Конспект занятия для школьников на тему ЗОЖ «Шумовое загрязнение»
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна,заведующий отделом по основной деятельности, ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащихся", г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Конспект занятия в объединении по интересам "Эврика", который посвещен влиянию шума на здоровье человека. Публикация представляет интерес для педагогов и родителей.
Цель: знакомство ребят с воздействием, которое оказывает шум на состояние и функционирование человеческого организма.
Задачи:
- содействовать развитию познавательной активности учащихся;
- привлечь их внимание к необходимости ослабления негативного влияния окружающей среды на человека;
- развивать коммуникативные способности, умение человека взаимодействовать с природой.
Материалы и оборудование: карандаши, маркеры, бумага, карточки по теме занятия, листы ватмана, вопросы к игре «Дюжина вопросов», ручки.
Участники: учащиеся 6-8 классов.
Литература:
1. Ю.В.Новиков «Природа и человек» Москва, «Просвещение, 1991 г., с.212 -214.
2. С.Е.Павлов «Экология. Будет ли страшный суд?», Минск «Ураджай», 1999 г., с. 288-293.
3. А.В.Зайцев «Звуки вокруг нас», «Пазашкольнае выхаванне», 2007г. №10.
4. Журнал «Эковестник», 2008 г., № 5 с. 54
5. Журнал «Здаровы лад жыцця», 2007 г., № 5 с. 54
План занятия
1.Организационный момент
Тест «Моё самочувствие»
2.Основная часть.
2.1. Загрязнение окружающей среды (Мини-лекция)
2.2.Звуки окружающие нас (Беседа)
2.3.Что такое шум? (Беседа с элементами игры)
2.4.Шумовое загрязнение
2.4.1.Немного истории (Сообщение учащихся)
2.4.2.Шум и его действие (Мини-лекция)
2.5.Как уменьшить отрицательное воздействие шумового загрязнения? (Беседа).
3.Подведение итогов занятия.
Игра «Дюжина вопросов».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Тест «Мое самочувствие» (Н. Стебенева, Н. Королева)
Инструкция: вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите, нужна, прежде всего, вам.
За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.
1. У меня часто плохое настроение, я плачу.
2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему в глаза.
3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
5. Я почти не интересуюсь тем, что для других является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).
6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.
7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.
8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.
9. Я говорю, как правило, очень тихо, так, что меня с трудом понимают собеседники.
10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.
Ключ к тесту
1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.
3–6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?
7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но все-таки есть смысл задуматься над полученной информацией.
2. Основная часть.
2.1.Загрязнение окружающей среды
На листке ватмана пишется слово «Загрязнение». Ребята называют слова, которые, по их мнению, ассоциируются с данным понятием. Всё записывается маркером на лист.
По определению одного из ведущих экологов России Н.Ф.Реймерса, «загрязнение окружающей среды – это привнесение в среду или превышение в ней новых, обычно не характерных для неё факторов, или превышение естественного уровня содержания данных факторов в среде, приводящих к негативным последствиям». Иначе говоря, это всё то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, что естественно для природы, выводит её из состояния равновесия.
Классификация загрязнений окружающей среды по Г.В.Стадницкому и А.И.Родионову.
1. Ингредиентное – поступление чуждых естественным экосистемам веществ. (Например: бытовые стоки).
2. Параметрическое – изменение характеристик окружающей среды. (Например: уровня освещённости, шума, тепла).
3. Биоценотическое – воздействие человеческой деятельности на состав и функционирование популяций живых организмов. (Например: браконьерство).
4. Стациально-деструктивное – изменение природных ландшафтов и экосистем в процессе природопользования. (Например: пожар, осушение болот).
2.2. Звуки окружающие нас
Мы живем в мире звуков. Они сопровождают человека с самого рождения и до смерти.
Журчание воды, хор лягушек, свист ветра – всё это голоса природы.
Ребята приводят свои примеры.
Игра на скрипке, пение детей, звон колокола – это музыкальные звуки.
Ребята приводят свои примеры.
Шум трактора, стук молотка, рёв мотоцикла, «визжание пилы» - это звуки которые создаёт человек.
Ребята приводят свои примеры.
Наш век стал наиболее шумным. Вместе с успехами науки и техники, с интенсивной урбанизацией неотступно растёт и уровень шума. Мы и не замечаем, как окружаем себя скрипами, стуками, рёвом, гулом и прочими звуками, которые обрушиваются на наши уши, психику. А безобидно ли это?
Ответы ребят.
2.3. Что такое шум?
На листе ватмана пишется слово «шум». Ребята называют, что они связывают с этим понятием. Всё записывается маркером на лист.
Игра: «Шум, который не мешает»
Учащиеся делятся на 4 команды (по 2-3 человека). На стол выкладываются карточки с различными звуками.
Ребята должны выбрать по 3 звука.
1-ая команда «Утро» -
Под какие звуки, вы бы хотели проснуться?
2-ая команда «День» -
Какие звуки вы бы хотели слышать в течение дня?
3-ая команда «Вечер» -
Под какие звуки вы бы хотели уснуть?
4-ая команда «Ночь» -
Какие звуки не мешали бы вам спать?
Звуки:
1. Шум дождя.
2. Шелест деревьев.
3. Щебет птиц.
4. Мурлыканье кошки.
5. Звон разбитого стекла.
6. Рёв мотора автомобиля
7. Хор лягушек.
8. Шум моря.
9. Пение птиц.
10. Стук молотка.
11. Гром.
12. Крики людей
13. Игра на пианино.
14. Рок-музыка.
15. Тиканье часов.
16. Ласковый голос мамы.
17. Смех людей.
18. Лай собаки.
Обсуждение результатов.
Шум – звук любого рода, воспринимаемый людьми как неприятный крик. Часто мы не замечаем присутствие звука – фоновый шум (тиканье будильника). Иногда нам он нравиться (пение птиц).
2.4. Шумовое загрязнение
2.4.1.Немного истории (сообщения ребят)
1. В 50 г. до н.э. жители Древнего Рима жаловались на то, что уличный шум не даёт им спать по ночам, и Юлий цезарь вынужден был запретить ночное движение экипажей по городу.
2. Королева Англии Елизавета первая, правившая в 16-ом веке, заботясь о ночном покое своих подданных, запретила ночные схватки и громкие семейные ссоры после 10 часов вечера!
3. В Париже борьба с шумом началась с 1954 года. Тогда были запрещены автомобильные гудки, водители грузовиков должны были укладывать груз так, чтобы он не гремел, а на колёса вагонов метро недели резиновые шины.
4. Со второй половины 20-го века девятый вал шумов удваивается каждые 10 лет. И конца этому бедствию нет. Поэтому мы сегодня уже можем говорить о наличии «шумового загрязнения», которое ещё мало изучено, а уже таит в себе большую экологическую опасность.
2.4.2. Шум и его действие
Шум – это комплекс звуков различной высоты и силы. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах (дБ).
Порог чувствительности уха человека к звукам – 0 дБ. Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека.
Учёные различают следующие градации действия шума:
1. Мешающее действие растёт с увеличение громкости, не зависит от индивидуальной чувствительности и от конкретной ситуации. Оно может быть связано и с информацией, которую он несёт. Как помеха шум может восприниматься с уровня 25 дБ.
2. Активация, то есть возбуждение центральной и вегетативной нервной системы, нарушение сна, способность расслабляться.
3. Влияние на работоспособность. Как правило, шум ухудшает её. Иногда звуки определённой силы и частоты стимулируют процесс мышления и в особенности процесс счёта.
4. Помехи для передачи информации и нарушение общей ориентации в звуковой среде.
5. Возникновение заболеваний. Постоянное воздействие шума может вызвать глухоту из-за повреждения чувствительных клеток внутреннего уха.
В зависимости от времени воздействия шум может приводить к более или менее сильному стрессу, который нарушает наши внутреннее «часы».
Воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
Шум в больших городах сокращает жизнь человека (по данным австралийских ученых) в пределах 8-12 лет. Существуют санитарные нормы шумового давления: производственные помещения – 70-80 дБ, городская улица – 55дБ, помещения, предназначенные для умственного труда – 45 дБ.
Наиболее чувствительны к действию шума лица старшего возраста. В возрасте до 27 лет на шум реагируют 46 % людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, в возрасте 58 и старше – 72%. Данное обстоятельство должны учитывать молодые люди, когда слушают дома поп-музыку, смотрят видео и т.д.
Особенно вреден шум для детей, он делает их раздражительными, нарушает сон, снижает аппетит. При уровне шума 65 дБ у школьника ухудшается зрение, снижается работоспособность, повышается утомляемость. Учёными установлено, что школьники подвергаются за время пребывания в школе воздействию шума силой от 40 до 100 дБ.
Шум пагубно действует не только на человека. Известно его отрицательное влияние на животных и растения. Из центров городов «уходят» многие животные и растения, предоставляя свободу действий крысам, микробам и другим разносчикам инфекций и болезней.
Рассуждение ребят на тему "Как шум действует на природу?"
2.5. Как уменьшить отрицательное воздействие шумового загрязнения?
Человек как может, спасается от шумов. Попробуйте привести своё решение этой проблемы?
1. Теперь стены домов делаются избыточно толстыми.
2. Не нажимать в автомобиле на акселератор.
3. Использовать шины с глубоким рисунком протектора.
4. Поставить в цехах в порядок декоративного украшения шары, конусы и т.п. заполненные пористыми материалами.
5. Покрывать вибропоглащающей мастикой металлические потолки, воздуховоды, панели в цехах (на 6-9 дБ).
6. Строить жилые дома дальше от автомагистрали.
7. Уменьшать звук телевизоров, музыкальных центров и т.п.
8. В лес, на речку ходить без приёмников.
9. Чаще выезжать из города.
Убежать от шума невозможно. Он – вездесущ. Спасение от шумовой блокады – в наступлении на неё. Шумы надо снимать в их источнике. В современных городах Европы строят «акустические заборы» (стены, откосы и т.п.), способные значительно укрощать шум. Так, простая железобетонная стенка высотой в 8 м снимает 20 дБ шума, устройство дороги в выемке глубиной в 4,5 м – до 41 дБ.
Надёжный защитник от шумов – зелёные насаждения. Ни одного из градостроительных шумозащитных сооружений не охраняет нас от всех вредных факторов городской среды так, как это делают деревья и кустарники. На озеленённой территории запыленность воздуха снижается на 40%, а уровень шума – на 20 %. Стоимость зелёных насаждений во много раз меньшая, чем сооружения шумозащитных стенок, валов, откосов. Эстетика бетонной стены и зелёной ограды просто несопоставима.
Викторина
1. Какой запрет вынесла королева Англии Елизавета первая, заботясь о покое своих подданных?
2. В каком году в Париже началась борьба с шумом? (1954г.)
3. В чём измеряется интенсивность шума? (децибелах)
4. На сколько лет шум может сократить человеческую жизнь?
5. В каком возрасте люди наиболее чувствительны к шуму? (от 58 лет и старше)
6. Какие негативные последствия на организм человека может оказать шум?
7. С помощью чего можно уменьшить воздействие шума на человеческий организм в городе? (зеленые насаждения…)
8. Полезна ли человеку абсолютная тишина?
9. Какие шумы могут оказывать хорошее действие на человека?
10. Как называется шум, который мы не замечаем?
11. Что сделал Юлий Цезарь, чтобы уменьшить уличный шум?
12. Какое количество дБ практически безвредно для человека?
13. Как влияет шум на животных и растения?
14. Что мы можем сделать, чтобы уменьшить шумовое загрязнение?
15. Какой силы шум действует на детей в школе? (40-100 дБ)
16. На верхних этажах Нью-Йоркских небоскрёбов плата за жильё в несколько раз превышает оплату на нижних этажах. Какие причины ухудшают уровень жизни обитателей нижних этажей? (Уличный шум, выхлопные газы, система вентиляции метрополитена).
3. Подведение итогов занятия
Игра «Дюжина вопросов»
Всем участникам педагог предлагает выйти на свободное пространство аудитории. Затем предлагает систему вопросов, на которые отвечает одновременно каждый участник про себя, невербально, осуществляя соответствующие движения: «нет» - присесть на корточки, «ни да, ни нет» - обычная поза, стоя, «да» - поднять руки вверх.
Вопросы
1. Любите ли вы свой город?
2. Любите ли вы пение птиц?
3. Считаете ли вы, что шум от ваших мобильных телефонов безвреден для окружающих?
4. Любите ли вы громкую музыку?
5. Знаете ли вы как можно уменьшить шумовое загрязнение в вашем доме?
6. Любите ли вы бывать на природе?
7. Делаете ли вы лично, что-либо для охраны природы?
8. Полезна ли человеку абсолютная тишина?
9. Можно ли убежать от шума?
10. Любите ли вы делать уроки под звуки телевизора?
11. Вызывает ли звук в 130 дБ болевой синдром?
12. Нравиться ли вам зелёный цвет?
После последнего вопроса и ответа на него участников, педагог благодарит всех, просит занять свои места и предлагает примерный алгоритм рефлексии:
- расскажите о своем эмоциональном состоянии (бодрость, подавленность, радость, огорчение, удовлетворение и т.д.);
- назовите причины своего состояния (все были активны, интересно, полезно и т.д.).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для учащихся 9-11 классов коррекционных школ на тему: Здоровый образ жизни
Сценарий агитбригады для учащихся 7 класса на тему: Здоровый образ жизни
Конспект классного часа "Здоровый образ жизни" для 5-6 класса
Внеурочное мероприятие для школьников 6-7 класса по профилактике вредных привычек
Похожие статьи:
Беседа в 7 классе на тему «Здоровый образ жизни»
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Внеклассное мероприятие 2 класс по теме: Чистота – залог здоровья
Методическая разработка игры для подростков 7-8 класс «Почему нельзя?»