Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Геокешинг как инновационная технология в развитии детей дошкольников

Геокешинг как инновационная технология в экологическом и всестороннем развитии дошкольников: консультация для педагогов и родителей
Описание: данный материал будет полезен для воспитателей, родителей ДОО.
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №60» г. Воронеж
Данная консультация посвящена использованию геокешинга – увлекательной приключенческой игры с элементами туризма и краеведения – как эффективного средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, с особым акцентом на экологическое воспитание.

Цель геокешинга в контексте дошкольного образования выходит далеко за рамки простого поиска сокровищ. Он призван пропагандировать здоровый образ жизни, формируя привычку к активному отдыху на свежем воздухе.

Игра способствует развитию целого комплекса важных навыков и качеств:
- Физическое развитие: Геокешинг – это активная игра, требующая ходьбы, бега, преодоления препятствий (в зависимости от сложности маршрута и местности). Дети развивают выносливость, координацию движений, мелкую моторику (при работе с картой, компасом, записями в блокноте). Регулярные прогулки на природе укрепляют иммунитет и улучшают общее физическое состояние.

- Когнитивное развитие: Поиск тайников требует логического мышления, анализа информации, решения головоломок (задания в геокешинге часто включают в себя загадки, ребусы, шифры). Дети учатся ориентироваться на местности, используя карту, компас, GPS-навигатор, развивая пространственное мышление и навыки работы с географическими данными. Они знакомятся с понятием координат, масштаба, символов на карте.

- Речевое развитие: Общение в команде, обсуждение маршрута, разгадывание подсказок – все это способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию навыков коммуникации. Дети учатся формулировать свои мысли, слушать других, аргументировать свою точку зрения.

- Социально-эмоциональное развитие: Геокешинг – это командная игра, которая учит детей сотрудничеству, взаимопомощи, умению работать в коллективе. Дети учатся распределять обязанности, принимать решения совместно, поддерживать друг друга. Успешное выполнение задания повышает самооценку, уверенность в себе.

- Экологическое воспитание: Геокешинг часто предполагает посещение природных объектов – парков, лесов, заповедников. Дети знакомятся с флорой и фауной своего региона, учатся бережно относиться к природе, наблюдать за окружающей средой, понимать важность её сохранения. Темы геокэшинга могут быть посвящены конкретным видам растений или животных, истории местности, экологическим проблемам. Это способствует формированию экологической культуры с раннего возраста.

Современные технологии в геокешинге для дошкольников
Несмотря на то, что геокешинг традиционно ассоциируется с использованием GPS-навигаторов, в работе с дошкольниками можно использовать более простые и адаптированные инструменты. Например, вместо сложных GPS-устройств можно использовать планшеты с предустановленными приложениями, отображающими упрощенную карту с указанием места расположения тайника. Для самых маленьких можно использовать печатные карты с обозначением маршрута и тайника, а также простые подсказки и загадки. Важно помнить о безопасности – дети должны находиться под постоянным присмотром взрослых.

Организация геокешинга в ДОУ
Перед началом игры необходимо тщательно подготовить маршрут, учитывая возраст и физические возможности детей. Тайники должны быть легкодоступны и безопасны. Задания и подсказки должны быть адаптированы к уровню развития дошкольников, интересными и увлекательными. Важно обеспечить безопасность детей во время игры, предупредить о возможных опасностях. После игры необходимо провести обсуждение, поделиться впечатлениями, закрепить полученные знания.

Взаимодействие с родителями
Успешная реализация геокешинга в ДОУ требует активного сотрудничества с родителями. Их можно привлечь к разработке маршрутов, созданию тайников, подготовке заданий. Родители могут участвовать в игре вместе с детьми, что способствует укреплению семейных связей и созданию положительной эмоциональной атмосферы.

Альтернативные варианты геокешинга
Для детей младшего дошкольного возраста можно организовать "мини-геокешинг" на территории детского сада, используя яркие обозначения и простые задания. Это может быть поиск игрушек, картинок, или других предметов, скрытых в определенных местах.

В заключение, геокешинг – это не просто игра, а мощный инструмент для всестороннего развития дошкольников, способствующий формированию активной жизненной позиции, любознательности, креативности и экологической культуры. Его внедрение в образовательный процесс – это инновационный подход, позволяющий сделать обучение интересным, увлекательным и эффективным. Главное – тщательная подготовка и учет возрастных особенностей детей, а также безопасность и позитивный эмоциональный настрой.
Приложение 1
Сценарий геокешинга для детей 5-6 лет "В поисках осени"
Цель: погрузить детей в увлекательный мир природы через игру геокешинг, развивая их любознательность и экологическое сознание.
Задачи:
Познавательные: расширить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарный запас осенними терминами.
Социальные: формировать умение работать в команде, соблюдать правила игры.
Физические: развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений.
Творческие: стимулировать воображение, фантазию.
Ход геокешинга
Вводная часть
Беседа о погоде. Начать с обсуждения изменений погоды: стало холоднее, дует ветер, идет дождь. Попросить детей вспомнить, какие признаки осени они заметили на улице.
Получение письма. Предложить детям найти письмо от Осени, в котором она приглашает их в путешествие за сокровищами.
Знакомство с картой. Вместе с детьми рассмотреть карту-маршрут, обсудить, что на ней изображено и куда она ведет. Объяснить, что карта будет их путеводителем.

Основная часть
Первый этап: поиск подсказок.
• Первая подсказка может быть спрятана на самом видном месте, например, на доске объявлений. Это поможет детям быстрее войти в игру.
• Следующие подсказки прятать в местах, связанных с осенней тематикой: под кустом рябины, на пеньке, в дупле дерева и т.д.
• На каждой подсказке – задание, связанное с осенью: загадка, считалка, небольшой рассказ, который нужно дополнить.

Второй этап: выполнение заданий.
Загадки. Подбирать загадки про осенние явления, растения, животных. Например:
"Золотые монетки на ветках висят, осенью блестят, а весной пропадут." (Листья)
"Красный нос, длинный хвост, по лесу рыщет, что-то ищет." (Лиса)
Считалки. Использовать считалки, связанные с осенью. Например:
"Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать. Красные, желтые, зеленые, самые красивые."
Рассказы. Придумать короткие рассказы про осенние приключения животных. Например:
"Белка собирала орехи. Она спрятала их в дупле дерева. Найдите, где белка спрятала свои запасы."

Третий этап: поиск сокровищ.
• После выполнения всех заданий, дети находят сокровища – небольшой подарок от Осени (например, раскраски с осенней тематикой, маленькие игрушки животных).

Заключительная часть
Обсуждение. После возвращения в группу, обсудить с детьми, что им больше всего понравилось в путешествии, какие задания были самыми интересными.
Творческая деятельность. Предложить детям нарисовать или слепить то, что они запомнили больше всего.

Дополнительные идеи:
- Осенние игры. Включить в сценарий подвижные игры с осенней тематикой: собирание листьев, бег по осенним листьям, прыжки через лужи.
- Осенние поделки. После геокешинга можно организовать мастер-класс по изготовлению осенних поделок из природного материала.
- Осеннее меню. Приготовить вместе с детьми осеннее угощение, например, яблочный пирог или компот из осенних ягод.

Важно:
• Безопасность. Тщательно продумать маршрут геокешинга, чтобы он был безопасным для детей.
• Индивидуальный подход. Учитывать возрастные особенности детей и их интересы.
• Экологическое воспитание. Постоянно напоминать детям о необходимости бережного отношения к природе.

Примечание:
Этот сценарий является лишь основой, которую можно адаптировать в зависимости от конкретных условий и возможностей. Главное, чтобы игра была интересной и познавательной для детей.
Приложение 2
Беседа
Воспитатель: Ребята, мне пришло письмо. Здесь карта путешествия по территории детского сада. Посмотрите!
Дети рассматривают карту.

Ребята выходят на улицу. Ищут зону «Спортивное поле».

Остановка 1.
Воспитатель: Посмотрите, письмо с вопросами. Я читаю, а ты отвечаешь.
• Какое сейчас время года? Какой месяц?
• Как выглядит осень?
• Какие признаки осени знаете?
• Какую одежду и обувь носят люди осенью?
Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы! Теперь следуйте стрелкам от остановки до остановки.

Остановка 2. «Лесовичок» (беседка)
(Дети и воспитатель находят вторую остановку по стрелкам).
В беседке детей ждет старик Лесовичкок с письмом.

Воспитатель: Ребята, вот и вторая остановка. Тут Лесовичок принёс вам письмо с загадками.
1. Листья летят с ветвей.
Птицы летят на юг.
«Какое сейчас время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень).

2. Дни становятся короче,
Длиннее ночи,
Кто знает,
Когда это бывает? (осенью)

3. Летят желтые листья.
Они падают, вращаются,
И под ногами стелются!
Что это за желтый снегопад?
Это просто... (листопад)

4. За окном темно.
Дождь просится в наш дом. В доме сухо, но снаружи
Появились повсюду... (Лужи).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Следуйте по стрелкам и продолжайте свой путь!
(Дети и воспитатель по стрелкам находят третью остановку).

Остановка 3. «Избушка на курьих ножках».
Баба Яга ждет детей с письмом. Воспитатель читает задание:
• Что можно сказать о листьях осенью (они желтеют, вянут, опадают, скручиваются, сохнут, осыпаются, могут собираться, шуршат под ногами).
• Что вы можете сказать о дожде осенью ( капает, льет, движется, капает, брызгает, шумит, стучит по крыше).
• Что можно сказать о солнце (светит, греет, поднимается, заходит, печет, поднимается).
• Какое солнышко (любящее, доброе, сияющее, желтое, красное, яркое, теплое, горячее, огненное).
• Что делают птицы осенью (перелетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелёту).

Воспитатель: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями на отлично! Вижу, вы настоящие знатоки осени. А теперь давайте продолжим наше путешествие по осеннему лесу. Следуйте за стрелочками!

Остановка 4. «Весёлый гном».
И вот, перед нами четвертая остановка. Посмотрите, кто нас встречает! Это веселый лесной гном. У него для вас есть письмо. Давайте послушаем, что он хочет нам рассказать.

Гном: Здравствуйте, ребята! Я – лесной гном, и я очень люблю осень. Но я немного запутался в осенних приметах. Помогите мне разобраться, какие из этих явлений относятся к осени, а какие нет? Дети перечисляют осенние приметы, воспитатель помогает им, если нужно.
Например: Не бывает осенью: дети загорают, купаются, набухают почки, распускаются листья. Бывает осенью: листья шуршат под ногами, люди собирают урожай, птицы улетают на юг, дети надевают теплую одежду, бабье лето, белка собирает запасы, деревья сбрасывают листву, дни становятся короче, идет дождь, животные готовятся к зиме.
Гном. Спасибо, ребята! Вы очень помогли мне разобраться. А теперь давайте вспомним, почему осень называют золотой?
Дети: Правильно, осень называют золотой, потому что листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми, как золото.

Остановка 5. «Собери букет».
Продолжаем наше путешествие. И вот, перед нами пятая остановка. Здесь нас встречает сама Осень! У нее для вас еще одно интересное задание.
Осень: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в моем осеннем лесу. А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете, как меняются листья осенью. Вам нужно собрать букет из трех листьев разных цветов. Помните, что сначала листья зеленые, потом желтеют, а затем становятся коричневыми. Дети собирают букет из листьев, соблюдая последовательность изменения цвета.
Осень: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!

Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам наше приключение по осеннему лесу? Что вам запомнилось больше всего? Может быть, вы узнали что-то новое?
Дети делятся своими впечатлениями.

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось наше путешествие. Осень – это прекрасное время года, полное ярких красок и интересных событий. Давайте поаплодируем себе за то, что мы сегодня узнали много нового и интересного об осени!

Дополнительные вопросы для обсуждения:
- Какие еще осенние праздники вы знаете?
- Какие осенние блюда вы любите?
- Какие животные впадают в спячку осенью?
- Какие птицы остаются зимовать?

Примечание: Этот сценарий можно дополнительно расширить, включив в него стихи, загадки, игры и другие творческие задания, связанные с осенней тематикой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в 1 младшей группе Педагогические технологии в системе образования Применение современных педагогических технологий в ДОУ Образовательные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми 5-7 лет с ОВЗ
Сказка про Сказочное королевство для детей 6-9 лет
Опубликовано: 45 дней назад (7 ноября 2024)
Просмотров: 453
Рубрика: Публикации
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!