Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие мелкой моторики у детей 2 - 4 лет с помощью развивающих игр

Игры своими руками на развитие мелкой моторики у детей младшей группы
Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью развивающих игр.
Игры, сделанные своими руками, для детей раннего возраста
Автор: Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Назначение: Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми раннего возраста. Пригодится он и родителям малышей. Эти игры мы используем для работы с "особенными" детьми.Самое главное, что наши игры очень просты в изготовлении и в использовании.

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.

В общении с детьми мы используем различные потешки, поговорки, в стихотворной форме обыгрываем упражнения для развития мелкой моторики. Для этого у нас создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется.

Ведь, только играя, ребенок полноценно развивается, особенно такие дети, которые посещают коррекционную группу. Именно они как никто нуждаются в развитии мелкой моторики рук, так как у большинства наблюдается речевое отставание или полное отсутствие таковой. Поэтому очень важно, чтобы в педагогическом процессе участвовали не только педагоги, но и родители ребенка. Для этого и был организован проект «Волшебство на кончиках пальцев». Мы попытались донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Всем детям хочется поиграть с предметами, которыми манипулируют взрослые.
Так можно придумывать игры, используя бытовые предметы, природный и бросовый материал.
Этим мы достигаем одновременно несколько целей: во-первых, экономия. Во-вторых, приятное времяпровождение с ребёнком. В-третьих, развитие. Оно начинается уже в процессе изготовления игры. Максимально потенциал развивающей игрушки раскрывается лишь в совместных играх взрослого и ребенка. Важно расширять кругозор ребенка за счет «переноса» и «распространения» знаний, полученных в игре с развивающей игрушкой на окружающий мир.
Начинать лучше со шнуровок, бусинок, разноцветных пробок. Очень нравятся детям игры с водой, песком, различными крупами. Можно использовать баночки, коробочки, цветные резинки, тесьму, шнурки, проволочки, счетные палочки и многое другое.
На первом этапе можно использовать самомассаж, для которого нужны специальные колечки, мячики с шипами, но прекрасно подойдут шишки, даже бигуди с шипами. Надо просто приделать ручку из проволоки и массажер готов. Можно сделать массаж рук кусочками льда, поглаживая по внутренней и внешней стороне ладони.
Я предлагаю сделать игрушку из обыкновенной картонной коробки.

По аналогии с игрой «Волшебный мешочек». Мы назвали ее «Волшебная свинка». В ней находятся мелкие игрушки и предметы. Можно рассмотреть с ребенком их, ощупать один из предметов, назвать его и достать.
Можно сшить тактильные мешочки размером 7 на 5 сантиметров и наполнить их фасолью, горохом, крупами, ватой, целлофаном (по две с каждым из наполнителей).

Предложить ребенку:
• Ощупать и определить, в какой ее части спрятались горошки;
• Найти среди трех подушечек ту, которая набита крупой;
• Найти среди четырех две с одинаковым содержанием.
Родители сделали для нас тактильные дощечки с различными структурными поверхностями.

Дети закрывают глаза, ощупывают структуру материала и находят пару с такими же свойствами. Можно ощупать дощечку с закрытыми глазами, а потом найти пару, открыв глаза. Со временем игра усложняется. Надо найти дощечку с определенным изображением.
Это уже другая игра, выполненная с помощью шнура, который наклеивается на картон. Можно использовать силуэты геометрических фигур, а картонки различных цветов.
Нравится нашим детям «Пальчиковый бассейн». Это тазик, заполненный различными крупами.

Дети с удовольствием трогают крупу, пропускают ее между пальцами. Можно предложить ребенку закрыть глаза и достать на ощупь какой-либо предмет определенной формы. Попросить малыша опустить в «пальчиковый бассейн» резиновый мячик с шипами, достать его и предложить «помочь ежику почисть иголки».
Очень нравятся нашим детям игры с песком и крупами.
Родители сделали нам удобный ящик для работы с песком, а для круп мы используем поднос и различные флакончики и стаканчики.

Сначала дети изучают структуру круп и песка.
• Предлагается закрыть глаза и определить крупу на ощупь.
• Насыпать на поднос тонким слоем крупу или песок и собрать крупу горкой, оставить на песке отпечатки ладоней или предметов.
• Походить по крупе, оставляя следы.
• Можно нарисовать волны, дождик, траву.
Ведь если рисунок не получится, то его легко смахнуть рукой. В играх по развитию мелкой моторики мы используем и цветной песок, специально окрашенный с помощью колеров.

Дети с удовольствием делают аппликации из цветного песка. Надо контур рисунка намазать клеем ПВА и ребенку остается сыпать песок определенного цвета, захватив его пальчиками. Опять же мы поднимаем самооценку ребенка. Рисунки получаются красивыми, а технология их исполнения очень несложная.

С таким же успехом дети играют с манкой.
Надо «покормит» птичек, провести дорожку от одного домика к другому. В играх с песком и крупами я использую музыку. Дети рисуют музыку. Придумывают истории и сказки.
Можно смешивать крупы и предлагать ребенку разложить их по структуре и цвету.
Из простой пластиковой бутылки я сделала забавных ежиков. Игру назвали «Накорми ежика». Ребенок должен «кормить» ежика, зажимая фасоль кончиками пальцев. Можно смешать фасоль с бобами и кормить двух ежиков, сортируя бобы и фасоль.

Наибольший интерес представляют игры с водой. Дети с удовольствием мешают воду ложкой, ловят рыбу поварешкой и руками. Достают из воды различные предметы. Для игр с водой вам понадобятся тазики, пластиковые бутылки, воронку, мерные стаканчики, кувшинчик. Надо наполнить одну емкость водой и предложить ребенку переливать воду из одного стаканчика в другой до определенного уровня, из кувшина в стакан.

Из бутылки с узким горлышком в стакан, из стакана в бутылку через воронку, из одного блюдца с помощью губки в другую емкость. Я стараюсь, чтобы ребенок сам убирал за собой рабочее место и не боялся, что вода прольется.

Нами собрана коллекция природных материалов. Здесь и шишки, ракушки, камешки, каштаны, желуди. Засушены цветы, листья, веточки, которые используются в аппликации.
Наши родители придумывают игры из самых неожиданных материалов. Это трубочки от туалетной бумаги, различные коробочки от корпусов фломастеров и т.д. Эти игры мы назвали «Из трубок».

В играх пригодятся мячики, как простые, так и массажные, бусинки.

Все зависит от того, какой диаметр у нашей «трубки». Надо не только подобрать определенный мячик нужного размера, но и правильно сжав его, суметь прокатить по «трубке». Что нашим детям особенно нравится.
Надо всего один поднос, на который наклеены трубочки различного диаметра. Ребенок проталкивает различные мячики, бусинки в трубочки. Приклеив широкие трубки на потолочные плитки, дети устраивают гонки большими мячиками. Игру я назвала «Ралли».
Трубки от туалетной бумаги пригодились в игре «Спрячь мышку».

В пластмассовом кубике прорезается круг. Затем вставляется трубка от туалетной бумаги и закрепляется скотчем. Родители сшили четыре забавных мышки разного цвета, чтобы мышки прятались в «норке», Надо проталкивать мышек определенного цвета в свой «домик», что дети с удовольствием и делают.
Самый популярный бросовый материал для производства игр – это пробки.



Можно накручивать, скручивать различные виды пробок.
• «Накормить» головастика. Украшаем аппликацией непроливайки и дети «кормит» головастика.
• Дополнить рисунок пробками определенного цвета, и получится законченная картина. Можно просто «рисовать» пробками.
• Сделать из них бусы, дорожки.
В своей практике мы используем ленточки, шнурки, нитки.
• Перед вами игра «Салют».

Сделаны «султанчики» из разноцветных ленточек Дети должны не только « устроить» салют, но крутить палочки ладошками, а затем и пальцами. Интересна игра «Пчелка». С одной стороны простая «закрутка», а пчелка то летает. И к кому она первому «прилетит», тот и победил.

• Игра «Улитка». Принцип тот же, но тянут дети одну улитку.
Из набора цветных канцелярских скрепок, шнурков, картинок можно сделать интересные игры из скрепок. Собрать скрепки в коробочку, надеть скрепки на шнурок или рисунок.

Очень просто сделать игру из счетных палочек и спичек. Выложить дорожки, заборчики, «нарисовать» солнышко, бабочку, геометрические фигуры.

Очень важными для развития мелкой моторики являются игры из бельевых прищепок. Очень сложно научить малыша открывать прищепку. Надо уметь повесить прищепку на веревку, зацепить прищепку за одежду, Закончить фигурки, найти прищепку определенного цвета. Надеть прищепки на кончики пальцев и изобразить пианино.

Дети нашей группы учатся считать на счетах, тоже сделанных своими руками. Можно не только вращать бусины, но и учить порядок счета.
Кусочки ваты можно с помощью пинцета перекладывать в формочки, находить силуэты на магнитной доске,

закручивать настоящие шурупы на болт, очень нравятся игры с бусинками и пуговками. Когда дети выкладывают узоры, украшают цветочками полянку, складывают бусы по цвету и форме.

Так же в создании игр используются резинки.

Надо надеть резинки для волос на руку, сделанную в виде ладошки из фанеры. Можно сделать геометрическую фигуру, натягивая резинки на гвоздики. Канцелярские гвоздики прибиваются к фанере и дети стараются натянуть резинки на них.

Огромное значение в развитии мелкой моторики имеет театрализованная деятельность. Это пальчиковый, шаговый, перчаточный театры. Дети с удовольствием обыгрывают простейшие народные сказки, потешки, пальчиковые игры.
Кроме игр и упражнений наши дети очень любят рисовать пальчиками, ладошками, даже пятками.


Для развития мелкой моторики мы используем лепку пластилином, глиной и соленым тестом. Делаем аппликации из природных материалов, бумаги, из бросового материала. Недавно заинтересовались изготовлением народных кукол. Надеюсь, они помогут нам в обыгрывании народных песенок и прибауток.
Таким образом, указанные методы помогают развить мелкую моторику и тактильно-двигательного восприятия у детей, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Пальчиковые игры являются неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми. Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Манипуляции с пальчиками имеют положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимулируют мыслительные функции ребенка. Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовим руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти.

Движения рук помогают снять умственную усталость, убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В процессе игр малыш имеет возможность эмоционального общения со взрослым, что очень важно для формирования у него чувства уверенности. И самое главное, что в этом процессе участвуют не только педагоги, но и родители.
Давайте вместе поможем развитию у ребенка тактильной чувствительности, движению кистей и пальцев рук с помощью различных предметов.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая книжка для малышей своими руками Развитие мелкой моторики рук у дошкольников 2 - 4 лет Забавные развивающие игрушки для детей 5-6 лет своими руками Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук детей младшей группы. Презентация

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики у детей

Игровые упражнения с элементами массажа для детей 5-7 лет на развитие мелкой моторики

Аппликация «Осенний ангел» в средней группе детского сада | Конспект НОД в средней группе. Нетрадиционная техника рисования
Опубликовано: 3664 дня назад (12 декабря 2014)
Просмотров: 20676
+7
Голосов: 7
Любовь Геннадьевна Займогова # 13 декабря 2014 в 04:31 +1
Нина Павловна Я просто восхищена разнообразием развивающих игр для развития мелкой моторики рук. Многие игры можно изготовить самим и заинтересовать детей. Мне понравился и дидактический тазик с крупами, и рука с резинками, и игра с пчелками (у нас есть такая же, нос машинками "Чья быстрей приедет), и игры из трубок. Обязательно возьму ваш материал на заметку. Творческих вам успехов. Спасибо.
Ольга Васильевна Илюхина # 13 декабря 2014 в 10:24 +1
Ваши игры замечательные! Воспользуюсь на своих занятиях обязательно! Голос за оригинальность и хорошие идеи! +1
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 13 декабря 2014 в 14:26 +1
Нина Павловна, спасибо за приглашение!
Познакомилась с вашим материалом, который очень поможет в работе многим воспитателем, информация ценна, познавательна. Сколько же можно использовать развивающих игр, которые направлены на развитие мелкой моторики рук. Сама публикация показательна, она насыщена фотоматериалом, который помогает познакомиться более подробно, какие игры вы используете в своей работе. Желаю вам дальнейших успехов! Голосую за содержательный материал.
С уважением, Т.Н.
Светлана Валерьевна Яценко # 13 декабря 2014 в 16:36 +1
Очень много труда вложено в эту работу, голосую!
Светлана Николаевна Ефименко # 13 декабря 2014 в 18:07 +2
Здравствуйте, Нина Павловна. Благодарю за приглашение на знакомство с Вашей публикацией "Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью развивающих игр. Игры,сделанные своими руками, для детей раннего возраста". Очень забавные и такие познавательные Вы предлагаете смастерить для деток развивающие игры, демонстрируете наглядный материал, даёте инструкции по применению. Все игры по- своему хороши, детки очень любят игры с цветным песком (мы недавно приобрели для группы кинетический песок, так это теперь любимое игра для всех). Мне так понравилась предложенная Вами развивающая игра «Накорми ежика» и её вариативность, что непременно, смастерю для своих малышей. Хороша и Ваша «Волшебная свинка», замечательно, что воспитатели могут так фантазировать на тему "волшебного мешочка". Вот, например, Кузьмина Мила Владимировна в своём блоге разместила мастер-класс по созданию "Слонёнка- Сенсорёнка".
Нина Павловна, небольшое замечание, все картинки, фото, рисунки должны быть не менее 700 точек по ширине, так чтобы читатели не напрягая зрения, смогли ознакомиться с вашим графическим материалом, так что "сжимайте" фото до размеров "документа".
Нина Павловна, примите мой голос и пожелания успехов!
Мария Чукмарёва # 15 декабря 2014 в 08:04 +1
Здравствуйте, Нина Павловна. Спасибо вам за приглашение и такую богатую игровую коллекцию, сделанную собственными руками. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становиться доступным. Благодаря играм, сделанным своими руками, дети не только смогут развлечься, но и вполне возможно у низ появится желание к рукоделию, привьются желание смастерить что-нибудь своими руками. Такие игры воспитывают в детях любознательность, внимательность, находчивость. Прекрасный материал для родителей, который подскажет какие игры и игрушки можно сделать совместно с детьми! В заключении, хотелось бы обратить ваше внимание, что в публикации должна быть прописана цель! Примите голос за ваше творчество!