Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Зайцева
Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Н.А. Зайцева
Автор: Мешалкина Наталья Юрьевна Учитель-логопед ОГУ «ЦПСиД «Огонёк» г. Томска» Описание: Представляю вашему вниманию материал с презентацией на тему «Развитие речи детей с ОВЗ с использованием кубиков Зайцева».
Данный материал был разработан для родителей и специалистов, занимающихся с детьми с ОВЗ разного уровня речевого недоразвития и независимо от возраста и диагноза. Был проведён семинар-практикум, на котором с родителями и специалистами были проработаны основные упражнения с кубиками. Цель данного семинара: познакомить родителей и специалистов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в домашних условиях. Задачи семинара:
1. В доступной форме представить аудитории основные компоненты языковой системы и речи, как частного её проявления.
2. Представление методики Н.А. Зайцева: её достоинства и недостатки.
3. Представление и практическая отработка упражнений по развитию слухового внимания и чувства ритма у детей с ОВЗ.
Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Н.А. Зайцева
Слайд 1
Позвольте мне сначала сделать небольшое, но необходимое теоретическое отступление о том, что же такое язык и речь, что именно мы развиваем и корректируем на наших занятиях. (Параллельно рисуется дом на специальной электронной доске, можно просто на листе ватмана). Для простоты и наглядности давайте представим с вами дом, а именно процесс его постройки. Как вы думаете, что нам необходимо сделать в первую очередь, чтобы построить любой дом? Конечно, нужен некий чертёж, план дома, на котором всё чётко определено, обозначены основные необходимые составляющие. Известно, что у любого дома должен быть фундамент, на котором он держится, стены и крыша. Это и будет наш язык, т.е. чёткая система знаков, правил и норм, общая для всех носителей языка, некий абстрактный дом. И тут приходят конкретные люди, берут план и уже строят каждый свой дом на свой вкус, это и будет наша речь, т.е. конкретная форма реализация языка. Итак, что же составляет фундамент нашего дома? Какие у вас будут варианты? Что у нас будет являться основой развития речи?
На мой взгляд, это, прежде всего, слуховое внимание, а позже – фонематический слух. Без развития слухового внимания, развитие собственной речи достаточно затруднительно, т.к. ребёнок просто не слушает ни свою, ни чужую речь, и не подражает ей. Нормально развивающиеся малыши постоянно прислушиваются к окружающим их звукам, например, могут вздрагивать при резких звуках и успокаиваться под красивую мелодию. Постепенно из всего многообразия звуков ребенок начинает выделять звуки речи. Даже не понимая смысл сказанного, малыш реагирует сначала на нашу интонацию и начинает общаться с мамой также интонированными звуками. Позже, вслушиваясь в нашу речь, дети пытаются подражать ей, т.е. у них начинает развиваться собственная речь. И здесь огромное значение имеет эмоциональное речевое общение взрослых с малышом.
Ходит легенда, что однажды, известный своими сомнительными опытами, египетский правитель, желая узнать, какой язык на земле был самым первым, провел опыт над детьми. Младенцев изолировали от мира звуков, прикрепив к ним немого пастуха, который их только кормил и ухаживал за ними. Как вы думаете, на каком языке заговорили эти дети? Ни на каком, речь у них, не получая никакого подкрепления, просто не стала развиваться. Подобные опыты проводились неоднократно, но результат был неизменен.
Таким образом, слуховое внимание – это наш фундамент, основа всего речевого развития.
Примерно к двум годам у ребёнка должен быть сформирован фонематический слух, т.е. различение звуков родного языка, ребёнок может еще искажать или не произносить многие звуки, но должен их слышать в речи других людей. Например, одну девочку спросили: как тебя зовут? – Малина. – Тебя зовут Малина? – Нет! Меня зовут Малина! А, Марина! – Ну я так и говолю, Малина!
Таким образом, если нет этого фундамента в виде слухового внимания и фонематического слуха, то и нашему дому держаться не на чем. Если фундамент неустойчив, т.е. не развит, например, только фонематический слух, то положение всего дома будет шаткое.
Стены нашего дома составляют как кирпичики звуки родного языка. Если звукопроизношение в норме, все кирпичики красивые, ровные, идеальные. Представим, что ребенок искажает, например, звук Р, т.е. наш кирпичик будет слегка неформатным, это особо не влияет на дом в целом, но когда ребёнок заменяет одни звуки на другие, некоторые звуки у него отсутствуют, некоторые он искажает, то это уже критично для постройки в целом.
В любом приличном доме есть предметы интерьера, мебель, личные вещи – это, говоря образно, наш лексический запас, который может быть как достаточно простым и даже примитивным, так и роскошным, богатым. Стиль дома зависит от его хозяина. Вещи, которыми постоянно пользуются, – это наш активный словарный запас, но у детей с речевыми проблемами часто преобладает пассивный словарный запас, т.е. вещи есть, но они либо разбросаны в хаосе, и ребёнок не может разобраться в многообразии слов, которые он знает, либо вещи стоят в коробках и ждут своего часа, т.е. у ребёнка есть необходимые слова, но в своей речи он их не использует, а просто складирует на полочки. И, в любом случае, все предметы в доме должны использоваться по назначению, иметь своё место и гармонично сочетаться друг с другом, т.е. наша речь должна быть грамотной, оформленной в соответствии с грамматическими и синтаксическими правилами и нормами, чтобы нас понятно и приятно было слушать собеседнику.
И завершаем мы постройку дома, конечно же, крышей. На мой взгляд, в качестве крыши мы можем представить развитую связную речь, а также чтение и письмо, как наиболее сложно организованные навыки, которые венчают наше речевое развитие.
Таким образом, если у нашего дома крепкий фундамент, ровные стены из красивых кирпичиков, богатая и гармоничная обстановка внутри, которую мы используем по назначению, и шикарная крыша с петушком-флюгером, то нашей постройкой хочется любоваться и восхищаться. Наша речь тогда красива, богата, грамотна, нас приятно слушать окружающим, при этом мы отлично пишем и читаем. Слайд 2
Обратимся, наконец, к кубикам Зайцева. Слайд 3
Исходя из аналогии, речь – дом, мы, находясь в поиске наиболее эффективных методов развития речи у наших детей, логично обратили своё внимание на Кубики Зайцева, т.к., это, прежде всего, кубики, т.е. великолепный строительный материал, из которого на наших занятиях мы можем построить многое, в прямом и переносном смысле. Слайд 4
Есть среди нас те, кто не знаком с кубиками Зайцева? Тогда кратко их представлю. Первые кубики появились в 1989 г., т.е. кубики уже достаточно взрослые. Классический набор состоит из 56 кубиков из плотного картона. Кубики различаются по размеру: большие и маленькие, по цвету: «железные», «золотые», «деревянные» и просто белые, а самое главное – по звучанию: они звенят, стучат и молчат. Вы сможете сами сейчас определить, почему кубики различаются по размеру? (мягкие и твёрдые согласные). А по цвету и звуку (звонкие, глухие, гласные и знаки препинания). Так как кубики предназначены для обучения чтению, логично, что на их гранях мы видим склады, как называет их изобретатель. Это не только слоги, но и отдельные буквы, и сочетание букв с мягким знаком. К набору обязательно прилагаются складовые таблицы. В методических рекомендациях чётко прописано, где и на какой высоте должны располагаться кубики и таблицы, какой должна быть указка, чтобы одновременно с освоением грамоты ребёнок сохранил зрение и развивал осанку, делая акцент на том, что методика ко всему прочему еще и здоровьесберегающая. Иногда в набор входит диск со складовыми попевками самого автора. В обязательно же прилагаемой к комплекту книге очень подробно и доступно описана методика обучения чтению по кубикам. Слайд 5
Скажу честно, что сама книга в её теоретической части мне совсем не понравилась, в ней не очень красиво, в очень некорректной форме опровергаются все существующие методики по обучению детей чтению. Однако, сама идея, как и кубики, на мой взгляд, гениальная. И вот, прочитав книгу Н.А. Зайцева, изучив в интернете методику работы с кубиками, различные упражнения, я с энтузиазмом решила работать по ним с нашими детьми. Но первый же мальчик с диагнозом сенсомоторная алалия 9 лет, просто отшвырнул кубики от себя, настолько ему был привит негатив к чтению и буквам, и быстро пригасил наш энтузиазм, но в то же время заставил нас задуматься и искать свои варианты и способы работы с кубиками. И постепенно процесс пошёл: я начала предлагать ему простые игры с кубиками, не делая акцент на складах, и, просто играя с кубиками и не обращая вроде бы внимания на склады на гранях, мальчик сам спустя некоторое время попросил составить из кубиков своё имя и сам прочитал его, а затем по рисункам на коробке стал сам составлять другие слова и читать их.
Так, со временем у нас выстроилась своя система работы с кубиками Зайцева, которая направлена на развитие и коррекцию всех уровней развития речи, начиная со слухового внимания и до процесса чтения и письма, т.е. начиная с фундамента дома и до его крыши. Вот в чём проявилась уникальность данных кубиков: благодаря игре с ними, мы можем работать с ребёнком любого уровня речевого развития, и даже с безречевыми детьми. Слайд 6
На первых занятиях мы обращаемся только к форме и цвету кубиков. Вместе конструируем различные башни, поезда, гаражи для машин, ступеньки для игрушек и многое другое, очень радует, когда ребёнок сам начинает проявлять на занятии свою фантазию. Например, один мальчик придумал, что кубики ему будет подавать динозавр и наоборот. И если мальчик при этом не ошибался с выбором кубика, то динозавр забавно рычал, что стимулировало на поиск правильного кубика.
Каждый ребенок без исключения сразу замечает, что это не просто кубики, а они еще звучат и звучат по-разному. И нужно не упустить этот интерес, а подхватить его и развить в нужном направлении.
Сейчас я хотела бы провести небольшой эксперимент на вас. Послушайте эти 2 кубика, железный и деревянный. Запомнили, как они звучат? Закройте теперь, пожалуйста, глаза и попробуйте отгадать, какой сейчас кубик звучал? Таким же образом мы начинаем развивать у детей слуховое внимание и его переключаемость. Обязательно при этом нужно меняться ролями с ребёнком, предлагая ему роль ведущего, тогда появляется большая заинтересованность в занятии и дополнительная мотивация.
С помощью кубиков Зайцева мы также с успехом работаем над развитием и формированием чувства ритма у детей, задавая кубиками различные ритмические рисунки, от самых элементарных, до музыкальных произведений, используя детские песни и стихи. О важности формирования чувства ритма у детей, и о том, как мы можем развивать его на логоритмических занятиях, вам уже замечательно рассказала на прошлом семинаре Светлана Алексеевна. С кубиками Зайцева мы также работаем в этом направлении. Следует отметить, что лучше извлекать звук из кубика, не тряся его, а слегка ударяя им по полу или по столу или по ладони, так ритмический рисунок будет чётче и можно варьировать силу удара. Первоначально лучше подключать зрительный анализатор, т.е. ребёнок должен видеть количество ударов, впоследствии можно ориентироваться только на слух, т.е. либо закрыв глаза, либо отвернувшись. Слайд 7
Давайте попробуем с вами вместе простучать сначала простой ритм двумя кубиками («Барабанщик»). Одновременно мы отрабатывает ритм, темп и понятия левой и правой руки. А теперь попробуем ритмический рисунок посложнее («Тра-та-та»). Развитие ритма особенно важно для детей с моторной алалией либо с нарушением слоговой структуры, да и с другими речевыми проблемами, поэтому как можно чаще пойте и читайте стихотворения с детьми, подчёркивая их ритм звуками и движениями.
На слайдах мы представили некоторые упражнения, которые вы можете использовать с детьми дома для развития слухового внимания и чувства ритма. Слайды 8, 9
Дома для этой цели вы можете использовать любые музыкальные инструменты и подручные предметы (палочки, ложками стучать по крышкам и т.п. Но почему же мы используем кубики Зайцева? Кубики нужны нам как переходная ступень к следующему уровню постройки дома, т.е. к звукам и буквам, к складам, т.е. непосредственно уже к речи. От формы и звучания кубиков мы естественным путём переходим к содержанию, т.е. к написанным на гранях складам. У детей естественно возникает интерес после игры с кубиками к тому, что изображено на гранях, либо как в случае, описанном нами выше, преодолевается негатив к чтению, создаётся положительная мотивация для его освоения. Благодаря игре с кубиками, этот переход к речевым звукам и к письменным буквам происходит плавно, незаметно для ребенка и, главное, не вызывает у него негативных эмоций. Последовательно слайды 10 - 14
И для такого плавного перехода на последующих занятиях к игре с кубиками мы добавляем пропевание складов, изображенных на гранях. Это и поющие башни и дороги, и зайчик скачет по кубикам и поёт, ищет свой домик, это и повторение упражнений на развитие ритма, но усложненные за счет подборки определенных складов. Например, у меня кубики со складом БА, а у ребёнка – с ПА, его кубик стучит тихо, а мой – громко звенит, и мы одновременно пропеваем склады. Большой кубик со складом ЛА поёт большой медведь, а маленький с ЛЯ – маленький Мишутка.
Обращаю ваше внимание на то, что при работе с кубиками необходимо исполнять непременное условие Н. А. Зайцева, которое мы проверили на собственном опыте: даже если у педагога или родителей нет слуха и голоса, склады нужно петь и только петь, иначе ребёнок, а особенно ребёнок с ОВЗ, может их не воспринимать или отказываться с ними играть дальше! Ребёнок вообще не подозревает о вашем безголосии, для него это не важно, а поющий каждый по своему кубик, а затем и целая поющая башня или дорога – это для него увлекательно, и постепенно ему хочется подпевать самому, что нам собственно и нужно. Поэтому, если решили работать с кубиками Зайцева, нужно отбросить все стеснения и петь. Для начала можно послушать попевки с диска или найти их в интернете, но лучше петь, как умеете, дети чувствуют искусственность и не любят её. Потренироваться можно сначала на таблицах, а потом виртуозно поворачивая кубик гранями перед ребёнком, пропевать показываемые склады.
С более старшими и развитыми в речевом плане детьми данные кубики мы эффективно используем для развития фонематических процессов, т.е. легко и наглядно с их помощью можно дать характеристику звуков речи, подобрать мягкие пары к твёрдым (это большие и маленькие кубики), а звонкие – к глухим (деревянные и железные). Хорошо видно отличие согласных и гласных букв (золотые).
Дальше мы переходим к написанию из кубиков слов. Одновременно обогащаем и развиваем словарный запас ребёнка и развиваем у него письменную речь, при этом речь сразу грамотную. Для этого мы эффективно используем так называемые тематические альбомы (показать альбомы). Ребёнок видит слово целиком, видит картинку, т.е. это не абстрактное для него слово, а оно сразу связывается с предметом или объектом. И позволяет ориентироваться не только на слух, но и на зрение, составляя слова. Ударный слог в словах выделяется чёрным цветом, остальные склады пишутся разными оттенками зелёного (показать альбомы). Вы можете сами создавать альбомы по темам, которые интересуют ваших детей. Наши дети, особенно мальчики, очень интересуются темой «Еда». С удовольствием пишут из кубиков, чем бы сегодня полакомиться. Путь к сердцу даже маленького мужчины лежит через желудок.
Несколько игр со словами мы также включили в буклет. Кроме того, вы можете воспользоваться играми, предложенными в интеренете, или придумать собственные.
Благодаря входящим в комплект знакам препинания, мы можем писать кубиками целые предложения, но достаточно короткие из-за ограниченного количества кубиков. Однако, на этом этапе ребёнок, как правило, переходит уже к чтению по книжкам. Слайд 15
Таким образом, кубики Зайцева – это уникальное в своей простоте, но настолько эффективное наглядное пособие и качественный строительный материал, который педагог или родители могут использовать для решения самых разнообразных проблем в речевом развитии ребёнка, начиная от развития слухового внимания и заканчивая развитием связной речи, или могут просто приобщать детей к увлекательному процессу чтения и письма. Главное, надо самим этим увлечься и играть в кубики от души, придумывая свои собственные игры!
Презентация на тему: Развитие речи детей с ОВЗ с использованием методики Н.А. Зайцева
Здравствуйте, Наталья Юрьевна! Прочитала Ваш очень интересный, познавательный материал. Необыкновенно, образно, красиво, доступно для понимания не специалистов, нарисована картина развития речи детей. Это просто вызывает восхищение. Обязательно буду использовать этот образ в работе с родителями. Вами представлена полезная информация, не только для родителей, но и для многих специалистов, последовательно и подробно описана методика работы с кубиками Зайцева. Презентация очень хорошо дополняет Ваш рассказ. Спасибо за публикацию. Желаю Вам успехов! Мой голос Вам!
Здравствуйте! Очень полезный, содержательный материал. Особенно удачно, на мой взгляд, проведена аналогия с постройкой дома. При проведении консультаций для педагогов и родителей обязательно воспользуюсь этой информацией. Для всех, желающих освоить методику работы с кубиками Зайцева, информация исчерпывающая. Даже есть варианты преодоления возможных трудностей в ходе работы по этой методике. Прекрасная публикация!
Наталья Юрьевна, большое спасибо за интересный формат семинара! Очень наглядна и понятна идея с домом. Как раз искала как рассказать коллегам об этой прекрасной методике обучения чтению. Думаю, что удастся заразить педагогов кубиками, используя Вашу наработку. Сама работаю по кубикам Зайцева и из своего опыта вижу, что благодаря зрительно-логическому методу обучения , заложенному в основе этой системы, дети с нарушениями речи обучаются легче и непринуждённее, нежели по методикам, которые базируются на фонематическом подходе.