Опыт работы учителя истории и обществознания. Технология критического мышления
Данная технология может применяться как на уроках с младшими школьниками, так и в среднем и старшем звене образовательного процесса
В педагогической деятельности существует огромное количество различных технологий и приемов работы и взаимодействия с учениками. И технология критического мышления, я думаю, всем вам уже хорошо известна, и хотя она не является новой, но актуальность свою она совершенно не теряет.
Согласитесь, что критически мыслящим человеком невозможно манипулировать, а в современном мире нельзя все принимать на веру. Благодаря технологии критического мышления каждый ученик, невзирая на авторитеты, учится вырабатывать свое мнение, которое он формирует в процессе услышанного и увиденного.
Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу, рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее решения.
В основе технологии 3 составляющие – «вызов – осмысление – ответ».
Первый этап работы - вызов, направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы работы.
Второй этап - осмысление. На этой стадии происходит:
- создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации;
- соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно;
- последующая систематизация информации.
Третий этап - ответ или рефлексия.
Организация работы школьников на третьем этапе направлена на: -целостное осмысление и присвоение информации;
- выработку собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление «белых пятен.
Главное, что эта технология рассчитана не на механическое запоминание учениками материала, а на его узнавание, анализирование, проверку. Чаще всего в ходе работы в этой технологии ученик должен сформировать свое собственное мнение и суметь отсечь все ненужное, найти проблему и построить план поиска проблемы.
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Главные предпосылки успеха публичного выступления
Как научиться мыслить конкретно и образно
Личностные качества современного педагога