваш опыт работы достоин внимания.Чётко и грамотно изложены этапы работы,на хорошем фото представлены работы детей, их деятельность,видны дидактические игры.Предложение: поместить пару разработанных вами конспектов, чтобы опыт работы был полным.Мне очень понравилось. Голосую.
Наталья Владимировна Боницкая # 8 сентября 2019 в 16:57 +3
Спасибо за комментарий и голос!
Наталия Валентиновна Кузнецова # 16 декабря 2019 в 07:29 +2
Здравствуйте,Наталья Владимировна! Очень интересную подборку игр Вы представили.Я согласна с коллегами, если бы Вы могли поделится картотекой своих дидактических игр по формированию художественно-творческих способностей, многим бы она пригодилась. С удовольствием голосую!
Наталья Владимировна Боницкая # 18 декабря 2019 в 19:48 +3
Спасибо!