Использование технологии Синквейн в работе по развитию речи старших дошкольников. Презентация
Мастер – класс «Использование современной технологии Синквейн для развития связной речи старших дошкольников»
Ремизова Наталья Юрьевна, воспитатель ГБОУ ООШ №19 г.Новокуйбышевск Актуальность(слайд №2)
Одним из условий успешного обучения в школе, является хорошо развитая речь. Но на сегодняшний день практикующие педагоги отмечают:
- у старших дошкольников часто имеются нарушения речи;
- бедный словарный запас;
- дети не умеют составлять рассказ по картинке;
- не умеют пересказать прочитанное;
- им трудно выучить наизусть стихотворение.
ФГОС ДО требует от педагогов более глубокого продумывания методов, приёмов, технологий для развития связной речи дошкольников. Поэтому педагоги находятся в постоянном поиске. Методы и приёмы развития связной речи дошкольников(слайд №3)
Для развития связной речи, мы широко используем арсенал традиционных методов и приёмов. Наглядные:
- наблюдение во время прогулок, экскурсий;
- рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
- знакомство с объектом опосредованным путём, т.е. посредством фотографий, картин, фильмов. Словесные:
- заучивание наизусть
- пересказ
- составление различных видов рассказов
- беседы Игровые: разные виды игр с речевым содержанием.
Принятие ФГОС ДО требует от педагогов поиска и внедрения нетрадиционных методов обучения:
- мнемотехника
- ТРИЗ
- постановка проблемного вопроса
- приём «ИЗОсказка»
- синквейн
Метод синквейн(слайд №4)
Одной из современных нетрадиционных технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует речевому развитию детей, является работа над созданием нерифмованного стихотворения -Синквейна.
СИНКВЕЙН - новая технология речевого развития дошкольника. Слово «СИНКВЕЙН» происходит от французского «пять», что означает нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определённым правилам. Впервые появился в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. СИНКВЕЙН -краткая, но разносторонняя ёмкая характеристика какого -либо предмета или явления, это попытка уместить в достаточно короткой форме свои знания, чувства и ассоциации.
Инновационность технологии «Синквейн»
Сегодня важно научить ребёнка не только правильно и чётко говорить, но и правильно и чётко мыслить. Поэтому инновационность данного метода состоит в том, чтобы создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, учиться обобщать, классифицировать. Современные люди должны уметь сотрудничать с другими людьми и уметь решать любую задачу. Цель: стимулирование речевой активности детей через применение технологии «Синквейн» (слайд №5) Задачи: Коррекционно -образовательные:
1. Научить исключать лишнее и выделять главное.
2. Научить детей обобщать и классифицировать.
3. Сформировать активный и пассивный словарь детей.
4. Пополнить знания детей по лексическим темам.
5. Закреплять знания о частях речи, о предложении. Коррекционно -развивающие:
1. Развивать интерес к поисковой деятельности и составлению синквейна.
2. Развивать связную, образную речь.
3. Развивать память, логическое мышление, воображение.
4. Поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний. Коррекционно -воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения со сверстниками и со взрослыми.
2. Способствовать позитивному настрою на успех.
3. Воспитывать желание добиваться лучших результатов.
В чём же эффективность и значимость СИНКВЕЙНА?(слайд №6)
Составление СИНКВЕЙНА похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. А в чём же эффективность и значимость СИНКВЕЙНА?
- Простота. Синквейн могут составить все.
- В составлении СИНКВЕЙНА каждый ребёнок может реализовать свои речевые, творческие и интеллектуальны возможности.
- Синквейн является игровым приёмом.
- Составление Синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление Синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа полученной информации.
Планируемые результаты:
- Пополнится словарный запас.
- закрепляются знания о частях речи, о предложении.
- Научатся краткому пересказу.
- Научатся обобщать и классифицировать.
- Будут развиты речь и мышление.
- Научатся находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.
Алгоритм составления СИНКВЕЙНА(слайд №7)
В составлении СИНКВЕЙНА существуют определённые правила. ОН состоит из пяти строк.
Первая строка – одно слово - существительное, отражающее главную идею.
Вторая строка- два слова - прилагательные, описывающие признаки предмета, о котором идёт речь.
Третья строка- три слова -глаголы, описывающие действия предмета.
Четвёртая строка – предложение из нескольких слов, показывающее отношение автора к теме.
Пятая строка – одно или несколько слов, для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом.
Условные обозначения слов для составления Синквейна в детском саду(слайд №8) Чтобы синквейны были составлены правильно, важно:(слайд №9)
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- уметь правильно оформлять свою мысль в виде предложения;
- высказывать своё мнение;
- объединять и кратко излагать,
- в начале групповая работа, затем индивидуальная;
- можно использовать со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово -предмет», «слово -действие», «слово -признак», «предложение».
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведётся поэтапно:(слайд №10) I этап - подготовительный: во время которого проводится работа, направленная на создание необходимой речевой базы. Для того, чтобы правильно составить синквейн, дети должны обладать достаточным лексическим запасом. Поэтому вначале проводится работа по расширению и уточнению словаря. Детей знакомят с понятиями «слова -предметы неживые», «слова -предметы живые», «слова -признаки», «слова -действия», «предложение» (проводятся такие упражнения: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого»…). После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия, их подводят к понятию о предложении и начинают учить составлять вначале простые предложения, далее распространённые путём введения в них определений, дополнений, предлогов.
II этап - основной[/b]: детей знакомят с алгоритмом составления синквейна, который похож на ёлочку.
Например, тема «Снеговик»
1. Снеговик.
2. Большой, смешной.
3. Стоит, тает, падает.
4. Мне нравится лепить снеговика.
5. Зима.
III этап. Практический: самостоятельное составление синквейна детьми. Чем выше уровень речевого развития ребёнка, тем интереснее получаются Синквейны.
Варианты работы с Синквейном (слайд №11 - №18) 1.На занятиях для закрепления изученной темы Тема «Апельсин»
1. Апельсин.
2. Круглый, сочный.
3. Растёт, зреет, поспел.
4. Я люблю есть апельсин.
5. Фрукт.
Тема «Ель»
1. Ель.
2. Зелёная, красивая.
3. Растёт, украшает, радует.
4. Я люблю наряжать ёлку.
5. Новый год.
2.Составление краткого рассказа по готовому Синквейну(с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). Тема «Заяц»
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я очень жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живёт белый, пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Тема «Белка»
1. Белка.
2. Пушистая. Рыжая.
3. Прыгает. Скачет. Заготавливает.
4. Белка живёт в дупле.
5. Дикое животное.
В лесу живёт рыжий, пушистый зверёк. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у неё дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.
3. Составление Синквейна по прослушанному рассказу или сказке. Здесь мы даём конкретную характеристику персонажу. (Например, по сказке «Заюшкина избушка») Тема «Зайчик»
1. Зайчик
2. Доверчивый, трусливый
3. Пустил, плачет, жалуется
4. Просит зверей о помощи
5. Трусишка
4. Анализ неполного Синквейна для определения отсутствующей части(например, дан синквейн без указания темы, первой строки -на основе существующих строк необходимо её определить. Это чаще используется в загадках. Мы читаем детям синквейн с 5 строки не называя ключевого слова снизу вверх, дети должны угадать название, т.е. первую строку.).
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Тема «Звуки речи»
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.
Мастер-класс по составлению синквейна про куклу
(коллективное составление) Оборудование: фишки, схема синквейна в виде ёлочки, кукла; листы бумаги и ручки по количеству участников.
- А сейчас, я предлагаю вам стать детьми и вернуться в мир детства и вместе со мной составить детский синквейн. Для этого нам нужны фишки, схема.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу по составлению синквейна. Хотите посмотреть, что лежит в моём волшебном сундучке? Что это? (Кукла).
- А теперь внимательно рассмотрите куклу и скажите, кукла какая? (Дети по очереди называют прилагательное и передают куклу). (Красивая, пластмассовая, нарядная, весёлая).
- А теперь давайте посмотрим, что у нас кукла умеет делать. Давайте её действия назовём (Дети также называют по одному глаголу и передают куклу по кругу). (Смотрит, улыбается, стоит, сидит).
- А сейчас давайте составим предложение из 4 слов об этой кукле -что мы о ней думаем? (Кукла смотрит на меня. Кукла играет со мной. Я люблю свою куклу. Красивая кукла пошла гулять.)
- А сейчас давайте одним словом скажем, кукла -это что? (Игрушка)
- Теперь давайте вспомним всё что мы об этой кукле сказали и составим стихотворение, а поможет нам в этом схема и фишки.
Тема «Кукла»
1. Кукла.
2. Красивая, весёлая.
3. Улыбается, смотрит, стоит.
4. Весёлая кукла пошла гулять.
5. Игрушка.
- Вот такое замечательное стихотворение у нас получилось.
(индивидуальное составление синквейна)
Это был детский синквейн, но мы с вами взрослые люди, и я предлагаю поучиться составлять взрослые синквейны. (Раздаю листы бумаги и ручки, общую схему)
- Предлагаю тему «Деревья». В нижнем левом углу по краю листа напишите по порядку цифры от 1-5. Посередине листа нарисуйте дерево, о котором вы будете составлять стихотворение, можно схематично.
- А сейчас рядом с цифрой 1 напишите название вашего дерева, что это?
- Рядом с цифрой 2 напишите два признака вашего дерева, дерево какое?
- Рядом с цифрой 3 напишите три действия, что ваше дерево делает?
- Рядом с цифрой 4 напишите предложение о вашем дереве из 4 слов.
- Рядом с цифрой 5 одно слово – ассоциацию, ваше дерево это что? С чем вы его ассоциируете?
Участники мастер -класса зачитывают получившиеся стихи:
Тема «Берёза»
1. Берёза.
2. Белая, нежная.
3. Стоит, качается, шелестит.
4. Нежная берёза качает ветками.
5. Символ. (Работа в парах, составление одного на двоих стихотворения)
Тема «Жизнь»
1. Жизнь.
2. Длинная, счастливая.
3. Учит, идёт, бежит.
4. Позитивная жизнь идёт вперёд.
5. Дорога
Тема «Сердце»
1. Сердце.
2. Красное, доброе.
3. Колотится, бьётся работает.
4. Сердце - это наша жизнь.
5. Орган.
Тема «Синквейн»
1. Синквейн
2. Творческий, активизирующий (метод)
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн -помогает детям учиться.
5. Технология
Литература:
1. Н.Д. Душка «Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками», журнал «Логопед» №5 (2005г.)
2. В.М. Акименко «Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие.
Ростов н/Д., 2008.
3. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», №4 (2006)
Презентация "Использование современной технологии Синквейн для развития связной речи старших дошкольников"