Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастие

Разработка урока русского языка в 7 классе «Путешествие в «Причастинск»»
Автор: Токмакова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ Усть-Ярульская СОШ
Цели:
- систематизация знаний о причастии;
- формирование умения находить причастия и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастиях; выделять запятыми причастный оборот.
Описание урока: Представляю Вашему вниманию урок русского языка в 7 классе. Данный урок проводится заключительным перед диктантом при изучении темы «Причастие», что помогает детям устранить некие пробелы в знаниях, что способствует лучшему результату при написании контрольного диктанта . С помощью игровой формы дети активнее вовлекаются в учебный процесс. Материал рекомендован для учителей русского языка, студентов филологических факультетов.
Ход урока
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по городу Причастинску, рассмотрим все его достопримечательности. Заблудится в этом городе нам не даст карта, а роль гида я беру на себя.
Для начала я расскажу Вам историю создания города Причастинск.
Сказка о причастии.
Жили-были на свете одинокие суффиксы –ущ-, -ющ-, –ящ-, -вш-, -ш-. –т-. Скучно им было жить на белом свете. \и решили они пойти за советом к Глаголу, пожаловаться на свое одиночество.
Говорит им Глагол: «Подарю я вас самое дорогое, что у меня есть, - основу». «Спасибо!»- ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам- получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
-Возьмите мои окончания, они вам помогут.
-Спасибо, доброе Прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки довольные и счастливые. Отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из них предложил:
-Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились остальные, очень уж хотелось побыть беззаботными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом. Возмутились части речи, и решили они наказать ни к чему не причастных бездельников. Глагол сказал: «Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проказы оставляю вам всего два времени – прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный»
«А я наказываю вас тем, что будете вечно склонятся по падежам, изменятся по родам и числам», - сказало Прилагательное.
Погрустили Причастия да делать нечего- надо трудится. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать –то тоже надо уметь. С тех пор все Причастия живут в одном городе, и именоваться он стал Причастинском.
3. Повторение пройденного материала
Итак, наше путешествие начинается. Но прежде чем войти в город необходимо назвать правильное определение причастия, это служит паролем города.
Путешествовать мы будем по «Шоссе орфограмм». Давайте вспомним, какие орфограммы мы изучили в ходе этой темы? (написание суффиксов причастий, Н-НН в причастиях, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. буквы Е и Ё после шипящих в страдательных причастиях прошедшего времени, гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глагола)
Объяснительный диктант
Не взошедшее солнце; не выкрашенные скамейки; ребята возмущены поведением товарища; речи проникновенны и взволнованы; подстриженные волосы; крашенный масляной краской пол; маринованные грибы; некошеная трава, исписанный лист, выкаченная из подвала бочка; выкачанная нефть; слышавший разговор; посланный в отряд; заклеенный конверт, не подоспевшие вовремя люди; книга не прочитана; не написанное сочинение по английскому языку.
Мы приближаемся к Музею причастного оборота.
-Ребята, давайте вспомним, что такое причастный оборот?
-В каких случаях причастный оборот на письме выделяется запятыми?
Задание. (раздается на карточках)
Расставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения.
1. К реке сбегает тропинка едва видимая во тьме.
2. Серебрится луна слабо озаряемая луной.
3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром.
4. Разгорался раздуваемый ветром костер.
5. Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.
6. Вдали стоял почти не видимый лес.
7. Я увидел два почти соединенных ореха почему-то не сорванных забытых нами.
8. Я вышел в уже темнеющий сад, пошел по дорожке густо усыпанной листьями, потом остановился перед орешником застывшем в холодной недвижимости сумерек.
Сейчас мы прогуляемся по Аллее страдательных и действительных причастий.
Давайте вспомним, как отличить действительное причастие от страдательного?
-Как образуются действительные причастия?
-Как образуются страдательные причастия?
Задание. Заполнить таблицу причастиями из текста, выделить суффиксы. (текст либо выводится через проектор, либо раздается на парты)
Действ. Прош.в. Действ.наст.вр. Страд.прош.вр. Страд.наст.вр.

Текст.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.
Итак, наше путешествие подходит к концу и я предлагаю Вам закрепить свои знания с помощью небольшой работы по тексту.
Задание. Работа по тексту.

(1) Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. (2) Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. (3) Здесь все было необыкновенным. (4)Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная маслом картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг.(5) Не обычные, а специально прикрепленные к стен полки вмещали множество интересных вещей. (6) На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. (7) Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. (8)Одна из них привлекла его внимание. (9) На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна.
1. Из предложения 4 выписать причастные обороты.
2. Выписать из текста слова, которые подчиняются правилу: «В полных страдательных причастиях с суффиксами –ЕНН- и –НН- пишутся две буквы Н если причастие имеет приставку (кроме НЕ)». (прикрепленные)
3. Из предложения 4 выписать действительное причастие.
4. Выписать из предложения 6-9 краткое причастие.
5. Выписать страдательное причастие.
Взаимопроверка. (Ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга с помощью комментариев учителя)
4. Рефлексия.
Ребята, Вам понравилось наше путешествие?
Какой вывод мы можем сделать?
5. Домашнее задание.
Подготовка к контрольному диктанту.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами

Генри: творческий путь и его новеллистика | Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Опубликовано: 3780 дней назад (18 июля 2014)
Просмотров: 12363
+6
Голосов: 6
Наталья Олеговна Тер-Саргсян # 18 июля 2014 в 20:06 +1
Оксана Анатольевна, мне очень понравился ваш конспект. Тема непростая. Причастие - сложная часть речи. Вы преподносите тему в доступной форме. Каждый этап урока логически завершен, начинается следующий. Мне очень понравилось начало. Создание эмоционального настроения - очень важно. Вы молодец. Обязательно возьму на заметку. Спасибо!
Регина Сириновна Сабирзянова # 18 июля 2014 в 21:31 +2
Оксана Анатольевна! Было очень интересно совершить вместе с вами путешествие в Причастинск. Изучение причастий и деепричастий трудновато для большинства учеников, здесь очень многое зависит от учителя. Благодаря позитивному настрою, мотивации учитель заинтересует учеников, и они будут твердо знать, как правильно выделять обороты на письме. У Вас это получилось. Использование сказки поможет настроить на изучение и закрепление темы. +1
Оксана Анатольевна Токмакова # 18 июля 2014 в 21:36 +2
Спасибо за проявленный интерес к моей работе!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 18 июля 2014 в 21:57 +1
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Я прекрасно помню тот момент, когда мы с сыном учили правила о причастиях, а затем о причастных оборотах, не просто было. Скажу вам честно, что используя вашу методику преподавания данного урока, всё доступно и понятно. Когда урок проводится благодаря увлекательному путешествию с применением всех методических приёмов обучения, результат просто обязан быть положительным. Спасибо за содержательный материал, который на мой взгляд составлен очень профессионально.+1
С уважением, Т.Н.
Оксана Анатольевна Токмакова # 19 июля 2014 в 07:17 +1
Спасибо за проявленный интерес к моей работе!
Марина Викторовна Мамедова # 19 июля 2014 в 22:26 0
Спасибо за приглашение!Вы меня удивили своим конспектом!Мне он очень понравился.Вы правильно все продумали, "донесли" до детей тему и добились цели.Я в восторге!
Светлана Николаевна Никишова # 22 июля 2014 в 15:38 0
Совершенно согласна с предыдущими комментариями, прекрасный конспект,всё ясно и понятно. Сказка - необычная, путешествие - полезное. С удовольствием голосую.
Галина Владимировна Чернявская # 23 июля 2014 в 06:20 +1
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Мне трудно оценить содержание Вашего конспекта, т.к. я не специалист в данной области, но я всегда за нетрадиционные формы обучения, которые позволяют разнообразить учебный процесс, формировать у учащихся положительную мотивацию к обучению. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Учащиеся охотно включаются в такие занятия, проявляя не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, лингвистического или литературного эксперимента. Главное, чтобы такой урок не был одиноким. Надеюсь, этот урок является частью нетрадиционной системы обучения. Примите от меня голос за творческий подход.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 26 августа 2014 в 17:05 +2
Интересный заключительный урок по теме «Причастие» Вами предложен, Оксана Анатольевна. Выбранная игровая форма – путешествие в город Причастинкс – способствует лучшему повторению и закреплению материала. Спокойно «проходя по улицам» города Вы повторяете все нужные правила, выполняете задания. Этапы урока логично связаны между собой и вытекают один из другого. В ходе урока были использованы различные формы обучения: вступительное слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка. Примите и мой голос!
Анна Валерьевна Шмакова # 17 сентября 2014 в 15:36 +1
Ваш материал мне очень понравился. Вы -молодец! Желаю творческого настроения и удачи!!!
Надежда Боевна Кикеева # 28 июля 2015 в 16:48 0
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Ознакомилась с конспектом урока по теме "Причастие". Действительно, материал урока в игровой форме должен быть интересен для учащихся. Использованы разнообразные формы и приемы работы. Сказку о причастиях я бы использовала не на заключительном, а на вступительном уроке по данной теме. Мне кажется, что лучше было бы использовать это время для закрепления умений и навыков учащихся по обособлению причастного оборота. Как правило, у многих учащихся возникают проблемы именно с обособлением причастного оборота. Успехов Вам в дальнейшем. Голос.
Оксана Анатольевна Токмакова # 28 июля 2015 в 20:56 0
Спасибо большое за проявленный интерес к моей работе.