Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Синквейн. Как составить

Реализация технологии критического мышления с помощью синквейна. Мастер-класс
Автор: Трефилова Надежда Петровна, учитель истории, обществознания, ОДНКНР МБОУ «Кулигинская СОШ»
Круг заинтересованных лиц: данный мастер-класс предназначен для учеников 4-5 классов, педагогов, воспитателей.
Назначение: расширение кругозора детей, формирование бережливого отношения к природе.
Цель мастер-класса: познакомиться с элементами технологии развития критического мышления, применение материала для использования на уроках, связанных с природой.

В педагогической деятельности существует огромное количество методик, технологий и приемов работы. Технология развития критического мышления, безусловно, одна из важнейших в этой сфере, многие учителя применяют ее в своей деятельности.
Согласитесь, что критически мыслящим человеком невозможно манипулировать, а в современном мире нельзя все принимать на веру. В нашей жизни мы, сами не зная того, постоянно сталкиваемся с различного рода махинациями. Сейчас набирают силу телефонные мошенничества, очень хороший пример был приведен в известной передаче «Комедии клаб». Мужчине пришло смс – сообщение следующего содержания: «Мама, кинь мне денег на этот номер, позже все объясню. Твой сын». Мужчина пошутил, что у него неожиданная радость он наконец-то стал мамой!

ИЛИ

Благодаря технологии критического мышления каждый ученик, не соглашается с тем, что он видит и слышит, пусть это будет мнение учителя, родителя, ученного или просто одноклассника, а сам проверяет поступившую информацию, критически к ней подходит, анализирует ее. Только после этого он соглашается с ней или опровергает ее. Это очень важный момент - ученик не всегда будет учеником, любой личности нужно научиться распознавать правду, стараться уйти от заблуждения. Данная технология помогает ученику научиться искать проблему и вырабатывать алгоритм ее разрешения, формировать свое мнение и делать выводы.
Данная технология разбита на 3 этапа:
1) вызов - учитель создает условия для того чтобы учащиеся вспомнили материал по определенной теме и осознали, что недостаточно тех знаний, которыми они обладают. Например, тема урока: Бережное отношение к природе". Учитель делит класс на 2 команды и задает вопросы:
ВОПРОСЫ первой команде:
1) что такое красная книга?
2) что хотел сказать автор этой фотографии?

3)Кто такой егерь?
ВОПРОСЫ второй команде:
1)Как помочь животным перезимовать в лесу?
2) Объясните рисунок

3)Как люди пытаются сохранить исчезающие растения и животных?

Ученики отвечают, учитель подводит итог,
Учитель: 1. скажите,ребята, какие заповедники вы знаете?
2. что делать чтобы животные не выбегали на дорогу и их не сбивали машинами?
3. какие лекарственные растения вы знаете? ядовитые? исчезающие? исчезнувшие?
4. какие продукты животного происхождения используются в медицине? в еде?
Учитель выслушивает ответы в результате которых дети осознают, что не на все вопросы знают ответы.и в качестве закрепления актуализации знаний, дети составляют в командах синквейн на теме: "природа"

СИНКВЕЙН
Природа
Удивительная, красивая
Окружает, кормит, дышит
Природа – защитница человека от микробов
Сила

После чего происходит переход ко второму этапу - осмыслению (или содержанию).
2. осмысление - на этом этапе происходит знакомство учеников с новым материалом.
Учитель просит детей разбиться по парам по их усмотрению и раздает карточки с заданиями и листья гербария каждой паре.
В первом задании, вам предстоит определить какому дереву или растению принадлежат листья гербария, прочитать текст и соотнести текст с листом гербария,придумать правило бережного отношения к растениям.
Во втором задании нужно соотнести фото животных, занесенных в Красную или Черную книгу с его названием и описанием животное которое занесено.
пример, карточка № 1
ЗАДАНИЕ 1
1. Соотнесите фото животных, занесенных в Красную книгу с его названием и описанием животное которое занесено
2. Какую пользу приносили человеку или природе эти животные?
3. Придумайте правило бережного отношения к растениям

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.

Это хвойное дерево конусовидной формой. Ветви идут вниз, образуя “лапы”, покрыто ветками до самого низа, причем нижние ветки длиннее верхних и выступают из-под них. Молодые хвоинки окрашены светлее старых. Древесина используется для производства бумаги, мебели, искусственного шелка, в строительстве и даже для изготовления инструментов. (на столе лежат листья смородины, рябины, липы, ивы, ели, сосны березы)

ЗАДАНИЕ 2
1. Соотнесите фото животных, занесенных в Красную книгу с его названием и описанием животное которое занесено
2. Какую пользу приносили человеку или природе эти животные?
3. Придумайте правило бережного отношения к животным (на столе лежат возможные варианты животных: Манул (Паласов кот), Лемур Лорри, Красный или горный волк, Амурский Горал, Дальневосточный леопард, африканский лев, Тилацин – тасманский сумчатый тигр, Зебра квагга, голубь дронт, Странствующий голубь_

ПЕРВОЕ ЖИВОТНОЕ
Дикий кот с очень пушистой и длинной шерстью — на один квадратный сантиметр тела приходится до 9000 волосков! Водится в Тыве, республике Алтай и Забайкалье.

ВТОРОЕ ЖИВОТНОЕ
Это животное даже в древние времена это животное боготворили. Для древних египтян оно выступало в качестве сторожевого существа, охраняющего вход в мир иной. Для древних египтян бог плодородия Акер изображался с его головой и гривой. В современном мире, на многих гербах государств изображен этот зверь.

Учитель: заслушиваем правильные ответы - ( задание 1 – ель, задание 2 - Манул (Паласов кот), лев)
Важны ли растения и животные для человека? Чем? (лекарство, кислород, косметика, мед) Можно ли все растения и животных уничтожать? Нужно их беречь?

Молодцы! Вижу, что вы свое здоровье можете поправить и без таблеток, а с помощью трав. Только вот о чем каждый из нас должен помнить? (Не срывать растения без надобности, с корнем. Собирать осторожно и бережно). Ну и как итог этого этапа давайте вместе напишем синквейн по теме «растения и животные». Дети составляют синквейн, учитель записывает на доске.

СИНКВЕЙН
Растения и животные
Лекарственные, исчезающие,
Бережем, садим, кормим
Состояние природы в наших руках
Жизнь

И переходим к последней стадии ответ.
3) стадия ответ или рефлексия
Включаем музыку - звуки природы, и показываем фотографии или слайды красивых уголков природы.. Народная мудрость гласит: “Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню”. Согласны ли вы с этим высказыванием? Поясните.

Все мы хотим, чтобы природа вокруг нас была такой,

а не такой

и для этого нам нужно выполнять определенные правила. О чем мы должны помнить, отдыхая на природе? составьте синквейн по теме "охрана природы", для этого нарисуйте свою ладошку.

На каждом пальчике пишем строчку синквена, их как раз пять, на самой ладони подписываем чей это синквейн, дату и ставим отношение к мастер-классу в виде смайлика.

Как только задание выполнили, встаем и прикрепляем к доске с помощью скотча.

СИНКВЕЙН
Охрана природы
Надежная, всеобщая
Защищаем, восстанавливаем, строим
Нам нужно заботится о природе
Экология

Учитель:Кто подведет итог урока? Все ли вам было понятно? Получили ли вы для себя что-то новое?
И закончить свой мастер-класс я также хочу стихотворением.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

Вот таким, образом мы с вами познакомились с технологией развития критического мышления и на каждой стадии осуществили работу с синквейном.

Рекомендуем посмотреть:

Образно - эмоциональная основа в обучении истории Коллективный проект в 5 классе Урок ИЗО , 2 класс. Снежный барс Эффективные приёмы обучения: синквейн
Технология критического мышления подразумевает | Основные принципы работы классного руководителя с классом
Опубликовано: 2657 дней назад (27 июля 2017)
Просмотров: 2759
+14
Голосов: 14
Валентина Михайловна Скрипникова # 27 июля 2017 в 19:39 +7
замечательный методический материал!
Надежда Трефилова # 27 июля 2017 в 20:43 +7
Спасибо за ваш голос и комментарий, надеюсь, что этот материал вам пригодится в вашей работе
Вера Валерьевна Ляпина # 28 июля 2017 в 10:10 +9
Добрый день! Мне понравилось знакомство с синквейном. Вы отлично смогли объяснить на разных примерах, как же его составлять. Доступно! Голосую.
Надежда Трефилова # 4 августа 2017 в 11:05 +5
Большое спасибо за ваш голос. Я рада, что вам понравился материал и показались доступными прведенные примеры.
Татьяна Сергеевна Кулакова # 28 июля 2017 в 11:20 +10
Очень люблю данное направление работы. При этом приёме идёт активное вочлечение в работу всех мозговых структур. Интересные образные ассоциации совершенствют воображение.
Надежда Трефилова # 4 августа 2017 в 11:07 +4
Спасибо за ваш голос и комментарий! Я с вами полностью согласна, что направление сейчас очень популярное и применяется всеми. Самое важное, что оно позволяет в считанные минуты подвести итог какого-либо этапа урока или всего урока в целом.
Софья Владимировна Юхнина # 28 июля 2017 в 12:52 +10
Надежда, здравствуйте! Благодарю за приглашение на МК: "Реализация технологии критического мышления с помощью синквейна". Актуально! Современно! Доступно! Мой голос +3, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Надежда Трефилова # 4 августа 2017 в 11:08 +4
Спасибо большое за ваш голос! Я рада, что вам понравилась и сама тема и ее содержание.
Ирина Юрьевна Ручина # 28 июля 2017 в 16:38 +10
Здравствуйте, Надежда Петровна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал очень интересный, познавательный, развивающий, мне понравился. Описание подробное, доступное. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Надежда Трефилова # 4 августа 2017 в 11:09 +3
Спасибо за ваш голос и комментарий. Я рада, что вы откликнулись на мое приглашение посетить мой блог и познакомиться с моей разработкой. Вам я также желаю творческих успехов и удачи!
Маргарита Васильевна Гордеева # 3 августа 2017 в 15:39 +5
Добрый день, Надежда!Вы очень доступно показали, как организовать работу в направлении "Реализация технологии критического мышления с помощью синквейна". Буду использовать в своей работе. Спасибо.
Надежда Трефилова # 4 августа 2017 в 11:10 +2
Спасибо, Маргарита Васильевна за ваш голос и комментарий. Очень хорошо,что вы будете использовать данный материал в своей работе.
Наталия Юрьевна Мурашова # 9 августа 2017 в 13:06 +2
Отличная методичка для тех, кто впервые слышит о таком приёме как сиквейн. голос +1
Надежда Трефилова # 9 августа 2017 в 17:21 +2
Спасибо, Наталия Юрьевна.
Людмила Николаевна Татаринцева # 3 сентября 2017 в 14:50 +2
Спасибо за приглашение на занятие. Развивать критическое мышление у ребят, действительно, важно в наше неспокойное время. Делать это с помощью такого приема, как синквейн, очень интересно. Хорошая работа!Голос!
Надежда Трефилова # 5 сентября 2017 в 16:38 +2
Спасибо, Людмила Николаевна
Елена Юрьевна Деришева # 13 октября 2017 в 10:22 +3
Материал интересный и познавательный. Голос.
Надежда Трефилова # 16 октября 2017 в 17:35 +2
СПАСИБО!!! dance
Галина Васильевна Аникеева # 11 декабря 2017 в 09:34 +2
Голос Вам за такую прекрасную работу! Интересный, познавательный и поучительный вы подобрали материал для занятия. Дети, они как губка впитывают всё в себя. Побольше бы таких занятий!!!