НОД по развитию речи (раздел: «грамматика») для II младшей группы «Путешествие в летний лес»
Лексические темы: «Лето», «Насекомые», «Дикие животные»
Задачи
Образовательные:
Грамматический строй речи:
Морфология:
1.Упражнять детей в правильном употреблении в речи имён существительных в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детёнышей (волчица – волчонок – волчата);
2.Закреплять умение различать существительные мужского и женского рода, правильно согласуя местоимения моя, мой с существительными;
3.Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в единственном и множественном числе И.п. и Р. п.
Словообразование:
1.Упражнять в словообразовании: умении образовывать относительные прилагательные от существительных (варенье из малины – малиновое);
2. Упражнять в словообразовании: умении образовывать превосходную степень имён существительных при помощи суффикса ищи, ища, ище;
3.Упражнять в словообразовании: умении образовывать уменьшительно – ласкательную форму имён существительных.
Синтаксис:
1.Развивать умение строить распространённые предложения, правильно согласуя в них слова; упражнять в употреблении в речи простых предлогов - в, на, по, под, за, около, над, из; упражнять в составлении предложений с предлогами по демонстрации действия;
2.Формировать умение получать из нераспространённых простых предложений распространённые путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств
Развивающие: развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения у детей, любовь к животным, дисциплинированность.
Методические приемы: образец педагога – имитация движений; включение в НОД игровых, сюрпризных моментов; игра, беседа, использование мнемотаблиц
Оборудование и материалы: макеты деревьев, дом, игрушки: заяц, белый и бурый мишка, волк, лиса, белка, заяц, птичка, картинки «Дикие животные и их детёныши», металлофон, сундук, пиктограммы по теме «Лето», панно «Насекомые» + насекомые на липучках, 2 макета домиков для игры «Чей домик?», числовая карточка «1, 2,5», мнемотаблица «Лето», запись муз. «Паровоз из Ромашково», «Голоса леса», презентация с голосом феи леса, силуэты банок с изображениями фруктов и лесных ягод, угощение детям – конфеты.
Логика НОД:
1.Игровой момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам на электронный адрес детского сада пришло видеописьмо, адресовано оно ребятам из группы «Морячок», то есть вам:
«Здравствуйте, мои маленькие друзья,
Я, фея летнего леса,
В нашем лесу случилась беда: пропали лесные звери.
Они пошли на день рождения мишки и не вернулись домой.
Я знаю, вы очень хорошие и добрые дети, помогите мне, пожалуйста, найти лесных зверей».
Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь фее леса? (да)
2. Игра «Один – много»(морфология)
- А на чём мы можем отправиться в путь?
Я предлагаю отправиться на поезде. Я буду паровозиком, а вы вагончики. Ко мне будет цепляться вагончиком тот, кто правильно назовёт детёнышей диких животных. Сейчас каждый из вас выберет себе картинку, на которой изображён один и много детёнышей диких животных. Я буду называть взрослое животное, а тот, у кого на картинке его детки, должен выйти и правильно назвать сначала одного детёныша, затем много. Например: Я говорю: «Волчица», а вы – волчонок – волчата…
белка
лиса
медведица(перечисляют)
бельчонок – бельчата
лисёнок – лисята
медвежонок - медвежата
далее едут за воспитателем и поют:
«Паровоз, паровоз, Новенький блестящий,
Он вагончики повёз, будто настоящий.
Кто едет в поезде – взрослые детишки.
Все ребята едут в лес,
В гости, в гости к мишке.
3. Игра «Сундучок» (словообразование)
- Ну вот, ребята, мы и приехали.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится?
Что с деревьями творится?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, это мы!
- Посмотрите, лес открыл нам свои владения, и мы можем зайти.
-Интересный сундучок.
Он ребятам всем дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
- А в сундучке лежит угощение для мишки – мы же идём к нему на день рождения.
Задание: сейчас каждый из вас возьмёт по банке, посмотрит, что на ней изображено и скажет, какое варенье в этой банке.
Например: если на банке нарисована черника, значит в банке находится черничное варенье. звучит таинственная музыка, дети заходят в лес и выстраиваются полукругом возле сундучка. Далее берут по одной банки и по очереди говорят название варенья:
варенье из смородины – смородиновое,
из черники – черничное,
из ежевики – ежевичное…
4. Игра «На полянке» (синтаксис)
- Мы пришли с вами на лужайку. Кого мы здесь видим? А сейчас насекомые разлетятся и расползутся по полянке, а вы расскажете, где оказался каждый из них
Воспитатель помещает на коврограф игровое поле, а на столе раскладывает контурные изображения насекомых. Далее берёт их по одному и размещает на игровом поле, а дети проговаривают их местонахождение (дети перечисляют насекомых и называют их общим названием)
- Бабочка летает над цветком.
- Жук выглядывает из колокольчика.
- Гусеница ползёт по дереву.
- Кузнечик сидит в траве.
- Шмель сидит около гусеницы… упражнять в употреблении в речи простых предлогов - в, на, по, под, за, около, над, из; упражнять в составлении предложений с предлогами по демонстрации действия
5. Физкультминутка
Жу – жу – жу – жужжит пчела,
Я лечу издалека.(дети поднимают руки в стороны, ритмично машут «как крылышками»)
Зу – зу – зу – комар пищит (ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперёд)
Шмель пыхтит, пыльцу повёз (ритмично притопывают ногами)
Жук гудит: «Жу – жу, жу – жу
Я любого разбужу (ритмично хлопают в ладоши)
6. Игра «Чей домик?» (морфология)
- Ребята, сегодня всё необычное, и я научилась понимать голоса насекомых. Они просят вас, чтобы вы поселили их в домиках. У нас есть домик для мальчиков и для девочек. Есть «мужские» и «женские» названия насекомых. Вы должны выбрать себе насекомое, затем по очереди подходить ко мне и называть своё насекомое со словами мой или моя. Например: мой жук (он) - значит жук - мальчик. (Дети берут по одному насекомому и определив род слова, располагают картинку в нужном домике закреплять умение различать существительные мужского и женского рода; правильно согласуя местоимения моя, мой с существительными).
7. «Весёлый счёт» (морфология)
- А сейчас, ребята, нужно сосчитать насекомых с помощью числовой таблицы. Например: Одна гусеница – две гусеницы – пять гусениц… дети выбирают себе насекомое и с помощью числовой таблицы считают их закреплять умение согласовывать числительные с существительными в единственном и множественном числе И.п. и Р.п.
8. Составление рассказа «Лето» с использованием мнемотаблицы (синтаксис).
Воспитатель достаёт из мешка белого медведя.
-Ребята, вы не знаете, где живёт белый медведь?
-Белый мишка никогда не видел лета, поэтому испугался и залез в мешок.
- Мишка пришёл в наш лес, узнать, что такое лето, давайте расскажем ему?
Дети здороваются с мишкой.
- На Северном полюсе, где круглый год зима.
Наступила лето. Солнце светит ярко. Часто идёт тёплый дождь. После дождя на небе появляется радуга и светит солнце. Летом дети купаются в реке, играют в мяч и бадминтон. Летом поспевают фрукты, овощи, ягоды, а в лесу грибы. Птицы летом ловят насекомых и кормят ими своих птенцов. формировать умение получать из нераспространённых простых предложений распространённые путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств
9. Игра «Продолжи» (словообразование)
- Ребята, а давайте сравним нашего мишку с птичкой.
-У птички маленькие лапки, а у медведя большие…
- У птички маленький носик, а у медведя большой…
- У птички маленькие глазки, а у медведя большие…
- У птички маленькая голова, а у медведя большая…
10. Игра «Скажи ласково» (словообразование).
Дети с воспитателем подходят к домику, заглядывают внутрь и находят там лесных зверей.
- Ребята, оказывается, лесные звери ходили в гости к мишке и спрятались в домике, а Фея их ищет. Давайте вернём их в лес.
Ребята, вам нравятся лесные звери?
А давайте назовём их ласковыми именами:
Лиса - лисичка
волк- волчишко
медведь -медведюшка, мишка
белка- белочка.
11. Рефлексия - Ребята, нам пора возвращаться домой (муз. «Паровоз из Ромашково»)
- Ребята, где мы сегодня с вами были?
- Вам понравилось в лесу?
- Кого мы там с вами встретили?
Давайте скажем друг другу спасибо, обнимем друг друга и пойдём одеваться на прогулку. Воспитатель раздаёт детям угощение от мишки. подвести итог
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи с использованием регионального компонента для младшей группы
Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе на тему: Весна
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе
Конспект НОД в младшей группе по развитию речи