Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Служебные части речи

Тема: Служебные части речи
Автор: Токмакова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ Усть-Ярульская СОШ.
Описание материала: Данную работу выполняла еще студенткой филологического факультета. Материал будет полезен для учителей русского языка и литературы, студентов филологических факультетов и учащимся при подготовке к ЕГЭ. В работе огромное внимание уделяется служебным частям речи.
1. Общая характеристика служебных частей речи.
Противопоставление знаменательности – служебности в системе частей речи русского языка имеет место со времен М.В. Ломоносова. В.В. Виноградов в книге «Русский язык: (грамматическое учение о слове)» назвал знаменательные слова частями речи, служебные – частицами речи, охарактеризовав последние как отдельный структурно-семантический класс. «Частицами называются классы таких слов, которые обычно не имеют вполне самостоятельного реального или материального значения, а вносят главным образом дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов, предложений или же служат для выражения разного рода грамматических (а следовательно, и логических, и экспрессивных) отношений. Лексические значения этих слов совпадают с их грамматическими, логическими или экспрессивно-стилистическими функциями. Поэтому семантический объём этих частиц очень широк, их лексико-грамматические значения очень подвижны, они находятся во власти синтаксического употребления» .
Служебные слова лишены возможности обозначать предметы, признаки предметов, процессы, признаки других признаков и т. д. Знаменательные слова делают это, как известно, двумя способами: номинативным (назывным, когда за звуковым комплексом закрепляется определенное значение, одно или несколько) и прономинальным (местоименным, когда значение слова не закреплено за звуковым комплексом, оно переменно и зависит от контекста и ситуации).
В связи с этим служебные слова не вступают в словосочетания, а сами являются формальным средством выражения связи слов (ср.: около дома – предлог не может быть самостоятельным компонентом словосочетания, он лишь является формальным средством выражения связи слов).
Служебные слова не являются самостоятельными членами предложения.
Как правило, служебные слова не изменяются (кроме связок), не имеют грамматических категорий рода, числа, падежа и т. д., не членятся на морфемы. Большая часть служебных слов не имеет самостоятельного ударения и присоединяется к знаменательному слову в препозиции (проклитика: перед домом ) или постпозиции (энклитика: читал ли ), образуя вместе с ним большое фонетическое слово.
Служебные слова не имеют собственного словообразовательного аппарата, поэтому пополняются за счет диахронной трансформации – перехода из знаменательных частей речи.
Отмечают, что после служебных слов невозможны паузы, оформленные на письме запятой, двоеточием или тире, но, как исключение, возможны паузы, оформленные многоточием: Огурцы из … Заполярья.

2. Классификация служебных частей речи
В лингвистической литературе (например, в работах В.Н. Сидорова и др.) известны попытки в системе служебной лексики выделить группы слов, выражающих синтаксические формальные значения (предлоги, союзы, ) и несинтаксические (собственно частицы). Предлоги и союзы выражают разного рода отношения (временные, пространственные, причинные и т. д.), передаваемые в составе словосочетания, предложения. Собственно частицы могут оформлять некоторые грамматические значения ( Читал ли ты эту книгу? – Частица ли совместно с интонацией служит для выражения вопроса), но гораздо чаще они вносят в высказывание разного рода семантические оттенки: ограничительные, усилительные и т. д., например: Даже слово блузка объявлялось неправильным. Женщины имели право носить только кофточки (К.Чук.). Прислушиваясь к ночным звукам, он думал, что вот проходит жизнь, а ничего еще толком не сделано (К.П.). Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий (К.П.).
Поэтому некоторые лингвисты говорят о грамматичности предлогов, союзов, и семантичности собственно частиц, что, как было показано выше, не совсем правильно.
По грамматическому и коммуникативному назначению служебную лексику делят на предлоги, союзы и частицы.

2.1. Предлог
Предлог – это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в предложениях и словосочетаниях: дом у дороги, перейти через дорогу. Предлог – одна из служебных частей речи. Они выражают те же отношения, которые передаются косвенными падежами имён существительных и местоимений, но делают это более дифференцированно. Это дало возможность говорить, что предлог не только поддерживает, усиливает значение падежей, но и дополняет, специализирует их (Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.В. Виноградов и др.). Современная система русских предлогов сложилась в результате длительного развития. Историки языка говорят о двух этапах: на I этапе (примерно до XVII в.) шло развитие предлогов за счёт внутренних ресурсов (так называемых первообразных предлогов, этимология которых неизвестна современнику). С VIII по XVII в. в результате перехода из других частей речи появилось только несколько предлогов: вместо, подобно, противно, смотря по . С XVII в. начинается активный процесс перехода в предлоги имен существительных, наречий, деепричастий. В результате в современном русском языке мы имеем достаточно большое количество предлогов. Предлоги в сочетании с именами способны передавать разнообразные синтаксические и смысловые отношения:
объектные: говорить о задании, размышлять над статьёй, спросить насчёт задатка, решить вопрос в отношении каникул и т. п.;
атрибутивные (определительные): листок в клеточку, рыба под соусом, платье из шерсти, учебник по математике, полки для книг и др.;
обстоятельственные пространственные: быть в лесу, выйти из кинотеатра, находиться возле магазина, перебросить через плетень, спрятать под прилавком, лететь над водою, оказаться за спиной и т. п.;
временные: отложить до воскресенья, встретиться в субботу, потеплело к утру, собраться накануне выходных, отдыхать в течение месяца и т. д.;
причинные: устать от шума, расстроиться из- за опоздания, разлилась вследствие дождей, победить благодаря таланту, отказаться ввиду непогоды и т. д.;
целевые: сказать в шутку, подарить на память, купить для рисования, послать за квасом и др.;
образа и способа действия: говорить с восхищением, лить через край, работать без удовольствия и т. п.
Значение предлога не может быть выявлено вне контекста (за исключением небольшой группы производных предлогов, ещё близких к своей исходной форме, типа по причине, с целью ), и этот факт является важнейшим в системе доказательств отсутствия лексического значения у предлогов.
По структуре предлоги следует разделить на
1) простые ( в, на, за, от, через, мимо, благодаря и т. д.);
2) сложные ( из-за, из-под, по-над );
3) составные ( вместе с, независимо от, по пути к и др.).
Простые предлоги состоят из одного слова, сложные – из двух предлогов (их называют также парными, двойными), составные включают два или три компонента. Составные предлоги могут иметь следующую структуру:
а) наречие + предлог: вплоть до, независимо от, наряду с, наравне с и др.;
б) деепричастие + предлог: несмотря на, невзирая на, судя по, смотря по и др.;
в) предлог + имя существительное в косвенном падеже + предлог: в связи с, по направлению к, в соответствии с и др.
Существуют и другие классификации предлогов по структуре. Так, Е.Т. Черкасова, предлагает следующую классификацию: «По строению предлоги делятся на простые (состоящие из одного слова, напр.: в, неужели, благодаря ), сложные (из двух слов, напр.: в силу, во время ) и составные (из трех слов, напр.: в зависимости от, в связи с, по отношению к )» . Нерациональность этой классификации очевидна: в ней избран формальный (механический, чисто количественный) подход, не учтены средства выражения компонентов с учётом лексико-грамматических особенностей исходных частей речи и т. д. Попутно заметим, что в цитате допущена и случайная ошибка: слово неужели является частицей, а не предлогом.

2.2 Союз
Союз – одна из служебных частей речи, которой уделяется большое внимание, преимущественно в синтаксисе. Ведь союзом называется служебная часть речи, которая используется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения, компонентами текста.
Союзы, как и предлоги, выражают различные синтаксические отношения, но предлоги осуществляют свою функцию связи в единстве с падежными формами существительного, а союзы формально автономны, они безразличны к частям речи, которые соединяют, например: танцует и поёт, добрый и отзывчивый, медленно и не спеша, всегда и во всём и т. д.
Союзы считаются носителями квалифицирующего значения, так как они способны оформлять передаваемые значения конкретно как соединительные ( и, также ), разделительные ( или, то ли … то ли ), сопоставительные ( если … то и под.), временные ( с тех пор как и под.), причинные ( потому что, так как и др.), целевые ( для того чтобы и др.) и т. д. Таким образом, каждый союз имеет определенную семантику, но она присуща союзу не сама по себе, без контекста, а реализуется только через те отношения, которые устанавливаются между конструкциями.
Согласно традиционной точке зрения, у союзов выделяют лексическое и грамматическое значение. Грамматическим (синтаксическим, категориальным) значением союзов признается указание на характер синтаксических связей между ними. Все союзы делят на сочинительные и подчинительные . Сочинительные союзы выражают относительную смысловую независимость синтаксических единиц, подчинительные передают различные смысловые отношения между главной и зависимой синтаксической единицами.
К лексическому значению союзов относят указание на конкретные типы синтаксических отношений, например, подчинительные союзы передают изъяснительные, обстоятельственные отношения места, времени, причины, цели и т. д. Если под лексическим понимать вещественное (реальное, материальное) значение, то есть значение основной (вещественной) части слова в отличие от формальной, грамматической части, то говорить о наличии лексического значения у союзов (как и у других служебных частей речи) некорректно. В широком понимании термина лексическое значение приравнивается к семантике слова. Союзы обладают семантикой, но это, то значение, которое возникает у них в предложении. Функцию и характер союза нужно определять по логико-грамматическим отношениям, возникающим при соединении союзами синтаксических единиц.
По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы принято делить на шесть разрядов:
1) соединительные (выражающие отношения перечисления): и, да (=и), тоже, также, и…и, ни…ни, редко – а : Изредка щетина на щеках у Гилярова топорщилась и прищуренные глаза смеялись (К.П.). Он не смотрел свысока ни на наши незрелые мысли, ни на наши незрелые стихи (К.С.);
2) противительные , выражающие отношения противопоставления или несоответствия: а, но, да (=но), однако, зато, же и др.: Постепенно я привык к университету и полюбил его. Но полюбил не лекции и профессоров (талантливых профессоров было немного), а самый характер студенческой жизни (К.П.). У него больше всего людей, зато ему и приходилось идти прямо, через всю площадь… (К.С.). Бывает, что в литературе подолгу живут книги несуетливого писателя, однако нет у него ни громкого имени. ни славы (Ю.Б.);
3) разделительные , передающие отношения взаимоисключения или чередования: или, либо; то…то; не то…не то; или…или; то ли… то ли : Он вместе со школьным учителем Иориком Свенсеном переплыл в пятибалльный шторм на утлой лодке – то под парусом, то на веслах – шестьдесят миль, отделяющих Рыбачий от северного побережья Норвегии (К.С.);
4) градационные , выражающие отношения сопоставления: не только…но и; не столько…сколько, как…так и и под.: Теперь были слышны не только артиллерийские разрывы, но и близкая пулеметная трескотня (К.С.);
5) присоединительные , добавляющие к основному высказыванию посредством присоединительной связи дополнительные сообщения, пояснения: да и, также, а также, тоже ; например: Шёл нудный дождь, да и настроение было неважное ;
6) пояснительные : то есть, или (=то есть), как-то, а именно: Мне кажется, что я не забыл ничего существенного, не забыл и характер этих разговоров с Буниным , то ест ь запомнил не только что он говорил, но и как он говорил (К.С.).
В современной лингвистике, сочинительные союзы включают в себя только первые три разряда: соединительные, противительные и разделительные. Последние три разряда: градационные, присоединительные и пояснительные – следует рассматривать как промежуточные между сочинительными и подчинительными, потому что они имеют особое функционирование, используются в конструкциях, которые в чистом виде нельзя отнести ни к сочинительным, ни к подчинительным, и объединяют в себе некоторые семантические и структурные характеристики тех и других.
Градационные союзы (от лат. gradatio ) были выделены исследователями в русском языке в 1960 годах(на них обратили внимание В.А. Белошапкова – 1967 г ., Ф.И. Серебряная – кандидатская диссертация 1967 г ., Р.П. Рогожникова и др.). К градационным относят разнородные структуры, объединённые значением сопоставления, наращивания признака, показывающие преобладание одного элемента сравнительно с другим, отличным по удельному весу от членов градационного ряда: не только…но и; не столько…сколько; не то чтобы…но; если не…то; не так чтобы…а; мало того что; кроме того что; помимо того что и т. д.: Южное лето накапливало в городских садах столько солнечного жара, зелени и запаха цветов, что ему было жаль расставаться с этим богатством и уступать место осени (К.П.). Но главное состояло в том, что не только он был нужен нам, но и мы были нужны ему (К.С.). Такие союзы имеют разную структуру: среди них есть составные союзы ( помимо того что, кроме того что и под.) и сложные расчленённые союзы, компоненты которых могут находиться в разных предикативных частях сложного предложения: Весна не только пришла, но она внесла в жизнь деревни много хлопот, – х отя чаще такие союзы объединяют однородные члены предложения: Весна не только принесла тепло и свет, но и заставила крестьян работать от зари до зари.
Не меньше нерешённых проблем и в теории пояснительных союзов: 1) они соединяют и члены предложения, и предикативные части сложного предложения; 2) с их помощью может выражаться и собственно пояснение, и уточнение, содержание которых фактически не разграничено в лингвистической литературе. Поэтому их относят то к подчинительным (А.М. Пешковский, Л.А. Булаховский и др.), то к сочинительным (И.А. Попова, А.Ф. Прияткина, современные академические и вузовские грамматики) союзам.
Подчинительные союзы способны передавать разнообразные отношения:
1) изъяснительные ( что, чтобы, как будто ): Нильс Бор всегда считал, что все глубокие истины характеризуются тем, что противоположные им по смыслу высказывания также являются глубокими истинами (Д.Гр.);
2) обстоятельственные времени ( когда, только, едва, пока, как только, после того как, с тех пор как и др.): Прежде чем ответить, старики помолчали, покашляли, подумали (К.С.);
3) целевые ( чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы и под .): Для того чтобы представить себе дальнейшее, нужно описать кабину (К.С.). Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя» (К.П.);
4) причинные ( ибо, потому что, ввиду того что, из-за того что и др.): Мне это вполне удавалось, так как блистание молний продолжалось иногда по полминуты и дольше (К.П.);
5) условные ( если, когда, кабы, ежели, коли, раз и др.): Кабы не ты, да не ваши кочевья, может, уже в ученые б вышла! (К.С.);
6) уступительные ( хотя, несмотря на то что, даром что, между тем как и др.): Судя по холодному, насмешливому его лицу, он разрушал этот сад, камня на камне не оставлял (К.П.): Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований (К.П.);
7) следствия ( так что и др.): Пёс за зиму подрос, поздоровел, так что весной его можно было брать на охоту ;
8) сравнительные ( как, словно, точно, как будто и др.): Дни , как ручьи, бегут в туманную реку (С.Е.).
Интересно отметить следующую закономерность: разветвлённую сеть союзов имеют те категории объективной действительности, которые вербализованы с помощью единиц, более сложных, чем слово, а именно: словосочетаний и придаточных предикативных частей. Это категории, поздно осознанные человеком: причина, цель, условие, уступка, следствие и т. д. Именно они выражаются прежде всего на синтаксическом уровне, некоторые из них не имеют выражения на частеречном уровне (так, нет наречий условия, уступки, следствия и т. д.).
По своему строению (структуре) союзы делятся на простые (однословные, однокомпонентные) и составные (состоящие из двух и более слов, многокомпонентные).
Простые союзы неоднородны по формальному строению и семантической специфике. Сюда включают: а) первообразные союзы типа а, но, да, и, ли и под.; б) производные союзы, образованные путём перехода из других частей речи: раз, хотя, что и под.; 3) союзы, которые исторически восходят к соединениям двух и более служебных слов или служебного и знаменательного слова, которые в современном русском языке не членятся на морфемы: даже, поскольку, также, тоже, чтобы и под.
Составные союзы представляют собой совокупность двух и более элементов, каждый из которых существует как самостоятельное слово. В свою очередь, они делятся на несколько подгрупп: а) первую подгруппу составляют союзы, образованные путём соединения компонента что ( как и др.) и бывшего указательного (соотносительного) слова, например: потому что, благодаря тому что, несмотря на то что, оттого что, потому что, так что и под., так как, перед тем как, после того как, по мере того как и т. п.; б) вторая подгруппа образована путём присоединения к союзам наречий, частиц и др.: как только, как будто, лишь только, только что, едва лишь, если не, даром что, прежде чем, в случае если, прежде чем и т. д.; в) составные союзы могут быть образованы при помощи предлогов, местоимений, глаголов, частиц и т. д.: а то, будь то, то есть, кроме того, тем самым, хотя бы и т. п.
В самом широком понимании термина «союз» к этой служебной части речи относят «образования, соотносимые с вводными сочетаниями слов»: в том числе, в первую очередь, помимо того, сверх того, между тем, между прочим, иначе говоря, другими словами, кстати сказать, таким образом, точнее говоря и др. «Подобные образования оформляют разные виды присоединительно-пояснительных отношений, выступая или в роли союзов (функционально близких к или, иначе, а именно, то есть, то бишь, как-то ), или занимая позицию конкретизатора в составном союзе ( и в том числе, и тем самым, а к тому же, но между тем, и кстати говоря ».
По числу занимаемых в предложении позиций союзы делятся на одноместные и неодноместные. Одноместные союзы соединяют части текста, располагаясь между ними или позиционно примыкая к одной из них; эти союзы могут быть и сочинительными, и подчинительными, например: и, а, но, да, зато, так как, лишь только, в случае если, потому что, несмотря на то что, тогда как и др.
Неодноместные союзы делятся на двухместные (парные) и многоместные. Достаточно подробно такие союзы рассмотрены в Русской грамматике–1980: « Синтагматические автономные двухместные союзные соединения строятся по схемам: 1) «союз – коррелят», 2) «союз – союз», 3) «вводное слово (или словосочетание) – союз»: 1) двухместных соединений, построенных по схеме «союз – коррелят»: если … то; когда … то (так); так как … то; если … тогда; если … значит; так как … то следовательно и др.; 2) по схеме «союз – союз»: постольку … поскольку; чем … тем; как … так и; не только … но и; не только не .., но даже; хотя и … но; не просто… а; едва… как; чуть только … как; нельзя сказать чтобы …но и др.; 3) по схеме «вводное слово (или словосочетание) – союз: конечно … однако; правда … но; наверное … если; видимо … раз и др. Приведенный перечень показывает, что некоторые соединения очень трудно (или невозможно) отнести к союзам, например: нельзя сказать чтобы … но и под.; поэтому работа по изучению так называемых «двухместных союзных соединений» должна быть продолжена.
По употреблению выделяются одиночные и повторяющиеся союзы. Всегда одиночны противительные союзы а, но, да. Повторяющиеся союзы: то…то; то ли…то ли; не то… не то и др. Некоторые союзы могут быть одиночными и повторяющимися: и, да (=и), или, ни и др.
По происхождению союзы делятся на первообразные ( а, но, и и др.) и производные ( что, ибо, если и т. д.). Основным источником пополнения союзов являются местоимения . В подчинительные союзы перешли местоимения что, как и когда , а на их базе создалась большая группа так называемых составных союзов, исчисляемая десятками единиц ( благодаря тому что, оттого что, тем более что, так что, прежде чем, так как, с тех пор как, после того как, подобно тому как, между тем как и др.). Союзы что, как и когда в силу своей обобщённости оказались, с одной стороны, наиболее опустошёнными в лексическом отношении и, с другой стороны, наиболее вместительными, семантически энергоемкими, так как они в состоянии передать разнообразные оттенки в своем содержании. Примеры: Я знал, что на рассвете не будет видно гор за стеной дождя … (К.П.). – Когда так, согласен с тобой (Д.Гр.). Было слышно, как возятся и сердито попискивают в кустах разбуженные птицы (К.П.). Прежде чем получить аммиак, эти вредные примеси необходимо вычистить (К.П.).
Кроме местоимений, в союзы переходят и другие части речи: наречия времени едва, пока, покамест, только, лишь ; наречия качественной характеристики ровно, словно, точно ; меры и степени чуть. Примеры: Пока общество голову ломало, дошлые мужики хутора себе взяли и отошли от Стремянки (М.А.). Едва «Москвич» скрылся в облаке пыли, с чердака спустился заспанный Артюша, заулыбался разбитыми губами (М.А.). Только Артюша уехал вместе с мужиками, гляжу – несут фляги с бензином к зимовнику и наливают его в ведра (М.А.). В Балаклаве бывают годы, когда хамса стоит так густо, что можно воткнуть в воду весло, точно вилку в хлеб (К.П.);
несколько имён существительных : раз, благо, правда , например: Раз начал говорить, продолжай. Август был жаркий, правда в конце месяца пошли дожди. Раз село по его фамилии назвали, значит, надо поклон ему отвезти и каравай от вятских поселенцев (М.А.);
деепричастие хотя (хоть) : Хотя было еще тепло, но по утрам на траве серебрился иней. Все это есть в изобилии в хранилищах Русского музея, хотя посетители в верхних этажах и не подозревают об этом (В.Сол.).
Сочинительные союзы образуются за счёт перехода из других частей речи крайне редко; речь идет о конъюнкционализации местоимения то : Чуть-чуть похолодало, от реки то тянуло туманом, то снова проглядывало солнышко.
2.3 Частица

Термин частица является русским переводом латинского particula . Он используется в широком и узком значении. Частицы в широком смысле этого слова включают классы слов, которые не имеют самостоятельного реального значения, а служат для выражения разных грамматических отношений и вносят дополнительные оттенки в значения других слов, словосочетаний, предложений («связочные слова»). «Это как бы оторвавшиеся от основ аффиксы, свободно передвигающиеся по поверхности языка (хотя исторически как раз наоборот: сами аффиксы происходят из таких слов, прильнувших к полным словам)». Термин частица в широком значении термина использовался лингвистами еще в XVIII в., и прежде всего в трудах М.В. Ломоносова. Такое толкование сохранилось и в XX в. в работах В.В. Виноградова и некоторых других лингвистов.
В современной лингвистике принято узкое понимание термина «частица» как служебной части речи в одном ряду с предлогами и союзами. Предлоги обозначают синтаксическую зависимость имен от других слов. Союзы объединяют слова, словосочетания и предложения. Частицы имеют особое функционирование: они служат для передачи разных смысловых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Поэтому некоторые лингвисты говорят о грамматичности предлогов и союзов и о семантичности частиц.
В Русской грамматике–1980 по функции выделяются частицы: 1) формообразующие (давай, бы, пусть, пускай, да); 2) отрицательные ( не, ни ); 3) вопросительные ( а, ли, неужели, разве, что за, что, что ли, как ); 4) характеризующие действие по протеканию во времени или по результативности ( было, бывало, чуть не, как, только что не, нет-нет (да) и, так и ); 5) модальные ( а, ведь, вон, вот, всего, да, еще же, и, или, именно, лишь, ну, оно, просто, прямо, тебе, только, уж, это, дай, давай(те), да, дескать, единственно, ещё, исключительно, ну и, самое, себе и др.); 6) утверждающие или отрицающие реплики ( да, нет, точно, так, действительно, именно, вот, хорошо, ладно, идет, ну и др.).
Более убедительной представляется классификация, изложенная в грамматике Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова. Авторы выделяют следующие разряды частиц по значению.
Частицы, имеющие смысловые значения:
• указательные : вот, вон, оно и т. п.;
• определительно-уточняющие : точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и др.;
• выделительно-ограничительные : лишь, только, всё, исключительно, единственно, хоть, хотя бы и др.
К этой группе примыкают усилительные частицы, которые также могут выступать в функции выделения: даже, даже и, же, и ведь, не, ни, ещё, то, просто, прямо, положительно, определённо, решительно и др.
Эмоционально-экспрессивные частицы: что за, как, вот как, куда, то-то, вот и, о и др.
Модальные частицы:
• утвердительные : да, так, точно, определённо, как же, ага, угу и др.;
• отрицательные : не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не и др.;
• вопросительные : ли, разве, неужели, ужели, что, а, да и др.;
• сравнительные : как, как бы, словно, будто, точно, вроде и др.;
• частицы, указывающие на чужую речь : -де, дескать, мол, якобы.
Традиционно выделяемые словообразующие частицы (- то, -либо, -нибудь, не -, ни-, кое -), по мнению Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова, должны рассматриваться в словообразовании; формообразующие частицы ( пускай, пусть, да, бы, давай ) – при изучении грамматической категории наклонения; постфикс -ся в формообразующей функции – в морфологии (как залогообразующая морфема).
Эта классификация опирается на достижения лингвистики в этой области, но также нуждается в доработке.
Назовем еще одну классификацию – А.М. Шелякина . Он выделяет следующие семантические разряды частиц:
1. Частицы, которые служат для выражения отношения всего или в частности высказывания к действительности.
• Утвердительные (подтверждающие) ( да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно );
• отрицательные ( не, ни, нет, никак нет );
• вопросительные ( ли, разве, неужели );
• побудительные ( пусть, пуская, давай(те), ну, ну-ка );
• сослагательного наклонения ( бы );
• выделительно-ограничительные ( только, лишь, именно );
• выделительно-указательные ( вот (здесь), вот (там) );
• выделительно-усилительные ( ведь, даже, и, же, уж, и );
• определительно-характеризующие ( как раз, чуть не, почти, совсем );
10. сравнительные ( будто, словно, как будто, как бы );
• 11. частицы достоверности ( якобы, дескать, де, мол ).
II . Частицы, которые выражают отношение говорящего к сообщаемому.
• Частицы со значением сомнения, неуверенности ( вряд ли, вроде, как бы );
• выражающие предпочтительность ( лучше );
• эмоциональную оценку ( ну и, вот и, просто, что за, уж и ).
Все частицы по структуре можно разделить на две группы:
• простые ( ну, ведь, просто, не и др.): Ну , как ваше здоровье, сокровище? (А.Крон);
• составные ( вот ведь, едва не, как бы и др.): Да вот , как видите. Отлично… (А.Крон).
Частицы по употреблению могут относиться:
а) ко всему предложению в целом: Просто я привык говорить правду (К.С.);
б) к слову: Мы пошли по чуть заметной тропе, вышли на сенокосную дорогу (К.П.). Только иногда, мелькнув мимо угасающей над лесом поздней зари, на озеро со свистом, с плеском садится стая диких уток (Ю.Б);
в) к словосочетанию: Ткаленко исполнилось всего двадцать три года (К.С.). И в этом смысле орловская земля выходит едва ли не на первое место (В.Пес.);
д) могут употребляться как нечленимые предложения: – Разрешите слетать. – Соколов, не садясь, приложил руку к шлему. – Давай (К.С.).
По местоположению частицы делятся на:
а) препозитивные : ( да, ну, давай, пусть, пускай, не, ни и др.): Я расспрашивал таганрогских цветоводов о луноцвете, но никто из них не знал о нём (К.П.). С шефом чисто деловые отношения (К.С.). Что, снова объявился? (К.С.);
б) постпозитивные : ( же, ли, бы, -ка ): Ты же меня не слушаешь! Знал бы ты, как прекрасны вечера в Крыму! ;
в) частицы, место которых не постоянно : ( ведь, уже, разве и др.): Но разве теперь это может иметь хоть какое-нибудь значение? (К.П.).
По образованию частицы можно разделить на две группы:
• первообразные (непроизводные): ну, не, ни ;
• производные, образованные путём перехода из других частей речи: просто, решительно, что, себе, оно и др.
В частицы перешли местоимения оно, всё, всего, как, то, что, это, себе и др.; например: - Это кто из областного музея приезжал? (Д.Гр.). – Не так эти вопросы решаются, – всё больше досадуя, говорил он, глядя на её выгоревшие волосы (Д.Гр.). Он хотел всего-навсего увидеть, как ребята радуются (Д.Гр.). Пусть себе едет на дачу… (Ю.Г.). Ох, уж эта мне молодежь! (К.П.);
наречия буквально, довольно, вообще, единственно, ещё, именно, ладно, определенно, подлинно, просто, прямо, ровно, решительно, точно, только, уж ; например: …садиться было буквально некуда (К.С.). Потом днем я д овольно долго говорил с несколькими моряками нашего лесовоза (К.С.). Это был не просто блиндаж, а большое двухкомнатное помещение (К.С.). … на студии не было ровно ничего для того, чтобы снимать сцену боя (К.С.) ;
глаголы было, бывало, ведь ( ведать ) , вишь ( видишь ) , дай, давай, дескать, мол, пусть, пускай, пожалуй и др.; например: Пусть бы один из них, но пришел (Д.Гр.). Фигуровский пошел было , да остановился (Д.Гр.). В ваших местах, – она улыбнулась, – почитай всю жизнь (Ю.Н.);
имена существительные добро ; например: Добро , приходи, мы тебя ждем;
имена числительные одни ; например: Рабочие ушли, здание опустело, одни уборщицы трудолюбиво чистили, мыли, убирали всё ненужное .
Партикуляцию как процесс пополнения частиц за счёт перехода слов из других частей речи можно назвать продуктивным процессом, если иметь в виду количественное соотношение частиц вообще и частиц, образованных путём диахронной трансформации. При переходе в частицу исходное слово теряет знаменательность (способность иметь номинативный или прономинальный способ отображения действительности), способность изменяться (если оно ею обладало), быть членом предложения или его компонентом и т. д.; приобретает способность выражать разные оттенки значения (эмоционально-экспрессивные, модальные и т. д.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс | Генри: творческий путь и его новеллистика
Опубликовано: 3783 дня назад (17 июля 2014)
Просмотров: 18009
Рубрика: статьи
+2
Голосов: 2
Надежда Николаевна Добрецкая # 17 июля 2014 в 13:24 +2
Очень интересный и содержательный материал. Обязательно буду использовать в своей работе ведь я не филолог. И мне бывает трудно найти материал по темам. Прошу Вас познакомиться с моими материалами а моём блоге.
Оксана Анатольевна Токмакова # 17 июля 2014 в 13:46 +1
Спаисбо большое за проявленный интерес к моей работе! обязательно загляну в гости в Ваш блог! hoho
Любовь Сергеевна Резанова # 18 июля 2014 в 19:46 0
Оксана Анатольевна, прочитала Ваш материал, сразу вспомнились студенческие годы. А кое-что уже подзабыла, сейчас освежила в памяти. Спасибо! +1