Эссе «Ветка - родины заветный уголок»
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Публикация предназначена для знакомства с одним из городов Гомельской области с удивительной историей и уникальной природой. Материал представляет интерес для всех интересующихся историей, экологией.
Цель: привлечение интереса к изучению природы и истории своей малой родины.
Задачи:
- Способствовать знакомству с интересными местами Республики Беларусь.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе в населенных пунктах.
- Способствовать формированию интереса к истории своей страны.
Все не вечно
Под поясом млечным.
Время
Метит морщинами
Метко.
Но шумит по-весеннему
Вечно –
Вечно зеленая
Ветка.
Д. Ковалев.
История появления этого городка уходит в 17 век. В те далекие времена в России произошел раскол в церкви, начались гонения на староверов. Многие сотни людей, верные своей старой вере, двинулись с насиженных мест в поисках счастья. Так в 1685 году на острове реки Сож была основана слобода Ветка. В начале 18 столетия она стала центром российских староверов.
Сегодня Ветка – это маленький городок на берегу реки Сож в Гомельской области. В самом центре города площадь, которую до сих пор называют Красной. Это название напоминает о беженцах-староверах из Москвы, основавших этот город.
Ветка – это город моего детства и юности. Это малая родина, любовь к которой я передала своей дочке, и которую пронесу в своем сердце всю жизнь. Скоро тридцать лет, как я живу в г.Слуцке Минской области, но чем старше становлюсь, тем чаще мои воспоминания уносят меня в город моего детства. Все ближе и понятней становятся строки Зязиной Т. В её
стихотворении «Родины заветный уголок»
О Ветка! Родина моя,
А знаешь, как ты хороша!
Тебе скажу, я не тая,
С тобой прощалась не дыша…
Родилась здесь когда-то я,
И юность жизни здесь прошла…
Гостить приехала. И надо
Дом отцовский не нашла.
И постаревшую березу
Вдруг увидела одну.
Мысли – в прошлое, и слезы,
И грусть по дому, по окну.
Не узнать, ты изменилась.
В жизни так должно быть,
Чтобы созданным гордилась,
Чтоб не смогла тебя забыть.
За палисадники, рябины,
Вербы, липы и каштаны,
За березки, как в картине,
За зеленые туманы,
За то, что поняла, узнала,
За то, что радовался глаз,
За то, что в памяти запала.
СПАСИБО Ветке много раз.
В конце 20 века Ветка утопала в зелени лесов, да и на улицах кроны деревьев образовывали купола. В то время город еще не затронул современный ландшафтный дизайн, а его жители умели радоваться каждому цветку и букашке, слушать пение птиц.
В городе, с дореволюционных времен, сохранились два пруда: большой и маленький.
Посредине большого пруда расположен островок, на котором, как и по берегам пруда, росли огромные ивы. Они многие годы смотрелись в водную гладь, создавая тень для рыбаков. В их ветвях строили свои гнезда многочисленные птицы. На островке были большие заросли таволги вязолистной с крупными резными листьями, а в середине лета у неё появлялись белые соцветия, распространяя медовый запах и привлекая пчел и шмелей. Местные жители называют островок Курганом. Почему? Никто уже и не помнит.
Для ребят Курган был волшебным миром, полным чудес и тайн. И не беда, что тропинки здесь лежали через заросли крапивы и таволги, что вместо пальм росли ивы и клены. Столетние щуки становились для них акулами, а обычные сороки – павлинами. Днем ребята играли на островке в казаков-разбойников и робинзонов, а на вечерней зорьке ловили карасей на хлебный мякиш.
В прудах жили озерные лягушки. Каждый вечер они давали «концерты». Что может быть прекраснее их кваканья? Теплыми летними вечерами можно было долго сидеть на берегу и слушать их пение.
На исходе летней ночи на своих плетях-стеблях из глубины выплывали навстречу солнечному дню листья белой кувшинки. Это одно из самых удивительнейших водных растений. С утра до вечера цветущие кувшинки следовали за движением солнца, поворачивая головку в сторону его лучей.
Подводный мир привлекал юных исследователей своим многообразием. Сидя на берегу, они наблюдали за плавающими головастиками, за тем как охотятся клоп-ранатра или жук-плавунец. Мальчишки пускали свои кораблики из коры в плавание, а «капитанами» на них были прудовики. Девочки собирали коллекции домиков пресноводных моллюсков: малого и большого прудовика, лужанки, катушки и других.
Местами на поверхности прудов ряска образовывала светло-зеленые коврики, а по берегам водоемов находились заросли рогоза и тростника. В них дикая утка прятала от любопытных глаз своих малышей. Листья стрелолиста привлекали внимание своей формой, похожей на увеличенный наконечник стрелы. В надежде поймать рыбку, то опускаясь, то поднимаясь выше деревьев, летали крачки. Над водой проносились быстрокрылые стрекозы, охотясь на комаров и мошек.
После концерта лягушек наступала очередь соловья, который гнездился в прибрежном кустарнике крушины. Днем начинали свои «выступления» шестиногие музыканты: кузнечики, цикады, кобылки.
На берегу маленького пруда рос могучий дуб. День и ночь смотрелся он в воду, а ветер расчесывал его кудри. Зеленый великан был частью маленького парка, расположенного рядом с водоемом. В парке были свои потаенные тропинки, солнечные полянки. Здесь, конечно, не встречался полосатый тигр, но полосатый кот, пришедший поохотиться на воробьев, был делом обычным. В зарослях крапивы можно было найти гнездо болотной камышевки или коноплянки. Вверху, на тополях и березах, грачи разместили свои гнезда, которые образовали целый птичий город-колонию. В неё каждую весну жильцы возвращались с юга. (В те годы зимы были холодными, а грачи перелетными.) В дуплах деревьев жили летучие мыши. Вечерними сумерками они вылетали охотиться на ночных насекомых.
В этом парке ребята играли в прятки, строили шалаши, плели венки из одуванчиков, слушали пение птиц, ловили кузнечиков, чтобы, рассмотрев маленьких скрипачей, выпустить на волю.
Здесь, почти в центре города, был свой мир, со своими законами, проблемами и драмами. И чтобы соприкоснуться с ним, нужно было иметь открытое сердце, уметь слышать и видеть.
До 1986 года жители города часто отправлялись в лес за ягодами и грибами или чтобы просто погулять после повседневной суеты. Ветковчане редко ездили отдыхать в другие места. Да и зачем, если есть чудесный пляж на берегу реки Сож, сказочные озера, где можно порыбачить, и волшебные леса с чистым воздухом. А вот в Ветку приезжали многие, чтобы отдохнуть на природе. И все гости увозили сказочные воспоминания о речке, о голубых озерах, о сосновом боре и о красавице белой кувшинке в городском пруду.
26 апреля 1986 год – взрыв на Чернобыльской АЭС.
Сколько горя он принес людям… Тот, кто не был тогда в зоне отселения, не поймет, что пережили ветковчане… Многие уехали навсегда, многие, не выдержав разлуку с родиной, вернулись. Но независимо от того, как сложилась их жизнь после чернобыльского взрыва, любовь к своей малой родине осталась с ними навсегда.
Сегодня, по-прежнему, несет свои воды Сож в Днепр. Но в лес нельзя, на речку – тоже. Радиация. Ветковчане стали ездить отдыхать в санатории, в другие страны, и редко кто отправляется с ребенком на прогулку в лес или на речку.
Город Ветка, как и много лет назад, утопает в зелени лесов, а вот в черте города грустные перемены… Многие улицы лишились кудрявых кленов, стройных березок, красавиц рябин, великанов ясеней. Берега прудов потеряли свои вековые ивы, заросли рогоза и тростника, а на островке сначала избавились от всех растений, потом устроили танцплощадку, а затем – кафе, где летними ночами гремит музыка. Стоит ли удивляться, что грачи улетели, оставшиеся лягушки все реже устраивают свои концерты, а соловью негде построить гнездо. В скошенной траве не стрекочут кузнечики, не поют цикады. Чудесный уголок природы исчез, только белые лилии, с завидным упорством для краснокнижников, каждую весну продолжают радовать ветковчан.
Сегодня г.Ветка привлекает туристов своей историей, наличием Красной площади, а также возможностью посетить уникальный Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе руководителя школьного кукольного театра
Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную»
Эссе педагога дополнительного образования
Эссе педагога дополнительного образования. Мое педагогическое кредо