Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР "В гостях у Ежа - портного"
Автор: Рыбкина Наталья Владимировна, учитель-логопед МБДОУ д/с комбинирован-ного вида «Белочка»г. Трубчевск, Брянская область.
Описание
Предлагаю вашему вниманию конспект фронтального логопедического заня-тия "В гостях у Ежа-портного"
Назначение материала:
конспект может быть использован учителями-логопедами дошкольных уч-реждений, воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, а так же воспитателями общеобразовательных групп в работе с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Занятие для детей 5-6 лет «В гостях у Ежа-портного»
Цель: Активизировать и расширять словарь детей по теме «Одежда».
Программные задачи:
Познакомить детей с новыми материалами и их основными отличиями: вельвет - плотный, ребристый на ощупь; шифон - очень лёгкий, прозрачный.
Закрепить названия знакомых тканей и их свойства (ситец, джинс). Закреп-лять умение согласовывать в речи числительное с существительным. Уп-ражнять в использовании в речи приставочных глаголов: зашить, перешить, пришить, подшить, сшить. Упражнять в согласовании притяжательных ме-стоимений (мой, моя, мои, моё) с существительным. Развивать внимание, па-мять, мышление у детей. Воспитывать бережное отношение к одежде, доб-рожелательное отношение друг к другу, желание оказывать помощь.
Предварительная работа
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Одежда», рассматривание альбомов, иллюстраций и образцов с различными видами одежды, чтение сказок «Лесное ателье», «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», «Каждый своё получил» (Эстонская сказ-ка. Перевод М. Булатова), «Чудесная шуба» (Казахская сказка. Обработка Н. Северина), стихотворение З. Н. Александрова «Сарафанчик». Разучивание загадок по теме одежда. Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Ласко-вые слова», «Скажи наоборот», «Один - много», «О какой одежде можно ска-зать так...», «Подберите нужные слова», «Телефон». Изготовление атрибутов к занятию.
Оборудование
Берёза, объявление, «волшебная ниточка», чудо-дерево, картинки с одеждой, цифры, атрибуты для сказочного леса, кукла «Ёж-портной», Маг-нитная доска, лоскутки ткани: ситец, джинс, вельвет, шифон, схема для со-ставления рассказа о ткани, «волшебная ниточка», готовая одежда, картинки с изображением одежды, картинки «Почини одежду» с изображением живот-ных, маски (лиса, медвежата, белка, волк, заяц), лоскутки материала для по-дарка детям, аудиозапись.
Ход занятияI. Вводная часть.
Логопед: - Посмотрите, ребята, на елку. Здесь что-то написано - (снимаю, чи-таю).
«Объявление»
Ёж-портной
Обошьет народ честной.
Платья для бала,
Костюмы для дела,
Халаты, рубашки
Для отдыха и сна.
Скорее, ребята,
Скорее, дошколята,
Бегите, спешите сюда!
Иголки и нитки
Готовы всегда.
Привез я и бархат,
И шерсть, и атлас.
Наряды отличные будут у вас,
Приглашаю вас в своё лесное, швейное ателье!
Ёж - портной.
- Ребята, кто шьёт одежду в ателье?
Ответы детей: (швея, портной, портниха).
Логопед: - А вы хотите отправиться в гости к ежу-портному в его лесное, швейное ателье? Волшебная ниточка укажет нам путь, становитесь все за мной. (Идём по ниточке, звучит музыка..)
II. Основная часть
2.1 Дидактическая игра «Чудо-дерево»
(Подходим к чудо-дереву)
Логопед: - Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, юбки, брюки,
Подставляйте, дети, руки!
- Посмотрите, ребята на чудо-дерево. Что на нём растёт? Посмотрите внима-тельно, какие предметы на дереве лишние? Назовите их. (Ответы детей.) По-чему они лишние? (Ответы детей.) (Лишние картинки убираются.)
Логопед: - Как можно всё это назвать, одним словом? Верно, одежда.
- Давайте посчитаем, сколько выросло одежды на нашем дереве.
- Маша посчитай, сколько выросло платьев на нашем дереве. Показываю указкой, ребёнок считает «1 платье, 2 платья, 3 платья,4 платья, 5 платьев».
- Ксюша посчитает юбки. Ребята, а вы внимательно слушайте, вдруг Ксюше нужна будет помощь.
- Паша, посчитай майки.
- Кто хочет посчитать, сколько свитеров выросло на дереве?
2.2 Дидактическая игра «Цифра - помощница»
Логопед: - А сейчас внимание - следующее задание. У меня есть цифры – они будут вашими помощниками и подскажут, сколько на дереве созреет другой одежды (рубашек, шуб, шарфов, курток, плащей и т.д.).
- Смотрите, дети, на дереве одна рубашка. (Подставляю цифры от 2 до 10). А сейчас, сколько рубашек?
Ответы детей: - три рубашки, четыре халата, пять блузок, шесть костюмов и т.д.
Логопед: - Молодцы, ребята. Выполнили все задания правильно. Ворота от-крылись, и мы попали в сказочный лес, где-то здесь поблизости и живёт ёж-портной.
2.3 Психогимнастика
Звучит спокойная музыка.
Логопед: - В лесу холодно. Давайте разожжём костёр, чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Я передаю тепло моего сердца, на моём лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее на-строение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Когда тепло снова коснёт-ся моего сердца, моей руки, костёр вспыхнет ярким пламенем.
- Закройте глаза. (Превращаюсь в ежа-портного, надеваю куклу-марионетку на себя и продолжаю говорить.) Почувствуйте, как стало тепло вашим рукам, вашему сердцу, вашей душе. Вы согрелись!
Звучит весёлая музыка.
2.4. «Лесное ателье ежа-портного»
Логопед: - Здравствуйте, ребята! А вот и я, ёж-портной! Вы меня узнали? Я приглашаю вас в свою мастерскую - швейное ателье. Проходите, присажи-вайтесь. (Дети садятся).
Логопед: - Я хочу вам рассказать об одежде. Одежду придумали люди в дав-ние-давние времена. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уде-ляли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек, для мальчиков.
- Ребята, кто запомнил, из чего шьют одежду?
Ответы детей: (одежду шьют из ткани.)
Логопед: - Правильно, ребята!
- Ткань бывает разная. Перед вами лежат кусочки ткани. Сейчас мы с вами будем рассматривать разную ткань, и рассказывать о ней по схеме. (Выстав-ляю схему на фланелеграфе.)
- Сначала расскажем, как называется ткань, какого она цвета. Затем, какая она на ощупь? Что из неё можно сшить?
- Возьмите первый лоскуток, положите его перед собой. Как называется эта ткань?
Ответы детей: (Ситец.)
Логопед: - Верно.
- Какого цвета ситец?
Ответы детей: (Ситец синий с мелкими цветочками.)
Логопед: - Возьмите ситец и потрогайте его. Какой он на ощупь, какой по толщине? (Дети трогают, дёргают, дуют на ткань.)
Ответы детей: (Мягкий, прочный, лёгкий, тонкий.)
Логопед: - Какую одежду можно сшить из ситцевой ткани? (Халат, летний сарафан, платье, юбку и т.д.)
- Молодцы, ребята! Уберите ситец на край стола и возьмите следующий лос-куток.
- Как называется эта ткань?
Ответы детей: (Джинс.)
Логопед: - Верно, это джинс. Потрогайте и рассмотрите его внимательно.
- Кто хочет рассказать о джинсе с помощью схемы?
Ответы детей: (Это - джинс. Он синего цвета. На ощупь - плотный, тёплый, гладкий. Из джинса можно сшить брюки, шорты, сарафан, юбку, рубашку и т.д.)
Логопед: - Положите джинсовый лоскуток на ситец и возьмите следующий.
- Эту ткань вы ещё не знаете. Это вельвет. Как называется эта ткань? (Инди-видуальные ответы детей.)
- Рассмотрите внимательно вельвет, потрогайте его. Кто хочет рассказывать о нём?
Ответы детей: (Это вельвет. Он синего цвета, на ощупь вельвет плотный, тё-плый, мягкий, толстый, ребристый - сделан как будто из полосочек, рёбры-шек, дорожек; из вельвета можно сшить юбку, брюки, пальто, плащ, куртку и т. д.)
Логопед: - Так какое главное отличие вельвета от других тканей? (Вельвет ребристый.)
(Ответы детей.)
Логопед: - Отложите его в сторону.
- Возьмём последний лоскуток. Это тоже новый материал - шифон.
Рассмотрите шифон и потрогайте его. Кто хочет начать рассказывать?
Ответы детей: (Это шифон. Он белого цвета, на ощупь - гладкий, тонкий, лёг-кий, воздушный (то есть очень лёгкий.)
- Подуйте на шифон (дети дуют).
Ответы детей: (красивый, праздничный, нарядный).
Логопед: - Возьмите лоскуток, посмотрите через него на свет, он прозрачный - я вас вижу.)
- Подумайте, что можно из него сшить.
Ответы детей: (Можно сшить лёгкое платье, блузку, вечернее платье, баль-ное, шарфик - как украшение к одежде.)
Логопед: - Молодцы, ребята! Давайте повторим, как называется этот матери-ал? (Индивидуальные ответы.)
- Назовите главное отличия шифона от других тканей.
Ответы детей: (Шифон очень лёгкий и воздушный, прозрачный.)
Логопед: - Давайте вспомним, какие ткани вы увидели у меня в мастерской? (Я показываю образцы, а дети называют.)
- Вы ребята молодцы, запомнили все мои ткани. Давайте немножко отдох-нём. Вставайте, подходите все ко мне.
2.5 Пальчиковая гимнастика «Две подружки, две портняжки»
Две портняжки, две подружки Показать ладошки.
Взяли в руки по катушке: Имитация хватательных движений.
Даше сшили сарафан, Сгибание
Деду вышили кафтан, пальцев
Бабушке зашит жакет, по одному
Больше дырочек в нём нет, на обеих
Дядюшке из юбки новой руках.
Перешит жилет лиловый.
А девчонкам и мальчишкам
Перешито по штанишкам.
Логопед: - А сейчас я приглашаю вас в зал готовой одежды. Проходите, не спешите.
- Посмотрите, какую одежду я сшил. Назовите, что вы видите.
Ответы детей.
Логопед: - А это образцы будущей одежды. Назовите её.
Ответы детей.
Логопед: - Молодцы, ребята!
2.6 Дидактическая игра «Жадина»
Логопед: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Жадина». Ребята, а вы знаете, кого называют жадиной?
Ответы детей.
Логопед: - Верно. Жадиной зовут того, кто не умеет делиться, ничего не даёт, отнимает чужое, кому всего мало. Послушайте правила игры: нужно пра-вильно подобрать слова мой, моя, мои, моё к готовой одежде и к моделям. Будьте внимательны, повторяться нельзя.
Ответы детей: - Моя шуба, мой шарф, мои носки и т.д.
Логопед: - Молодцы, ребята! Верно, выполнили все задания игры. Но это всего лишь, игра, а в жизни жадничать нехорошо и не нужно. Ведь жадин никто не любит и не хочет с ними дружить.
2.7 Инсценировка «Лесное ателье»
Логопед: - Ой, ребята, пока мы с вами играли, ко мне пришли лесные жители - мои клиенты. Кого называют клиентами портного?
Ответы детей: - Клиент - это тот, кто обращается с просьбой сшить или отре-монтировать одежду.
Логопед: - Присаживайтесь на брёвнышко поудобнее. (Дети садятся на ска-мейку, участники инсценировки одевают маски.)
(Выставляю поочереди картинки с изображением животных.)
Логопед: - Посмотрите, кто прибежал ко мне первым? Верно, лиса.
Лиса: — «Помоги, ёж! Кур воровала, шубу разорвала. Зашей, пожалуйста, дырки!»
Ёж (логопед): - Хорошо, выполню твой заказ, зашью дырки.
- Пришли медвежата и попросили.
Медвежата: - «Дядя ёж, перешей нам шапки. Мороз, уши мёрзнут».
Ёж: - Хорошо, перешью вам шапки. В новых шерстяных шапках вашим уш-кам будет тепло.
Ёж: - Прискакала белочка-хлопотунья, жалуется:
Белочка: - «Орехи собирала, у фартука карманчик оторвала, юбку тоже нуж-но подшить. Помоги, пожалуйста!»
Ёж: - Не расстраивайся, хозяюшка! Сошью тебе новый ситцевый фартук и юбку подошью. Будешь, белочка, нарядная хлопотать в лесу.
Ёж: - Прибежал серый волк и воет:
Волк: - «Помоги, пожалуйста, дружище - ёж, пришить пуговицы к рубашке».
Ёж: - Хорошо, Серый, пришью пуговицы капроновыми нитками. Никогда не оторвутся.
Ёж: - Заяц косой вприпрыжку прибежал.
Заяц: - «Сшей мне бархатную жилетку: скоро будет карнавал. Лишь бы ты не опоздал».
Ёж: - Не волнуйся, заяц, сошью тебе жилетку в срок.
- Ой, сколько много заказов! Теперь самое главное всё хорошо запомнить и ничего не перепутать. Помогите мне, ребята, вспомнить все заказы. (Обра-щаю внимание детей на картинки, выставленные на фланелеграфе.)
Ёж: - Лисе...
Ответы детей: - шубу зашить.
Медвежатам... - шапки перешить.
Белке... - пришить карман на фартук и подшить юбку.
Волку... - пришить пуговицы к рубашке.
Зайцу... - сшить бархатную жилетку.
Ёж: - Теперь я точно всё запомнил, ничего не перепутаю.
- Ребята, что нужно делать с одеждой, чтобы она всегда была опрятной, ак-куратной?
Ответы детей.
Логопед: - Как правильно ухаживать за одеждой?
Ответы детей: - Стирать, гладить, стараться не пачкать, не рвать и т.д.
Ёж: - Правильно. Молодцы, ребята!
- На память о нашей встрече я подарю вам лоскутки разной ткани, из которой вы вместе с воспитателями сможете сшить новую, нарядную одежду для ку-кол. А мне пора прощаться с вами, меня ждёт работа. Я очень рад был с вами встретиться, приходите ещё ко мне в гости.
- Повернитесь к чудо-дереву. Закройте глазки. А эта волшебная мелодия пе-ренесёт вас обратно в детский сад. (Снимаю игрушку, звучит музыка.)
III. Заключительная часть
Логопед: - Вот мы и в детском саду! Ребята, где мы сегодня побывали?
Ответы детей: - В швейном ателье. В гостях у ежа-портного.
Логопед: - Да, мы побывали в сказочном лесу у ежа-портного. Вам понрави-лось? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Логопед: - Мне тоже очень понравилось, как вы выполняли задания, отвечали на вопросы. Все были внимательны, вежливы, старательны. Мне очень при-ятно. Наше занятие закончено.
Список использованной литературы:
1. Е. А. Левчук «Грамматика в сказках и историях»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа
Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима
НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе