Из опыта работы. Современные образовательные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике, совершенствования педагогических технологий..
Назрела необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога. Поэтому, учитель – дефектолог должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания и компетентность. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания.
Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить.
Для достижения поставленных целей и задач в своей профессиональной деятельности я использую следующие образовательные технологии: технология проектов, дифференцированного подхода, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Технология проектов
Особенностью проектной деятельности в работе с дошкольниками является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и дефектолог, а также вовлекаются родители.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
- активизация познавательных процессов;
- формирование у воспитанников интереса к творческому решению задачи:
- развитие и обогащение сенсорного опыта детей.
Технология дифференцированного подхода.
У многих детей с ОВЗ отмечается неустойчивое внимание, недостаточно развита память, дети испытывают трудности в выполнении традиционных заданий - в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При применении данной технологии воспитанников делю на условные группы с учетом нарушений развития и типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.
Информационно-коммуникативные технологии.
В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности, стремлюсь к совершенствованию в области применения информационных технологий.
Моя
цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья:
- повысить наглядность материала;
- разнообразить содержание материала;
- разнообразить формы подачи материала.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции
компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении;
- развивает познавательную активность детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
В коррекционной работе учителя-дефектолога важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.
В работе с дошкольниками использую самостоятельно созданные презентации: «Времена года», «Фрукты. Сад», «Овощи. Огород», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Транспорт», «Нелепицы», «Найди отличия», «Четвертый лишний», в зависимости от тематики включаю в занятия аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», и другие.
Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал для дошкольников с отклонениями в развитии. Одной из доступных и удобных в применении приложений является программа “PowerPoint”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.
Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
- возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного коррекционно-развивающего занятия. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут.
Применение информационно - коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с ОВЗ, значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Здоровьесберегающие технологии.
Одна из основных задач коррекционного педагога - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Для этого я использую здоровьесберегающие технологии: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, дыхательной гимнастики , гинастики для глаз, кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия), пальчиковой гимнастики с применением массажного шарика су-джок.
В результате применения в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ здоровьесберегающих педагогических технологий, повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, формируется у детей стойкая мотивация на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников.
Таким образом, технологии, которые я использую в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ, способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей, способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
Такое построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендуем посмотреть:
Применение современных педагогических технологий в ДОУ
Особенности проведения диагностики детей с ОВЗ
Специфика общения с детьми с ОВЗ. Доклад
Краткосрочные проекты в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ