Влияние тактильных ощущений на развитие речи у детей первого года жизни.
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии,чтобы заметить,какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета-важнейшие, естественные действия малыша.
Рука, пальцы, ладошки ребёнка-едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.
Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.
Можно сколько угодно рассказывать ребёнку о том,что это мягкая,пушистая собачка,пока он сам не прикоснётся пальчиками к шёрстки. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Отставание детей в речевом развитии в детских домах прогрессирует,что заставляет воспитателей задуматься над новыми методами занятий с воспитанниками.
Учёные, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребёнка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.
Создано много программ и занятий направленных на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики детей, что помогает "разбудить" речевые зоны мозга. Совершенно точно установлено,что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Иначе говоря, чем более подвижные, "послушные" пальчики у малыша, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребёнка негативно влияют на формирование личности маленького человека,меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе.
Движение, осуществляя практический контакт - "реальную встречу" руки с внешним объектом,подчиняется его свойствам: ощупывая предмет,рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует "слепок" в мозгу. А.Н. Леонтьев писал: "сетчатка обученного глаза"-это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначального научившегося у руки. В отличии от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния,которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жёстко не определяется и не контролируется:ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора,какое он оказывает движущейся по нему руке. Это позволяет понять сложность взаимосвязей взаимодействие зрительно-тактильных связей. "Глаз учит руку-рука учит глаз".
У ребёнка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатор,начинается с появления ощупывающих движений. Рука движется не за предметом,а по предмету. С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребёнка.
Учитывая, возрастные особенности детей первого года жизни, необходимо проводить игры-занятия на развитие тактильных ощущений. Приведу несколько приемов, которыми пользуюсь на занятиях: вкладывание различных по форме шнурков,валиков, колечек, небольших мячиков в ладошку ребёнка,которые изготовлены из разных материалов и структуры; также применяю игры с крупой разные по величине; точечный массаж пальчиков и ладошке ребёнка; игры с водой.
Все игры-занятия сопровождаю художественным словом. Необходимо систематически проводить игры-занятия, чтобы ребёнок закреплял полученные ощущения и мог уже различать их по структуре ближе к году. Конечно необходимо проводить и индивидуальные занятия, учитывая физиологические способности детей. Дети с нарушение слуха и зрения, нуждаются в более частых и индивидуальных играх-занятиях. Систематическая работа на занятиях с детьми, конечно дают свои плоды. Наблюдая за малышами, как они развиваются, видишь результат своего воспитания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа
Консультации для воспитателей ДОУ. Использование устного народного творчества для развития речи
Развитие речи у дошкольников через игру
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет