Конспект занятия в объединении по интересам экологического профиля по теме «Синантропные виды животных»
Описание: Рядом с человеком обитают дикие животные. Те, кого мы видим каждый день и те, кого мы даже не замечаем. Многие из них приносят нам пользу, часть – вред. Людям необходимо научиться жить с животными вместе не уничтожая их и не нанося вреда себе. Для этого необходимо знать животных, встречающихся в населенных пунктах. Работа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей биологии, начальной школы и учащихся 4-7 классов. Автор проводил занятие по теме «Синантропные виды животных» при изучении животного мира Республики Беларусь в объединениях по интересам «Эврика» и «Занимательная биология»
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Цель занятия: способствовать формированию знаний о животных, обитающих в населенных пунктах.
Задачи:
- познакомить с видами животных обитающих рядом с человеком;
- способствовать воспитанию любви к природе;
- способствовать развитию диалогической формы речи;
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (викторина, конкурсы кроссвордов, загадки)
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, иллюстрации животных, магнитная доска, магниты; подборка загадок, четверостиший, викторина «Синантропы нашего города».
Состав учебной группы: возраст детей: 10 -14 лет
Структура занятия:
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтение четверостиший о синантропных животных.
3.Операционно-познавательный этап
3.1. Беседа «Синантропные животные»
3.2. Физкультминутка «Еж»
3.4. Конкурс загадок «Синантропные виды животных»
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1.Викторина «Синантропы нашего города»
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия.
Содержание занятия.
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Чтение четверостиший о синантропных животных.
Учащиеся внимательно слушают и по окончанию говорят, что этих животных объединяет.
1. Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
(С. Чёрный)
2. Милая певунья,
Ласточка родная
К нам домой вернулась
Из чужого края.
(И. Белоусов)
3. К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
(С. Богдан)
4. Рыться крот в земле любил,
Часто клады находил.
Зарабатывал неплохо,
Жил себе и не тужил.
(А.Бехтерев)
5. Как у мышки, у полёвки
Целых тридцать три кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат, для малышат.
(В. Степанов)
6.В сетке весь его улов,
Только он не рыболов.
Прикрепив её на сук,
Ловко ловит мух паук.
(Г. Косаревский)
7. Маленькая муха,
Жужжала возле уха,
Чуть присела и опять,
Принялась летать, летать.
(А. Тесленко)
8.Полагаясь на удачу,
К нам комар влетел на дачу.
Дать сумел нахалу сдачи
И с позором выгнал с дачи!
(С. Островский)
9. Заглянул в одежный шкаф:
Моль на шубе ест рукав!
Подмигнула мне она:
«Летом шуба не нужна!»
(В. Сибирцев)
3.Операционно-познавательный этап
3.1. Беседа «Синантропные животные»
Педагог: Синантропные животные – это те виды животных, которые регулярно обитают на территории населенных пунктов рядом с человеком независимо от его желания.
- Каких птиц вы встречаете на улицах нашего города?
Ответы учащихся:
- Это грач, ворона серая, галка, воробьи, ласточки, стриж, синицы и другие.
Педагог:
Эти птицы обитают рядом с человеком и поэтому относятся к синантропным животным.
Сизый голубь распространился по городам Беларуси в связи с фестивалями молодежи и студентов в Москве в 20 веке, на которых он был признан птицей мира (всячески охранялся и разводился). В результате этого голуби повсеместно размножились и в крупных городах они способны сбиваться в стаи до 500 особей.
Своеобразный синантроп – белый аист. Птица обитает только рядом с человеком и если населенный пункт приходит в запустение, то белые аисты улетают.
- Какую пользу. или возможно вред, приносят птицы в городах и деревнях?
Ответы учащихся:
- Загрязняют город экскрементами, представляют угрозу в распространении опасных заболеваний.
- Круглый год истребляют вредителей-беспозвоночных и украшают наши города и деревни своим пением и видом.
Педагог:
-Как вы думаете, каких зверей можно встретить в населенных пунктах?
Ответы учащихся:
- Крот, ёж, мышь, крыса и другие
Педагог:
В той или иной степени синантропными можно считать очень многие виды беспозвоночных. Самый очевидный пример – тараканы. Черный таракан, прусак, американский таракан – все они представляют разные виды и территориально живут в разных местах, однако, в любом случае, их место обитания ограничено исключительно жилыми домами, где они питаются продуктами, объедками и другими органическими остатками. Обычно тараканы ведут скрытный образ жизни, но иногда, при большой заселенности жилища и в условиях голода, могут нападать даже на людей (в основном на маленьких детей), объедая с кожи частички эпидермиса, заползая в нос и уши. Кроме тараканов можно встретить в домах мух, муравьев, моль.
- Каких синантропных беспозвоночных вы можете назвать?
Ответы учащихся:
- Моль, паук, вши, мухи.
Педагог:
Различают следующие формы синантропии:
1. Абсолютная (или облигатная) синантропия. Животные обитают только в человеческих жилищах и конструкциях. Нигде не отмечено и видимо уже невозможно их существование в природных биотопах. У позвоночных эта форма синантропии отсутствует. Она свойственна специфическим паразитам человека (например, головным вшам) и некоторым членистоногим – обитателям его жилищ (например, постельным клопам).
2. Настоящая (или преимущественная) синантропия. Животные обитают во всех типах зданий, включая каменные многоэтажные дома, и настолько приспособились к жизни в населенных пунктах, что, следуя за человеком, расселились по всему миру.
Число видов, для которых характерна эта форма синантропии, невелико: домовая мышь, серая и черная крысы и некоторые другие виды животных.
3. Географически ограниченная синантропия. Животные хорошо приспособлены к обитанию в населенных пунктах и в постройках человека, но они заселяют их только в пределах своего естественного ареала. Они могут жить во всех типах построек, включая современные многоэтажные дома. Например, синица большая, ласточка городская, некоторые виды летучих мышей.
В наши дни появляются новые виды животных, которые поселяются в городах и селах. Это барсуки в Копенгагене, лисицы - в Лондоне, кряква – в Слуцке.
Как и десятки тысяч лет тому назад, так и сейчас жизнь человека тесно связана с жизнью животных. Поэтому знать особенности биологии и поведения синантропов, - значит обогатить себя знанием многих законов природы, полнее изучить пользу или вред, приносимые животными для человека. А это, в свою очередь, поможет лучше и более умело строить свои отношения с окружающим нас миром.
3.2. Физкультминутка «Еж»
3.3. Конкурс загадок «Синантропные виды животных» (Приложение1)
4. Контрольно-коррекционный этап
Викторина «Синантропы нашего города»
1.Синантропные виды животных – это
А) виды, живущие рядом с человеком, независимо от его желания;
Б) домашние виды животных;
В) виды, живущие в зоопарках и живых уголках.
2. Какого дикого зверка можно встретить в сельских населенных пунктах?
А) беляк;
Б) русак;
В) кролик.
3. Что делают ежи зимой?
А) спят;
Б) охотятся;
В) мигрируют.
4.Какие синантропные птицы гнездятся колониями?
А) ворона серая;
Б) грач;
В) голубь сизый.
5.Почему нельзя трогать руками больного сизого голубя?
А) можно заразиться от него;
Б) можно испачкать руки;
В) можно испугать птицу.
6. Самый назойливый спутник человека – это
А) таракан;
Б) муха;
В) муравей.
7. Моль – это
А) разновидность жуков;
Б) небольшая муха;
В) мелкая бабочка.
5. Рефлексия
Подведение итогов занятия.
Приложение1
Конкурс загадок «Синантропные виды животных»
Ребята отгадывают загадки. Педагог демонстрирует иллюстрации животных, которые являются отгадкой.
1. Прилетела за медком
Пожужжала над цветком.
Два ведёрка набрала
Полосатая…
(пчела)
2. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно.
(ёжик)
3.Есть зверек один
Под землей живет в норе
Ест личинки и жуков
Мышку скушает лягушку
Чтоб зимою долго спать
Надо кушать много летом.
(барсук)
4.В парке нашем новоселье,
Птичье звонкое веселье:
Клёкот, щебет и рулады.
Мы весенним птицам рады!
Приготовили дворцы.
Поселились в них…
(скворцы)
5. Утром плюх на весь день в
пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут.
(утки)
6. С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку.
Коготки на лапках Остры:
По стволу взбежать не просто!
По ветвям летит, как стрелка,
Эта рыженькая…
(белка)
7. Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая …
(сова)
8. Она в пещере проживает,
Вниз головой спит, отдыхает,
Насекомыми питается,
Млекопитающим является.
(летучая мышь)
9. Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только ...
(стриж)
10. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей)
11. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)
12. Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(ворона)
13. В их колониях галдеж,
Ничего не разберешь.
Зерна ест, клопов, жуков.
Мышевидных грызунов.
От вредителей как врач
Сад спасает черный ...
(грач)
14. Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит.
Коль летает высоко,
Значит дождик далеко,
Если же летает низко,
Это значит дождик близко
(ласточка)
15. Меньше вороны,
Меньше грача,
Хоть и похожа осанкой.
Сизая шея,
Живет сообща,
Что за птица такая?
(галка)
16. Кто в глубокой норочке
Прячет хлеба корочки,
Серенькая с хвостиком
Маленького ростика?
(мышка)
17. Любит пакостить в шкафу.
Кружится, летает.
Где присядет, незадолго,
Дырку оставляет!
Шерсть ей, будто шоколад,
Сладкий, для ребенка!
В доме ей никто не рад -
Маленькой плутовке!
(моль)
18. Музыкальный кроха очень!
Всё надкрыльями стрекочет.
И не только на опушке,
Но за печкою в избушке.
(сверчок)
19. Кровосос и паразит,
В мягкой мебели сидит.
Выжидает, подползает
И, конечно же, кусает.
(клоп-постельный)
20. Где летит – там жужжит,
Над едою кружит.
Паучок ёё заметил,
Заманил злодейку в сети.
Уловило звук тот ухо.
А жужжала… Верно!
(муха)
21. Гигиены враг бескрылый
Этот паразит,
Позабывшим воду, мыло
Кровосос грозит.
(вошь)
22. Всеядная особа
Всегда на всё готова,
На стол залезть
Борщ похлебать,
Иль в мусорном
Ведре поспать!
(таракан)
23. А эта родственница мыши –
И толще, и умней, и выше.
Она любить все погрызть,
Что ей попадается,
Сыр, конфеты, книга, рис -
Все в момент сгрызается.
(крыса)
24. У кошки есть, у собаки есть,
А сколько есть -
Никогда не счесть.
(блоха)
25. Все изрыл – и луг, и сад –
Землеройный аппарат.
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки.
(крот)
26. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.
(сорока)
27. Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно!
(голубь)
28. В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
(паук)
29. Пришли мужики без топоров,
Срубили избы без углов.
(муравьи)
30. Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (куница)
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая игра для 4 класса
Внеклассное занятие по экологии, 4 класс
Экологическая викторина-путешествие для 3-4 класса ко Дню воды
Экологическая игра по станциям для школьников 4-5 класса. В мире птиц
Похожие статьи:
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Внеклассное мероприятие «Земля - наш общий дом», 4 класс